Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и классификация предприятий
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, занимающийся различными видами экономической деятельности. Признаки предприятия как юридического лица: · учреждение согласно закону; · оформленная организационная структура; · обладание необходимым имуществом; · самостоятельная имущественная ответственность; · выступление в хозяйственном обороте от собственного имени. Различают следующие виды целей, которые зависят от стадии жизненного цикла предприятия: Экономические: - выживание в долгосрочной перспективе; - получение прибыли; - увеличение стоимости предприятия; - увеличение доли рынка; - повышение качества продукции; - бережное отношение к окружающей среде; - улучшение сервисного обслуживания. Социальные: - повышение доходов работников; - социальная защищенность; - удовлетворение от работы; - социальная интеграция; - развитие персонала.
На выбор целей предприятия оказывают влияние, главным образом, факторы: - наличие и объем спроса на продукцию; - уровень рентабельности продукции; - капиталоемкость продукции; - наличие поставщиков (сырья, материала, топлива, комплектующих, оборудования); - наличие инженерных решений для изготовления новой или модифицированной продукции; - наличие квалифицированных кадров. Как самостоятельная экономическая единица предприятие, исходя из своих интересов (получение прибыли) и производственных возможностей, определяет, как и для кого производить. В связи с этим предприятие выполняет такие функции: - организационную; - воспроизводственную; - социальную. Организационная функция предприятия сводится к обеспечению производства товаров и услуг, реализации их. Воспроизводственная функция предприятия – это инвестирование (направление) капитала на развитие, обновление, расширение всех его подразделений. Социальная функция предприятия заключается в удовлетворении потребностей потребителей в определенных сферах. Задачи предприятия: 1) стабильное получение прибыли, что дает возможность дальнейшего развития и преобразования, внедрения технологий и использование новых методов производства; 2) обеспечение потребителя качественной продукцией и в достаточном количестве. Самое главное, чтобы на рынке товаров и услуг так или иначе наблюдалось равновесие спроса и предложения, чтобы предприятие целиком и полностью удовлетворяло потребительский спрос; 3) обеспечение персонала своевременной и достойной заработной платой. Кроме того, должна действовать система надбавок, премий и иметься возможность профессионального роста, что само по себе стимулирует работников к высокому результату. Предприятие должно также обеспечить благоприятные условия труда для своих работников. Классификация предприятий Существует несколько видов классификаций предпринимательства. Основными признаками классификации предприятий являются: 1) отраслевая и предметная специализация; 2) структура производства; 3) размер предприятия. Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на: 1) промышленные; 2) сельскохозяйственные; 3) предприятия транспорта, связи, строительства. Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д. На практике редко встречаются предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим предприятия делятся на: 1) узкоспециализированные; 2) многопрофильные; 3) комбинированные. Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид. Группировка предприятий по размеру предприятия получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели: 1) численность работающих; 2) стоимость выпущенной продукции; 3) стоимость основных производственных фондов. По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы. По характеру потребляемого сырья они делятся на предприятия добывающей промышленности и предприятия обрабатывающей промышленности. По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д. По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на следующие виды: 1) индивидуальное предприятие: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи; 2) коллективное предприятие. По характеру деятельности предприятия бывают: 1) некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность); 2) коммерческие – предприятия, приносящие доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |