Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционно-правовые основы судебной власти Республики Беларусь.




Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти. В соответствии со статьей 6 Конституции государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Являясь самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, судебная власть выполняет три основные функции. Первая функция судебной власти – осуществление правосудия (для Конституционного Суда – осуществление конституционного правосудия путем контроля за конституционностью нормативных актов). Вторая и основная функция судебной власти защита прав, свобод и законных интересов граждан. Третьей функцией судебной власти является ее участие в так называемой системе «сдержек и противовесов».

Судебной власти уделено значительное внимание в Конституции Республики Беларусь. Конституционные нормы о судебной власти содержаться в разделе 1 – «Основы конституционного строя», разделе 2 – «Личность, общество, государство», разделе 5 – «Местное управление и самоуправление», главе 7 раздела 6 «Прокуратура». В разделе 4 судебной власти посвящена специальная глава 6 «Суд».

Конституционные положения о судебной власти регулируют наиболее значимые вопросы о том, что:государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6);каждому гарантируется защита его прав и свобод независимым и беспристрастным судом (ст.60);судебная власть принадлежит судам (ст.109);образование чрезвычайных судов запрещается (ст.109);судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.110);правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112);дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113);разбирательство дел во всех судах открытое (ст.114);правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ст.114);обязательность судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц (ст.115);право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений (ст.115);возможность граждан обжаловать в судебном порядке решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие их права, свободы и законные интересы (ст.122).

В Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» кроме уже отмеченных основных начал судебной власти специально выделяется принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических и иных убеждений, отношения к религии, пола, образования, языка, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств (ст.5), а также указывается на право граждан выступать в суде на родном языке (ст.10) и пользоваться квалифицированной юридической помощью (ст.12).

Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

Особое место среди органов судебной власти занимает Конституционный Суд Республики Беларусь.

 

Конституционный Суд Республики Беларусь: порядок формирования, функционирования, компетенция.

КСРБпризван обеспечивать верховенство КРБи еенепосредственное действие на территории РБ, соответствие нормативно-правовых актов Конституции,утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение дру. Вопросов предусмотренных КРБ КоСиСС и др. законодательными актами. 30 марта 1994

Состоит из 12 высококвалифицированных, имеющих, как правило, ученую степень судей.

6 назначается Президентом, 6 избирается Советом республики (СР)

Срок полномочий 11 лет, они могут быть назначены (избраны ) на новый срок. Предельный возраст судей – 70 лет. Кандидаты на должность Председателя предлагаются Президентом, назначаются им на 5 лет. КСРБ приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав избрано не менее 8 судей.Заключение КСРБ принято, если за него проголосовало большинство от полного состава суда. При равенстве голосов- решение в пользу конституционности.

Состав : председатель КСРБ (Миклашевич Петр Петрович), зам. Председателя (Марыскин Александр Владимирович), 10 судей. (Данилюк, Рябцев, Чигринов из Академии МВД РБ в составе КСРБ)

Компетенция:

-рассм. ? о констит-тинпа как в целом, так и их отдельные положения

- дает заключения о соостветствии законов, указов, декретов Президента, межд. Договорных и иных обязательств РБ конституции РБ и междунар. Актам, ратифицир. РБ и др. органов

-по предложению Президента дает заключение о грубом или неоднократном нарушении ПП и СРКРБ

-по предложению Президента излагает позицию по Конституционности межд. договоров (до подписания). Срок на принятие решения 5 дней.

-по предложению президента дает официальное толкование указов, декретов Президента, касающ. Прав и свобод граждан.

-по поручению президента судьи проводят проверку констититуционности направлений нормотворческой деятельности, правоприм. практики судов, правоохранительных органов.

В КСРБ могут обращаться- президент, ПП , СР, ВС, ВХС, СовМин.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 577.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...