Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Административно-правовые гарантии прав граждан




К гарантиям прав и обязанностей граждан в юридической ли­тературе иногда относят закрепляющие их правовые нормы. Это не


84

Раздел II. Субъекты административного права

совсем точно. Закрепление прав и обязанностей граждан в законо­дательстве — необходимое, но далеко недостаточное условие для установления реального статуса гражданина. Опыт показывает, что без надежных, автоматически действующих гарантий провозглаше­ние прав и свобод даже в Конституции страны может оказаться юридической фикцией. Гипертрофированная политическая власть способна превратить Конституцию в юридическую пустышку, в "бу­мажку исторического значения".

В юридической литературе распространена неточность и дру­гого рода. Обоснованно выделяя административно-правовые гаран­тии, она дает им слишком широкое толкование, включая в них су­дебный контроль, прокурорский надзор. Гарантии прав и свобод граждан, закрепленных нормами административного права, могут быть и неадминистративно-правовыми.

Изначальным и универсальным гарантом может быть толь­ко закон. Декларирование в этом вопросе приоритета государства, каких-либо его органов и должностных лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путь произволу, ибо любые властные структу­ры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в этих рамках они могут быть наделены качествами орга­низационно-правовых гарантов.

Таким образом, между законом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существует сложная связь, наруше­ние которой ставит под сомнение реальность тех или иных гаран­тий.

Закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий. Прежде всего он должен быть адекватным эконо­мической и политической ситуации в стране и в то же время до­статочно стабильным; отвечать высокому уровню юридической тех­ники и быть органичным звеном всей правовой системы; содер­жать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их ре­ализации; определять круг органов и должностных лиц, на кото­рые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению, а также предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц. Иной подход будет означать отступление от конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Без­наказанность, как известно, стимулирует произвол.

В общем виде организационно-правовые гарантии можно под­разделить на два вида: судебные и внесудебные.


 

85

Глава 5. Физические лица

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуще­ствления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конституцией РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы человека, выполнение ими своих обязанностей. Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельно­сти органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Законодательство последовательно расширяет возможности судебного обжалования их правовых актов. Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены только на осно­вании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище и др.).

Роль органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц в реализации прав и свобод граждан, выпол­нении ими своих обязанностей определяется тем, что они занима­ются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование кото­рых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.

Указанные органы и должностные лица, выполняя свою роль, действуют по двум направлениям. Они создают (участвуют в созда­нии) необходимые материальные, организационные, правовые усло­вия деятельности органов, предприятий и учреждений, опосредую-щих реализацию прав, свобод и обязанностей гражданам; разреша­ют конкретные индивидуальные дела, возникающие по инициати­ве граждан (например, в связи с их обращениями), либо по иници­ативе органов и должностных лиц в порядке их контрольно-надзор­ной деятельности (например, контроль соблюдения налогового зако­нодательства, правил дорожного движения и т. д.).

Охраняя права граждан, органы исполнительной власти, мес­тного самоуправления, их должностные лица заслушивают отчеты органов и должностных лиц, уполномоченных применять админис­тративные взыскания; осуществляют контроль; рассматривают про­тесты и представления органов прокуратуры, частные определения и представления судов; проводят проверки по выступлениям печати, информирующим об ущемлении прав и свобод человека, и др.

Конституция РФ предусмотрела учреждение должности Упол­номоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"1.

1 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

Административное право РФ


Глава 5. Физические лица


Раздел II. Субъекты административного права


87


86


 


 


В соответствии с данным законом Уполномоченный способству­ет восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законо­дательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами между­народного права, правовому просвещению по вопросам прав и сво­бод человека, форм и методов их защиты.

Защита прав осуществляется путем рассмотрения жалоб граж­дан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства и по собст­венной инициативе Уполномоченного в случаях, установленных за­коном, например, при массовых нарушениях прав указанных субъ­ектов.

