Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержательные характеристики




Сущность прогнозов, которые могут быть сделаны на основании теории, определяется ее содержанием. Если прогнозы оправдываются, это происходит потому, что содержательные характеристики теории определены верно. Таким образом, если мы хотим разработать качественную теорию личности, нужно учитывать те содержательные выводы, к которым мы пришли в результате анализа разнообразных позиций, описанных в данной книге. Для большей наглядности я разделил содержательные элементы на несколько категорий, выделив наиболее важные положения курсивом.

Один из наиболее значимых содержательных выводов, к которому мы пришли в главе 5, заключается в том, что защитное поведениеэто обычная, хотя и не неизбежная форма функционирования личности. Люди существенно различаются по своей склонности использовать защиту и по тому, в каких сферах жизни они к ней прибегают. Доказательства говорят, что существуют две основные формы защиты: подавление, или отказ помнить и воспринимать, и гиперчувствительность, или склонность помнить и воспринимать только некоторые, особенно проблемные явления. Стимулы приводят к актуализации защит либо потому, что вызывают тревогу, либо потому, что нарушают табу общества. Все эти данные убедили меня в том, что защита имеет место тогда, когда человек пытается избежать тревоги, возникающей в результате конфликта между ним и обществом. Однако этот конфликт, как и защитное поведение, не является неизбежным результатом взаимодействия человека и общества.

С идеей о том, что человек и общество могут находиться в конфликте, вполне согласуются и выводы главы 10 о том, что люди различаются по выраженности двух характеристик, а именно: совести (совокупности ценностей, влияющих на регуляцию личных мотивов человека) и поддержки существующих социальных институтов и принятия ролевых структур. Очевидно, что некоторые люди более, чем другие, понимают важность общества и принимают накладываемые им ограничения. В главе 10 мы установили также, что люди различаются и по степени своей стабильности, предсказуемости и зависимости, то есть тех характеристик, которые имеют непосредственное отношение к социальной ответственности человека, его готовности следовать общественным нормам. На более абстрактном уровне в главе 10 также говорилось о том, что люди преследуют как личные цели (мотивы), так и социальные цели (схемы). И здесь необходимо иметь в виду, что личные цели могут быть реализованы в широком спектре ситуаций.

Итак, мы пришли к выводу, что существование вызывающего тревогу конфликта между социальными и личными целями возможно, хотя и не неизбежно. Следует также отметить, что зачастую эта тревога редуцируется посредством защитного поведения, цель которого – убедить самого себя и окружающих в чистоте и социальной приемлемости собственных помыслов. Итак, перед нами снова встает вопрос, является ли защита благом для человека. И у нас есть основания полагать, что, несмотря на обеспечение временной выгоды, защитное поведение оборачивается во вред как самому человеку, так и развитию общества в целом. Очевидно, что защитное поведение предполагает конформность по отношению к тому, как поступают и в чем убеждены окружающие люди. Доказательства того, что люди различаются по выраженности тенденции к конформному поведению при взаимодействии с окружающими, приведены в главе 10. Типичными биполярными характеристиками, полученными посредством факторного анализа, являются стремление быть в обществе либо отчужденность, стремление к сотрудничеству либо к соперничеству и доминантность либо зависимость. Кроме того, документально подтверждено существование потребностей во власти, аффилиации и достижении.

Зная о том, что человек может быть конформистом либо индивидуалистом, мы можем задаться вопросом, какие следствия вытекают из этого положения. В главе 5 мы узнали, что люди, которые выходят за пределы ролей и институтов, предлагаемых обществом, и в межличностном общении более склонны к проявлению индивидуализма, нежели к конформности, как правило, демонстрируют более творческий подход к деятельности. В главе 10 мы приводили доказательства того, что люди, которые демонстрируют конформность, отвечая на вопросы о самих себе в социально приемлемой манере, менее инициативны и уверены в себе и легче поддаются влиянию других людей. Напротив, те, кто принимает себя и свою индивидуальность, более активны, благотворно влияют на окружающих и готовы принимать их такими, какие они есть. В ряде исследований также было установлено, что люди, не считающие себя способными управлять собственной судьбой, менее инициативны и проактивны не только в том, что касается их личной жизни, но и в решении социальных проблем. Все эти данные говорят о том, что трансцендентная личность не только имеет больше шансов реализовать свои личные цели, но и более ценна для общества, чем личность, склонная к конформизму. С этим выводом согласуется и тот факт, что такая личная цель, как реализация потребности в достижении, является важным фактором экономического развития общества. Есть и другая линия рассуждений и доказательств, приводящая нас к выводу о том, что активация и ее регуляция в зависимости от личных целей и потребностей являются важной характеристикой личности. На основе факторно-аналитических работ, описанных в главе 10, мы установили, что люди различаются по степени общей энергии, или активации. В главе 4 было ясно обозначено, что люди стремятся понизить напряжение лишь в некоторых сферах своей активности, тогда как во всех прочих сферах склонны это напряжение повышать. Вы помните, что мы рассматриваем напряжение и активацию фактически как синонимы. Дополняют картину и данные, приведенные в главе 5, о том, что люди стремятся обеспечить себе среднюю степень разнообразия, избегая ее чрезмерности. Дополнительные доказательства можно обнаружить и в главе 10, где речь идет о том, что существуют индивидуальные различия по силе мотивации к поиску либо избеганию разнообразия. Нетрудно согласится с тем, что поиск или избегание разнообразия обеспечивают повышение или понижение активации соответственно. Другие поведенческие проявления, связанные с понижением либо повышением активации, описанные в главе 10, это стабильность-импульсивность и ригидность-гибкость.

