Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Суждение (высказывание)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА

 

направление подготовки:  бакалавр

 

Донецк – 2018


Рабочая программа по логике для студентов

направление подготовки: бакалавр

„___” ________, 20__ года

 

 

Разработал: Волошин В.В., д. филос. наук, профессор кафедры философии

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии

Протокол от “____”________________2018 года № ___

 

                    Заведующий каф. ___________________________ Андреева Т.А.

                                                                                                            (подпись)                                              

“_____”___________________ 2014 року


 

 



Описание учебной дисциплины

 

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

дневная форма обучения заочная форма обучения

Количество

кредитов 3

Область знаний «Философские науки»  

По выбору

Направление подготовки: бакалавр
Модулей

Специальность

 

Год подготовки

Содержательных модулей

третий

Семестр

Общее количество часов 108

первый -

Лекции

Недельных часов для дневной формы обучения:

аудиторных – 2

самостоят. работы студента – 4

Образовательно-квалификационный уровень

36 час.  час.

Практич., семинарск.

 час. час.

Лабораторные

 час. час.

Самостоят. работа

 72 час.  час.

Индивид.-консультационная работачас./на студ.: 0,12

Вид контроля: зачет

 

 

Цель и задачи учебной дисциплины

 

Цель: сформировать когнитивную матрицу о законах, формах, операциях, процедурах абстрактного мышления и практическом значении науки, которая их изучает   

Задачи: научить осуществлять элементарные логические исчисления, определять и классифицировать формы мышления; аргументировано вести доказательство определенных утверждений, выдвигать, строить и проверять версии, находить рациональное зерно и ошибки в размышлениях пропонента и оппонента, использовать алгоритмы логики научного исследования в практической деятельности.

В результате изучения курса логики студенты должнызнать:

- особенности возникновения и развития логики;

- сущность и содержание форм мышления и операций с ними;

- онтологический, гносеологический и праксеологический смысл основных формально-логических законов;

- логические структуры, которые выражают нормы и нормативные действия;

- черты, сущность и структуру эпистемической и эротетической логики;

- сущность, структуру и разновидности доказательства и опровержения;

- основы логики научного исследования.

уметь:

- квалифицировать формы мышления;

- решать элементарные задачи в формате логики первого порядка;

- экстраполировать знания законов и принципов логики в практическую деятельность:

- обнаруживать логические ошибки;

- осуществлять логические операции.

 

Программа учебной дисциплины

Тема 1. Предмет, структура, и значение логики

Чувственное познание и абстрактное мышление. Истинность и правильность мышления. Место логики в системе наук о мышлении. Становление учения о структуре мышления, правилах рассуждения и способах формализации знаний. Общезначимые формы и способы мышления как предмет исследования формальной логики. Логическая форма и формально-логический закон. Логика как наука о критериях и регулятивах правильного мышления. Структура формальной логики. Общая и прикладная, традиционная и современная (математическая) логики. Логика классическая и логика неклассическая. Принцип двузначности и принцип многозначности. Единство и многообразие логических теорий. Практическое значение формальной логики.     Логика и язык. Понятие семиотики. Естественные и искусственные языки. Символика традиционной логики и вспомогательные символы специальных логических теорий.

Тема 2. Понятие

Понятие – исходная форма мышления. Место понятий в структуре мыслительного процесса. Типология признаков предмета. Понятия, имена, термины, категории. Понятие и слово. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Классы, подклассы, элементы класса. Деление понятий по количеству и характеру элементов объема, в зависимости от отображения вида или рода предметов, по типу (качеству) отражаемых явлений, по характеру указания элементов содержания, по возможности самостоятельного определения и т. д. Отношение между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимость и несовместимость сравнимых понятий. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Выражение отношений между понятиями с помощью кругов Эйлера. Логические приемы образования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование). Обобщение понятий. Аналитическое и синтетическое (индуктивное) обобщение. Ограничение понятий. Определение понятий. Явные и неявные определения. Определение понятия через ближайший род и видовое отличие, его сущность и правила. Генетическое определение. Операциональное определение. Непредикативное определение. Синтаксическое определение. Семантическое определение. Контекстуальное, остенсивное и аксиоматическое определения. Реальные и номинальные определения. Приемы, дополняющие определения (указание, объяснение, описание, характеристика, сравнение, различение). Деление объема понятия. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении. Классификация и ее виды.

Тема 3. Суждение (высказывание)

Суждение как форма мышления. Структура суждения: субъект, предикат, логическая связка. Кванторы и квантификация. Суждение и предложение. Основания деления суждений на простые и сложные. Разновидности простых суждений: утвердительные и отрицательные; атрибутивные, экзистенциальные, суждения отношения; выделяющие, исключающие (изъемлющие); контаминирующие и т. д. Безусловные (категорические) суждения, их деление по качеству и количеству. Объединенная классификация простых категорических суждений. Распределенность терминов: правила, схематическое изображение. Распределенность терминов в выделяющих суждениях. Истинностные отношения между простыми суждениями. Отношения совместимости: эквивалентность, подчинение, частичная совместимость (субконтрарность). Отношения несовместимости: противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). Логический квадрат и логический треугольник. Сложные суждения и способы их образования. Логические операторы. Общая характеристика матричного анализа истинности сложных суждений. Отрицание и условия его истинности. Конъюнктивное (соединительное) суждение. Слабая (нестрогая) дизъюнкция и условия ее истинности. Сильная (строгая) дизъюнкция и условия ее истинности. Полная (закрытая) и неполная (открытая) дизъюнкции. Условное суждение и его виды. Условное суждение и материальная импликация, условия их истинности. Формальная импликация и строгая импликация. Парадоксы материальной импликации. Эквиваленция и условия ее истинности. Символическое выражение сложных суждений. Отношение между сложными суждениями: эквивалентность, подчинение, частичная совместимость; противоположность, противоречие. Законы де Моргана.     Деление суждений по модальности. Логические и физические (онтологические, каузальные) модальности. Алетическая модальность и ее категории. Понятие эпистемической, аксиологической, темпоральной (временной) модальностей. Понятие о логике предпочтений и ее законах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...