Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типы, структура и инфраструктура рынка




История развития позволяет выделить следующие типы
рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформирован­ный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отноше­ния носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к разви­тию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами.

1. Неограниченное число участников рыночных отношений и
свободная конкуренция между ними.

2. Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех
членов общества.

3. Полная мобильность факторов производства; неограниченная
свобода передвижения капитала.

4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке
(о норме прибыли, спроса, предложении и т.д.). Осуществление
принципа рационального поведения рыночных субъектов невозможно без ин­формации.

5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие тор­говых марок и т.д.).

6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии
оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономи­ческими методами.

7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкурен­ции.                                    

8. Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

Свободный рынок — это абстракция, т.к. условиям рынка не отвечает ни одна государственность.

Регулируемый рынок — это результат цивилизации и гуманиза­ции общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творческому труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулиру­емым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его по­следствия.

Деформируемый рынок  существует в условиях командно-административной экономики. Важнейшими чертами деформации рынка выступают:

· отсутствие многообразных форм хозяйствования;

· натуральное распределение факторов производства;

· монополизм производителя и торговца;

· скрытая инфляция;

· расцвет теневой экономики.

Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством через систему директивного планирования.

Структура рыночной системы – это совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого. Экономическая структура определяется:

· формами собственности;

· структурой товаропроизводителей;

· уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

· особенностями сферы товарного обращения.

Можно выделить следующие критерии для характеристики струк­туры и системы рынка.

По объектам структура рынка может быть представлена в виде следующей схемы:

1. потребительский рынок

2. рынок факторов производства

3. денежный рынок

4. рынок информации

5. рынок инноваций

6. рынок недвижимости

7. рынок ценных бумаг

По субъектам различают рынки:

1)покупателей;

2)продавцов;                               .

3)государственных учреждений;

4)промежуточных продавцов — посредников.

по уровню насыщения:

1)равновесный;

2)дефицитный;

3)избыточный;

по степени зрелости:

1)неразвитый;

2)развитый;

3)формирующийся

по степени ограниченности конкуренции:

1)свободный;

2)монополистический;

3)олигополистический;

4)смешанный;

по соответствию действующему законодательству:

1)легальный;

2)нелегальный

по организации рыночного обмена:

1)оптовый;       

2)розничный;      

3)экспортный;

4)импортный;

Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов. Основными из них являются:

       демографические:

· группировка населения по возрасту;

· размеру семьи;

· по уровню дохода;

· по религиозной принадлежности;

· по национальному составу

   поведенческие:

· приобретение товаров носит случайный характер;

· поиск выгод при покупке товаров - изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены.

Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опос­редствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслужи­вающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспече­нию нормального режима его функционирования.

Функции инфраструктуры рынкаследующие:

• облегчение участникам рыночных отношений реализации их
интересов;

• повышение оперативности и эффективности работы рыноч­ных субъектов на основе специализации отдельных субъектов эко­номики и видов деятельности;

• организационное оформление рыночных отношений;

• облегчение форм юридического и экономического контроля, го­сударственного и общественного регулирования деловой практики;

• подготовка специалистов для эффективного функционирова­ния рынка.

Организационная база включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации. Материальная база состоит из транспортных систем, складского хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или нескольких видов.

Аукционы имеют дело с продукцией, которая на рынке в ограниченном количестве. Главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. Различают аукционы принудительные и добровольные. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.

Биржа – это место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.

 









ТЕМА 5. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА

1.Сущность рыночного механизма и его элементы

2.Спрос, кривая и неценовые факторы спроса

3.Предложение, кривая предложения и неценовые факторы предложения

4.Рыночное равновесие

5.Эластичность спроса и предложения

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...