Объектом проверок Уполномоченным могут быть государствен­ные органы (кроме Федерального Собрания), органы местного само­управления, должностные лица, государственные служащие, а пред­метом — их решения и действия (бездействие), нарушающие права.

Полномочия Уполномоченного, связанные с защитой прав, под­разделяются на две группы: а) по выявлению нарушений прав — проведение проверок по жалобам, истребование необходимых для этого материалов, привлечение к проверкам представителей госу­дарственных органов и др.; б) по устранению выявленных наруше­ний.

Уполномоченный обязан направить органам и лицам, в реше­ниях или действиях которых он усматривает нарушения прав и свобод граждан, свое заключение с рекомендациями о возможных и необходимых мерах восстановления нарушенных прав и свобод.

Однако Уполномоченный не вправе отменять решения и дей­ствия, нарушающие права и свободы, и применять к виновным меры принуждения. Но он может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод; в компетентные государственные органы с ходатайст­вом о возбуждении дисциплинарного или административного про­изводства либо уголовного дела в отношении должностных лиц, в ре­шении или действиях которых усматриваются нарушения прав и свобод; в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступив­шего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод граждан за­коном, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и т. п.

Успешной деятельности Уполномоченного должны способство­вать нормы закона, устанавливающие его независимость и непод­чиненность каким-либо государственным органам и должностным лицам; обязанность проверяемых им органов и лиц в течение 15 дней предоставлять материалы, а также не позднее чем в месяч­ный срок давать Уполномоченному письменный ответ о результа­тах рассмотрения его заключения. Установлена административная ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного


с целью повлиять на его решения, за неисполнение должностными лицами их обязанностей, установленных Федеральным конституци­онным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Россий­ской Федерации", а равно воспрепятствование его деятельности в иной форме (ст. 16512). Соблюдение прав и свобод человека и граж­данина является предметом общенадзорной деятельности органов прокуратуры.

При Президенте РФ образована Комиссия по правам челове­ка с целью усиления гарантий соблюдения прав граждан РФ. В со­ответствии с Положением о данной Комиссии ее основной задачей является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и соблюдению прав и свобод человека в РФ; совершенствованию законодательного обеспечения прав и свобод человека; защите прав и покровитель­ству граждан РФ, находящихся за ее пределами1.

При выявлении нарушений прав и законных интересов граж­дан соответствующие органы должны принимать меры к восстанов­лению их нарушенных прав и законных интересов, а также к при­влечению виновных в этом лиц к ответственности.

Для обеспечения прав и свобод граждан большое значение име­ет строгое следование конституционным требованиям, состоящим в том, что права и свободы человека и гражданина являются непос­редственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнитель­ной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосуди­ем. В этом ключе сформулирован также ряд других положений:

а) в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или ума­ляющие права и свободы человека и гражданина;

б) их ограничение возможно только федеральным законом и только при наличии определенных обстоятельств;

в) определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограни­чению вообще;

г) любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применять­ся, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В этом смысле незаконными являются записи в подобных актах об их вступлении в силу (введении в действие) с момента принятия или подписания.

Предусматривая государственно-правовые институты обеспе­чения прав и свобод граждан, Конституция РФ закрепляет право человека и гражданина защищать свои права и свободы всеми спо­собами, не запрещенными законом, например, объявление забасто­вок, в форме обращений в официальные инстанции и т. д. Гражда­нин имеет право на необходимую оборону.

САПП РФ. 1993. № 45. Ст. 4325.


Раздел II. Субъекты административного права


88


Глава 5. Физические лица


89


 


 

















Обращения граждан

В Конституции РФ закрепляется право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обра­щения в государственные органы и органы местного самоуправле­ния (ст. 33).

Основными видами обращений граждан в современных усло­виях являются предложения, заявления и жалобы. Суть различий между ними сводится к следующему.

Предложение — привлечение внимания на несовершенство ор­ганизации, деятельности или регулирования в той или иной обла­сти и указание на пути их устранения.

Заявление — обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.

Жалоба — обращение в государственные или иные официаль­ные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан).

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться указанные позиции в их различном сочетании.

