Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры Республики Беларусь.




Основными направлениями в деятельности прокуратуры являются: надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Законом о прокуратуре Республики Беларусь от 29 января 1993 года предусмотрено, что органы Прокуратуры:

1) составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь;

2) осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь;

3) принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;

4) взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;

5) действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны (ст.5).

Прокуратура является независимым государственным органом. Гарантии независимости прокуратуры выражаются в том, что воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти и управления, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью принудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность.

Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, связанным с проверкой или расследованием. В случае уклонения от явки должностное лицо либо гражданин по постановлению прокурора доставляется органами милиции принудительно.

В целях более эффективной реализации своих полномочий Генеральный прокурор РБ, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Национального собрания Республики Беларусь и образуемых им органов, Правительства РБ, Пленума Верховного Суда РБ и его Президиума, Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда РБ.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов депутатов.

В соответствии со статьей 126 Конституции единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором и подотчетны ему, а также вышестоящим прокурорам.

Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам.

Структура органов прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь.

Для более эффективной организации работы прокуратур в них создаются коллегии.

Коллегия является совещательным органом при соответствующем прокуроре и рассматривает наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждает проекты важнейших приказов и указаний, отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других прокурорских работников.

В соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры, предусмотренными в ст.125 Конституции, выделяются и виды прокурорского надзора. К первому из них относится общий надзор.

Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами, указанными в статье 125 Конституции и статье 2 Закона о прокуратуре.

Вторым видом прокурорского надзора является надзор за исполнением всеми органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований законодательства.

Третьим видом прокурорского надзора является надзор за соответствием закону судебных решений.

Основными актами прокурорского надзора являются протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...