Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I0 и I1 – доход до и после изменения.




 

Для определения степени влияния изменения цены одного товара на изменение спроса на другой товар используется понятие перекрестной эластичности. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба.

Перекрестная эластичность – зависимость спроса от товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга.

 

Значение коэффициента зависит от того, какие товары рассматриваются – взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Коэффициент перекрестной эластичности положителен, если товары взаимозаменяемые; отрицателен, если товары взаимодополняемые, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен.

Таким образом, определив значение коэффициента перекрестной эластичности, можно узнать, считаются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми, и соответственно, как изменение цены на один вид продукции, который производится фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут фирме при принятии решений по ценовой политике на выпускаемую продукцию.

Эластичность предложения. Эластичность предложения – чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.

На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если имеются резервы, то в краткосрочном периоде предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично.

Существуют следующие виды эластичности предложения:

1) эластичное предложение. 1 %-ное увеличение цены вызывает значительное увеличение предложения товаров;

2) предложение единичной эластичности. 1 %-ное увеличение цены ведет к 1 %-ному увеличению предложения товаров на рынке;

3) неэластичное предложение. Увеличение цены не оказывает влияния на количество товаров, предлагаемых к продаже;

4) эластичность предложения в мгновенный период (т. е. период времени малый, и производители не успевают отреагировать на изменения) – предложение фиксировано;

5) эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей) – предложение наиболее эластично.

Для того чтобы определить, как производство той или иной продукции влияет на изменение цены, измеряется эластичность предложения по цене.

Эластичность предложения измеряется относительным (в процентах или долях) изменением величины предложения при изменении цены на 1 %.

Формула коэффициента ценовой эластичности предложения аналогична расчету коэффициента ценовой эластичности спроса.

Фактор времени – важнейший показатель в определении эластичности. Существует три временных периода, влияющих на эластичность предложения, – краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Краткосрочный период – слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции, и в этом временном периоде предложение неэластично.

Среднесрочный период повышает эластичность предложения, так как дает возможность расширить или сократить производство продукции на существующих производственных мощностях, но он недостаточен для введения новых мощностей.

Долгосрочный период при росте спроса на товары отрасли допускает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток в отрасль новых фирм или, при сокращении спроса на продукцию отрасли, закрытие фирм. Эластичность предложения в данном периоде выше, чем в двух предыдущих периодах.

ТЕМА . КОНКУРЕНЦИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сущность и функции конкуренции

Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Функции конкуренции.

 Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу;

Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу;

 Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности;

Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса;

Распределительная функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей.

Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими.

 Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.

Положительные стороны конкуренции:

1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

Негативные стороны конкуренции:

1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Типы конкурентного поведения

Добросовестная конкуренция – выражается в повышении качества продукции, снижении качества продукции и ведет к выигрышу потребителя;

Недобросовестная конкуренция – предполагает укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов борьбы:

- установление дискриминационных цен;

- ложная информация или реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере и качестве товара;

- нарушение качества, стандартов и условий поставок товара;

- коммерческий шпионаж.

Методы конкурентной борьбы

Ценовая конкуренция:

- борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товара;

- использование ценовой дискриминации, т.е. продажи одного товара по разным ценам на разных рынках. Она бывает 2 видов:

1) разные условия покупки товара или оплаты услуги в зависимости от количества приобретаемого блага (льготные цены для оптовиков);

2) дискриминация среди покупателей, т.е.продажа одинакового товара на разных рынках или в разное время по разной цене(сезонные распродажи, магазины-бутики)

Неценовая конкуренция – соперничество предприятий за полученные дополнительные прибыли за счет изменения свойств товара, повышения ее качества, создания новой продукции, улучшения обслуживания покупателей.

Типы рыночных структур

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, в которой много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы повлиять на его цены.

Недостатки рынка совершенной конкуренции:

- в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;

- способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

- не может распространяться на производство общественных благ.

 2) Несовершенная конкуренция – это рыночная структура, характеризующаяся возможностью продавцов или покупателей воздействовать на цену. Различают: чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Чистая монополия - это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста.

Цель монополии - получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

Основные черты чистой монополии:

1. единственный продавец - производитель;

2. отсутствие товаров - заменителей;

3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.

Различают несколько типов монополий:

- естественные монополии, которой обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно невозобновимые элементы производства (РЖД, Дагрегионгаз)

- легальные монополии – образуются на законном основании государством через один из его видов деятельности (патентную систему, гос.регистрацию товарных знаков, охрану авторских прав)

- искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистической выгоды.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест- монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Процесс монополизации имеет позитивные и негативные последствия.

Позитивные последствия:

- большие возможности гигантских предприятий и их объединений развивать современное производство, финансировать крупные научно-исследовательские лаборатории,

- расширение масштабов планомерного и организованного развития экономики, сознательной регуляции экономической системы, в результате возникновения и развития крупных хозяйственных единиц, координации их деятельности;

- наличие возможности у гигантских предприятий благодаря массовому производству экономить на расходах производства, обеспечивать потребителей дешевыми качественными товарами.

Негативные последствия:

- практика установления монопольных цен, создания искусственного дефицита.

- торможение научно-технического прогресса из-за того, что монополизация производства и сбыта дает возможность крупным компаниям получать определенное время высокие прибыли, даже не внедряя новых достижений науки и техники в производственный процесс;

- вкладывание в погоне за прибылью крупными компаниями средств в проекты, которые дают наивысшую отдачу, с исключением или существенным уменьшением при этом инвестиций в более важное с точки зрения широких слоев население производства

- расходование монополиями и олигополиями значительных ресурсов для сохранения и укрепления монополистических позиций, власти (путем использования гипертрофированной рекламы, подкупа государственных чиновников, с целью создания выгодной законодательной базы);

- подавление конкуренции

Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Основные характеристики монополистической конкуренции:

1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

2. эти фирмы производят дифференцированную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

В условиях дифференциации товаров важное значение приобретают неценовые факторы: фирменная марка, реклама, особые качества изделия.

 Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену. Характерная особенность олигополистического рынка - взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм, которые связаны с: эффектом масштаба, выдачей лицензий и патентованием изобретений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...