Законодательство позволяет различать: а) общее право жало­бы, которым обладают все граждане как таковые; б) специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданс­кого и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров и т. п. Специальное право закреп­ляется законодательством, наделяющим граждан специальной пра-восубъектностью в дополнение к общей. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном пра­вонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Ибо постановление может быть вынесено как в отношении гражда­нина, так и должностного лица, водителя автотранспортного сред­ства, механизатора и т. д.

Общее право жалобы, реализуемое в соответствии с законода­тельством РФ, может быть подразделено на два вида:

а) право на административное обжалование',

б) право на судебное обжалование.

Общее право на административное обжалование (далее — ад­министративная жалоба) реализуется в порядке, определенном от­части Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г., "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г.1, отчасти Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и сво-

ВВС СССР. 1980. № 11. Ст. 192 (далее — Ведомости СССР).


боды граждан" с изменениями и дополнениями, внесенными Зако­ном РФ от 15 ноября 1995 г.1 -

В соответствии с названным Указом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Не ограни­чен круг лиц, имеющих право подать жалобу. Запрещается пере­сылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба. По смыслу Закона РФ от 27 апреля 1993 г. жалоба подлежит разрешению в срок до одного ме­сяца.

Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, предприятие, учреж­дение, организация или должностное лицо, действие которых обжа­луется.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. запрещено рассмотрение анонимных заявлений и жалоб. Жалоба должна содержать фамилию, имя и отчество лица, подаю­щего жалобу, адрес его места жительства, а также сведения о ме­сте его работы или учебы2.

В целях усиления судебной защиты прав граждан 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР "О порядке обжалования в суд не­правомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граж­дан"3. 2 ноября 1989 г. был принят аналогичный Закон СССР в но­вой редакции4.

В настоящее время действует вышеназванный Закон РФ от 27 апреля 1993 г. Он закрепляет право граждан обжаловать в суд кол­легиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учрежде­ний и их объединений, общественных объединений или должност­ных лиц, государственных служащих.

Обжалованию подлежат действия (решения), в том числе пред­ставление информации, ставшей основанием для совершения дей­ствий (принятия решений), в результате которых:

а) нарушены права и свободы граждан',

б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод',

в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обжаловать также бездействие упомянутых органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государ­ственных служащих, повлекшее за собой такие последствия. Он

1 ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; 1995. № 51. Ст. 4970.

2 ВВС СССР. 1988. № 6. Ст. 94.

3 ВВС СССР. 1987. № 26. Ст. 388; № 42. Ст. 692.

4 ВВС СССР. 1989. № 22. Ст. 416.


90

Раздел II. Субъекты административного права

может обжаловать вышеназванные действия (решения), а также послужившую для их совершения информацию либо то и другое одновременно.

В порядке, предусмотренном этим законом, не могут быть об­жалованы действия (решения), проверка которых отнесена законо­дательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ; действия (решения), в отношении которых законодатель­ством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. В дан­ном случае речь идет не об ограничении судебного обжалования, а лишь о пределах действия указанного закона, о различных право­вых режимах обжалования в суд.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой не­посредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненно­сти органу (должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлет­ворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого на­рушены, и надлежаще уполномоченным его представителем либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установлен­ные сроки: в течение трех месяцев со дня, когда ему стало извес­тно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлет­ворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если граж­данином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского су­допроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, от­меняет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Устано­вив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос об ответствен­ности соответствующих субъектов за действия (решения), привед­шие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государ­ственных служащих суд определяет меру ответственности, предус­мотренной законами об ответственности данного государственного служащего, вплоть до представления об увольнении.

Ответственность может быть возложена как на тех, чьи дей­ствия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представ­лена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в законе, то есть повлекших нарушение прав и свобод, и т. д. Признав обжалуемое действие (решение) законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы.


