Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стадии психосексуального развития




Оральная (первый год жизни): эрогенная зона – рот, основная активность – захватывание (оральная агрессивность) и получение (оральное слияние). Важнейшая область конфликта – кормление.

Анальная (второй год жизни): эрогенная зона – анус, основная активность – исторжение (анальная экспульсивность) и удержание (анальная ретенсивность). Важнейшая сфера конфликта – приучение к туалету.

Фаллическая (с третьего до пятого года жизни): Эрогенная зона – гениталии, основная активность предполагает гетеросексуальное взаимодействие. Это период актуализации эдипова комплекса, когда ребенок соперничает с родителем того же пола за внимание родителя противоположного пола. Для мальчиков особую важность приобретает комплекс кастрации, для девочек – зависть к пенису.

Латентная (с шести лет до достижения пубертата): сексуальные инстинкты дремлют, ребенок овладевает навыками, не имеющими прямой связи с сексуальностью.

Генитальная (от достижения пубертата до окончания жизни) характеризуется зрелой сексуальностью, где комбинируется все, чему человек научился на прегенитальных стадиях; эта стадия характеризуется сексуальными контактами и оргазмом. Человек, достигший этой стадии, способен к любви и плодотворной работе.

Фиксация

Когда конфликт, неизбежно разворачивающийся на каждой фазе развития, выражен минимально, ребенок благополучно переходит к следующей стадии. Если родители интенсифицируют конфликт, чрезмерно ограничивая ребенка или потакая ему, демонстрируя непоследовательность, развитие ребенка затрудняется чрезмерными проявлениями защитного поведения, цель которых – избавление от тревоги посредством избегания конфликта. Эта задержка развития называется фиксацией и свидетельствует о том, что активность соответствующей стадии психосексуального развития остается слишком важной для личности и после достижения пубертата.

Периферия личности

Типы характера (совокупность черт)

Типы личности во взрослом возрасте, отражающие ведущий тип деятельности и конфликт на различных стадиях психосексуального развития, а также защиты, характерные для этих стадий.

Оральный характер: в качестве ведущих видов защиты выступают проекция (приписывание человеком другим людям тех черт, которыми он обладает сам), отрицание (отказ воспринимать угрожающие объекты или события внешнего мира) и интроекция (процесс слияния с другим человеком с целью избежать столкновения с пугающей сущностью этого человека или столкновения со своими собственными пугающими инстинктами). Среди типичных черт оптимизм либо пессимизм, доверчивость либо подозрительность, восхищенность либо завистливость и манипулятивность либо пассивность.

Анальный характер: ведущие виды защиты – это интеллектуализация (замещение реальных, инстинктивного характера, причин своих желаний и поступков на вымышленные, социально более приемлемые), образование реакции (замещение своих реальных прямо противоположными), изоляция (разрыв существующих в норме связей между когнитивными и аффективными компонентами желаний и импульсов для устранения тревоги) и уничтожение содеянного (совершение таких поступков или такие мысли, которые сводят на нет или компенсируют предыдущие мысли и поступки, способные вызвать тревогу). Черты такого характера – скупость либо излишняя щедрость, зажатость либо экспансивность, аккуратность – нечистоплотность и скрупулезность либо рассеянность.

Фаллический характер: основной вид защиты – вытеснение (удаление из сознания инстинктивных желаний и действий с целью не допустить переживания тревоги), среди типичных черт можно выделить тщеславие либо ненависть к себе, элегантность либо склонность к простоте, целомудрие либо неразборчивость в связях.

Генитальный характер в качестве основной защиты использует сублимацию (смену объекта сексуального инстинкта на более социально приемлемый, чем изначальный, без нарушения или блокирования выражения инстинкта), типичные черты свидетельствуют о полной социализации, адаптации и эффективности деятельности.

 

Теория Мюррея

Ядро личности

Тенденция ядра

Аналогично позиции Фрейда, однако существует возможность того, что не все функционирование определяется стремлением избежать конфликта между человеком и обществом.

Характеристики ядра

Ид. Аналогично позиции Фрейда, с тем дополнением, что не все инстинкты эгоистичны и находятся в оппозиции социальным нормам.

Эго. Аналогично позиции Фрейда, однако выделяются процессы, не носящие защитного характера, посредством которых выражаются социально приемлемые инстинкты. Эти незащитные эго-процессы предполагают такие когнитивные процедуры, как рациональное мышление и точное восприятие.

Суперэго. Аналогично позиции Фрейда, с тем уточнением, что содержащиеся в нем ценности и табу не обязательно закладываются в детстве. В более поздние периоды на суперэго оказывают влияние окружающие люди и даже литературные произведения.

Развитие

Стадии психосексуального развития

Аналогично позиции Фрейда, с дополнением еще двух стадий, а именно:

Клаустральная (внутриутробный период развития): четко определенные эрогенные зоны отсутствуют, имеет место пассивная зависимость от матери.

Уретральная (между оральной и анальной стадиями): когда эрогенной зоной является мочеиспускательный канал, а само мочеиспускание представляет собой основной тип активности.

Периферия личности

Комплексы Аналогичны представлению Фрейда о типах характера с добавлением двух типов, соответствующих выделенным стадиям психосексуального развития.

Клаустральный комплекс. Основная защита – отрицание, черты – пассивность и отчужденность.

Уретральный комплекс. Основные защиты аналогичны тем, что характерны для анального характера, черты – стремление к соперничеству и упрямство.

Потребности Концепция потребностей мало связана с прочими аспектами теории; потребность определяется как сущность, структурирующая восприятие, апперцепцию, мышление, волю и деятельность так, чтобы определенным образом трансформировать неудовлетворительную ситуацию. Был разработан перечень, состоящий из 40 потребностей (например, в достижении, власти, аффилиации), предложено несколько частично пересекающихся классификаций их функций и характеристик. Потребности актуализируются вследствие реального или воображаемого давления (сил окружающей среды). Дополняет концепцию потребностей понятие интеграта потребности, или совокупности стабильных ценностей и паттернов действия; интеграт потребности является результатом научения и обладает функцией выражения потребности.

 

Теория Эриксона

Ядро личности

Тенденция ядра

Аналогично позиции Фрейда, однако особый акцент делается на тот аспект функционирования, который не обусловлен стремлением избежать конфликта между человеком и обществом.

Характеристики ядра

Ид. Аналогично позиции Фрейда.

Эго. Аналогично позиции Фрейда, однако постулируются такие эго-процессы (например, рациональное мышление и реалистическое восприятие), которые не связаны с конфликтом между человеком и обществом. Полагается., что эго носит отчасти врожденный характер и обладает механизмами наподобие эго-инстинктов.

Суперэго. Аналогично позиции Фрейда.

Развитие










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...