Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прибыль предприятия и ее виды




Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия, его работников, государства в целом.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей – валовая прибыль предприятия. Элементы валовой прибыли:

1) прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

2) прибыль от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;

3) финансовые результаты от внереализационных операций.

Функции прибыли:

1) прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;

2) прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3) прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Основные источники получения прибыли:

1) первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта.

2) второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции; от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров; от объемов производства; от структуры снижения издержек производства;

3) третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение прибыли.

 

Факторы, влияющие на образование прибыли Распределение прибыли Использование прибыли
выручка от реализации, себестоимость, налоги, цены, тарифы, сборы, процентная ставка по ссудам доходы от ценных бумаг, доходы от долевого участия. бюджетные и внебюджетные фонды, уплата процентов банкам, остаток в распоряжении предприятия Потребление  (дивиденды, мат. помощь, др.) накопление, финансовые вложения, социальные нужды, покрытие убытков.

 

Соответственно видам затрат (издержек) прибыль подразделяют:

 

Общая прибыль разница между валовым доходом и издержками производства
Бухгалтерская прибыль разница между ценой (валовым доходом) и явными издержками производства
Экономическая прибыль разница между валовым доходом и экономическими (неявными) издержками
Чистая прибыль разница между общей прибылью, налогами, отчислениями, обязательными платежами
Чистая экономическая прибыль разница между бухгалтерской прибылью и экономическими издержками

Цена производства – часть цены товара, равная сумме издержек производства и прибыли производителя, не включающая издержки обращения.

Показатели эффективности функционирования предприятия Общий показатель– эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности, количественно исчисляется как соотношение прибыли и затрат, расхода ресурсов, обеспечивших получение прибыли.

Рентабельность производства – показатель эффективности использования основных средств предприятия, производственных ресурсов. 

Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения.

Рентабельность продаж – отношение прибыли от продаж к объему продаж.

Платежеспособность – способность предприятия выполнять свои обязательства, используя свои активы; коэффициент платежеспособности рассчитывается как соотношение собственного капитала предприятия и величины общих обязательств.

Ликвидность – способность предприятия вовремя оплатить свои долги, рассчитывается как соотношение оборотных средств в деньгах и величины краткосрочных обязательств предприятия.

Производительность труда – показатель эффективности использования труда, рассчитывается как соотношение объема производства и численности работников.

Фондоотдача – показатель эффективности использования производственных средств, рассчитывается как соотношение прибыли и среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Материалоотдача – показатель эффективности использования предметов труда, рассчитывается как соотношение прибыли и затрат ресурсов (топлива, сырья, энергии, др.) на производство.

 

 

ТЕМА 7. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

 

1. Рынки факторов производства и его особенности

2. Рынок труда. Сущность и виды заработной платы

3. Земельная рента и ее формы. Цена земли

4. Процент как форма дохода на капитал

 

Рынки факторов производства и его особенности

Рынок факторов производства – это сфера товарного оборота таких важнейших ресурсов, как земля, капитал и труд. На рынках факторов производства действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного равновесия цен. И вместе с тем рынки этих товарных групп имеют свои особенности. Специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага.

Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены товары или услуги обычного потребительского назначения. Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства

Предложение факторов производства – это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако предложение на рынках факторов производства имеет особенности. Специфика предложения обусловлена редкостью, ограниченностью экономических ресурсов. Таким образом, особенностью рынка предложения факторов производства является то, что он испытывает на себе закон редкости ресурсов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...