 

91

Глава 5. Физические лица

По смыслу закона жалоба может быть подана на индивидуаль­ное и нормативное решение1. При обжаловании нормативного ре-' шения суд может признать его незаконным относительно граж­данина, подавшего жалобу, но не вправе отменить обжалуемое ре­шение вообще. Такое право суда не вытекает из вышеназванного за­кона. Однако в установленных законодательством случаях норма­тивные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан, могут быть признаны судом недействительными, например, по об-' ращениям в суд прокурора, а также в соответствии со ст. 191—197, 239 ГПК РСФСР.

Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не толь­ко судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конститу­ционных прав граждан и по запросам судов проверяет конститу­ционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Арбитражным судам подведомственны многие категории дел по спорам, вытекающим из административных правоотношений, в том числе об обжаловании гражданами определенных актов и дей­ствий органов и должностных лиц (например, об обжаловании от­каза в государственной регистрации самостоятельной предприни­мательской деятельности граждан и др.)2.

Уполномоченный по правам человека, как уже отмечено, рас­сматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, долж­ностных лиц и государственных служащих, в которых усматрива­ется нарушение их прав. Порядок их разрешения специфичен. Он рассматривает жалобу только в том случае, если ранее заявитель обжаловал соответствующие решения и действия в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по его жалобе. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод, или с того дня, когда заяви­телю стало известно об их нарушении. Установлены реквизиты жа­лобы: она должна содержать фамилию, имя, отчество заявителя и его адрес; изложение существа обжалуемых решений или действий; сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе.

Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот впра­ве использовать для защиты своих прав и свобод; передать жало­бу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

1 См. ГПК РФ// СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

2 См. Арбитражный Кодекс РФ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.


92

Раздел II. Субъекты административного права

При выявлении нарушений прав и свобод гражданина Упол­номоченный принимает меры к их восстановлению.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализа­ции закрепляются, главным образом, законодательством об обраще­ниях, в том числе о жалобах граждан, а также некоторыми други­ми законодательными актами. Подчеркнем повторно, что в этих слу­чаях имеются в виду граждане как таковые, то есть не учитыва­ются какие-либо особенности в их правовом статусе.

Специальное право жалобы приурочено к особенностям пра­вового статуса граждан как лиц, выполняющих те или иные соци­альные функции, являющихся участниками трудовых, юрисдикци-онных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодатель­ством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголов-но-процессуальным законодательством, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особенности дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц, и т. д. Как исключение специальное право обжалования военнослужащих закреплено Законом РФ от 27 апреля 1993 г. о судебном обжаловании.

Специальное право жалобы часто находится вне сферы адми­нистративного права. Вместе с тем в его контексте также предус­матривается специальное право на внесудебное и судебное обжа­лование, например, постановлений о наложении административных взысканий. Военнослужащий вправе обжаловать действия (реше­ния) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд в порядке, установленном Законом РФ от 27 апреля 1993 г. о судебном обжаловании.

Специальное право не поглощает собой общего права обжало­вания. Внесудебное обжалование не лишает гражданина конститу­ционного права на судебную защиту его прав и свобод.

Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы"1 уста­новлен специальный порядок рассмотрения сообщений, опублико­ванных в средствах массовой информации. Руководители федераль­ных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов РФ обязаны рассматривать не позднее трех дней сообще­ния о нарушениях подчиненными должностными лицами и работ­никами указанных органов федеральных законов и указов Прези­дента РФ, о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими ука­занных актов и вступивших в законную силу решений судов.

Российская газета. 1996. 11 июня.


 

93

Глаза 5. Физические лица

Ответ редакциям должен быть дан не позднее двух недель с момента опубликования сообщений в средствах массовой информа­ции. На федеральном уровне копии материалов рассмотрения та­ких сообщений направляются в Главное контрольное управление Президента РФ.

§ 5. Административно-правовой статус                 ••'
иностранных граждан и лиц без гражданства

Власть Российской Федерации распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определя­ется законодательством РФ, а также международными договорами РФ. Основными актами, устанавливающими правовое положение иностранных граждан в РФ, являются Конституция РФ (ст. 62, 63), федеральные законы от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в РФ"1 и от 18 июля 1996 г. "О порядке вы­езда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"2, постановления Правительства РФ3.