На основании доказательств, приведенных в главе 5, также становится очевидно, что люди различаются по степени дифференцированности, или сложности, своей личности. Кроме того, с момента рождения и до достижения периода ранней взрослости дифференциация личности увеличивается, а с возрастом усиливаются и интеграционные процессы. Дифференциация и интеграция являются двумя составляющими психологического роста, поэтому эти данные имеют чрезвычайно важное значение. В главе 5 приводятся доказательства того, что в ходе жизни личность претерпевает значительные изменения.

Заключительные замечания

Как вы уже знаете, я убежден в том, что описанные выше положения относительно содержания теории личности показывают плодотворность комбинирования модели самореализации и актуализационной версии модели согласованности. Но столь же возможно, что кто-то сможет предложить еще более четкую структуру содержательных характеристик, что приведет к разработке совершенно новой теории личности. Я же буду считать, что добился своей цели, если написанная мною книга сделала задачу разработки теории личности более понятной, важной, ощутимой и вдохновляющей.

Приложение

 

Теория Фрейда

Ядро личности

Тенденция ядра

Максимизация удовлетворения инстинктов при одновременной минимизации наказания и вины (так называемый принцип реальности), что представляет собой компромисс, обусловленный неизбежностью конфликта между человеком (чьи инстинкты эгоистичны) и обществом (цель которого – достижение общественного блага). Принцип реальности детерминирует вторичные процессы мышления, отличительными особенностями которых являются формулирование и проверка стратегий максимизации удовлетворения потребностей при минимизации наказания и вины.

Характеристики ядра

Ид. Состоит из инстинктов, представляющих собой изначальное содержание психики. У всех инстинктов есть источник – биологические (метаболические) нужды организма, и из этого источника они черпают свою энергию. Цель всех инстинктов сводится к редукции напряжения (или удовлетворению), что достигается посредством получения объектов, адекватных источнику и цели инстинкта. Инстинкты функционируют в соответствии с принципом удовольствия или тенденцией максимизировать удовлетворение инстинктов без соотнесения их с внешней реальностью. Принцип удовольствия предполагает вовлечение первичных процессов мышления, где воображаемые объекты обеспечивают воображаемое (следовательно, лишь частичное) удовлетворение и снижение напряжения. Каждый человек обладает инстинктами жизни, смерти и сексуальным, причем последний является особенно важным.

Эго. С обретением опыта психика человека становится более дифференцированной; облегчается функционирование в соответствии с принципом реальности посредством вторичных процессов мышления. Основная функция эго – защитная, оно оставляет в сознании лишь те составляющие и формы инстинктов, которые с меньшей вероятностью влекут за собой наказания и вину. Соответствие принципу реальности обеспечивается посредством защитных процессов, которые сами по себе неосознаваемы.

Суперэго. Часть психики, дифференцированная от эго, содержит в себе традиционные ценности и табу общества, которые объясняются ребенку родителями. Именно наличие суперэго делает возможным переживание вины – внутреннего отражения наказания. Ценности и табу накладывают ограничения на возможные формы удовлетворения инстинктов. Когда какие-то инстинктивные импульсы приводят к наказанию и вине, в качестве предупреждения возникает тревога; человек начинает демонстрировать защитное поведение в той или иной форме, чтобы избежать тревоги, устранив инстинктивные импульсы из сферы сознания. Поскольку конфликт между ид, с одной стороны, и суперэго или обществом – с другой, неизбежен, все поведение человека защитно.

Развитие










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...