Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственный бюджет и его структура




Государственный бюджет- это основной финансовый план расходов и доходов государства, установленный в законодательном порядке.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Бюджетное устройство – это структура и принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ.

Принципы построения бюджетной системы

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т. п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней выражается в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению, определять источники финансирования дефицита бюджета в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами, в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

6. Принцип гласности, т. е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

Доходные статьи бюджета: налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и др.

Расходные статьи бюджета: финансирование экономики, социально-культурные программы НИОКР и НТ-программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.

В организации финансовой системы можно выделить 2 принципа.

Демократический централизм – присущ административно-командной системе (в прошлом – СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания центральных финансовых органов.

Фискальный федерализм – он утвердился в странах с развитой рыночной экономикой и предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.

 

Бюджетный дефицит и государственный долг

Различают 3 состояния госбюджета:

  • нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;
  • дефицитное, когда расходы превышают доходы;
  • профицитное, если доходы превышают затраты.

Причины дефицита госбюджета

  • падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
  • уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
  • увеличение бюджетных расходов.

Меры по снижению бюджетного дефицита

  • переход от финансирования к кредитованию.
  • постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
  • снижение расходов на управление государством.
  • изменение системы налогообложения.
  • повышение роли местных бюджетов.

Существуют 4 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

  • выпуск госзаймов;
  • ужесточение налогообложения;
  • секвестр, т. е. пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям;
  • производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег.

Структурный дефицит – дефицит бюджета, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов.

Сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленных за время существования государства, образует государственный долг.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения. Внутренний государственный долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...