Иностранные граждане и лица без гражданства для въезда и выезда из РФ должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу, выдаваемую дипломатическими пред­ставительствами и консульскими учреждениями. Основаниями для оформления въезда иностранных граждан и лиц без гражданства являются: письменное обращение (лично или через представите­ля) в дипломатическое или консульское учреждение РФ; по при­глашению российского физического или юридического лица, поря­док оформления которого устанавливается Правительством РФ; надлежащим образом оформленный договор о туристской поездке.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибыва­ющим в РФ на срок свыше трех месяцев, виза на въезд выдается при условии представления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. Иное может быть установлено международными договорами РФ.

Основания для отказа в разрешении въезда и выезда установ­лены Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Фе­дерации и въезда в Российскую Федерацию". Этим же законом ус­тановлен также порядок транзитного проезда иностранных граж­дан и лиц без гражданства через территорию РФ.

Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в РФ постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам.

1 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

2 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

3 Например, Правительством утверждены Положения о выдаче иност­ранным гражданам разрешений на временное проживание, о выдаче им вида на жительство // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст. 4516, 4520.


94

Раздел II. Субъекты административного права

.Изъятия из этого правила устанавливаются законодательством РФ и заключаемыми РФ международными договорами.

Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ и временно пребывающих на территории РФ, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные .граждане могут постоянно проживать на территории РФ, если они на то имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на террито­рии РФ на ином законном основании, считаются временно пребы­вающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребы-.вающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социально­го обеспечения).

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами или международ­ным договором РФ.

РФ предоставляет политическое убежище иностранным граж­данам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанны­ми нормами международного права.

Однако административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством РФ. Кроме связанных с этим исключений и изъятий, вытекающих из международных договоров, административное законодательство РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без граждан­ства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан РФ.

Как и граждане РФ, иностранные граждане и лица без граж­данства пользуются правами: на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправ­ления, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновен-"ность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на ох­рану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на свободу совести и т. д.

Но в отличие от граждан РФ для иностранных граждан уста­новлены ограничения в области труда, связанные с их принадлеж­ностью другому государству. Например, они не пользуются избира­тельным правом и, следовательно, не избираются в органы государ­ственной власти; они не участвуют во всенародном голосовании (ре­ферендуме); не могут назначаться на отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью, если назначение на эти дол­жности или занятие такой деятельностью связано с принадлежно­стью к гражданам РФ.


 

95

Глава 5. Физические лица

Иностранные учащиеся и студенты учебных заведений РФ пользуются правами и несут все обязанности учащихся и студен­тов в соответствии с законодательством, действующим на терри­тории РФ.

При соблюдении установленных правил проживания в РФ ино­странные граждане имеют право передвижения по территории РФ. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допуска­ются для обеспечения государственной безопасности, охраны обще­ственного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан РФ.

Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не вы­полняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ. Так, они не несут обязанностей воинской службы. Однако они не­сут установленные обязанности перед РФ. Иностранные граждане, прибывшие в РФ на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конститу­цию РФ, традиции и обычаи народов России.

За нарушение Правил пребывания иностранных граждан в СССР и Правил транзитного проезда через территорию СССР (ны­не — Российской Федерации) иностранные граждане привлекают­ся к ответственности в соответствии с Законом СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР в части, не противоре­чащей законодательству РФ.

Правовое положение иностранных граждан в РФ, пользующих­ся привилегиями и дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством РФ, международными договорами РФ, а также СССР. В частности, они пользуются иммунитетом от административной юрисдикции нашей страны.

Из общего законодательства, определяющего статус иностран­ных граждан, имеются изъятия относительно граждан государств, входящих в СНГ. Они пользуются большей свободой на пересече­ние границ РФ ввиду их "прозрачности" и др. Эти изъятия уста­навливаются соглашениями между государствами—участниками СНГ.


Глава 6. Органы исполнительной власти


97


 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...