Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типы, структура и инфраструктура рынка
История развития позволяет выделить следующие типы Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров. Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами. 1. Неограниченное число участников рыночных отношений и 2. Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех 3. Полная мобильность факторов производства; неограниченная 4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке 5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.). 6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии 7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции. 8. Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование. Свободный рынок — это абстракция, т.к. условиям рынка не отвечает ни одна государственность. Регулируемый рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творческому труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия. Деформируемый рынок существует в условиях командно-административной экономики. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: · отсутствие многообразных форм хозяйствования; · натуральное распределение факторов производства; · монополизм производителя и торговца; · скрытая инфляция; · расцвет теневой экономики. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством через систему директивного планирования. Структура рыночной системы – это совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого. Экономическая структура определяется: · формами собственности; · структурой товаропроизводителей; · уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства; · особенностями сферы товарного обращения. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка. По объектам структура рынка может быть представлена в виде следующей схемы: 1. потребительский рынок 2. рынок факторов производства 3. денежный рынок 4. рынок информации 5. рынок инноваций 6. рынок недвижимости 7. рынок ценных бумаг По субъектам различают рынки: 1)покупателей; 2)продавцов; . 3)государственных учреждений; 4)промежуточных продавцов — посредников. по уровню насыщения: 1)равновесный; 2)дефицитный; 3)избыточный; по степени зрелости: 1)неразвитый; 2)развитый; 3)формирующийся по степени ограниченности конкуренции: 1)свободный; 2)монополистический; 3)олигополистический; 4)смешанный; по соответствию действующему законодательству: 1)легальный; 2)нелегальный по организации рыночного обмена: 1)оптовый; 2)розничный; 3)экспортный; 4)импортный; Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов. Основными из них являются: демографические: · группировка населения по возрасту; · размеру семьи; · по уровню дохода; · по религиозной принадлежности; · по национальному составу поведенческие: · приобретение товаров носит случайный характер; · поиск выгод при покупке товаров - изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены. Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Функции инфраструктуры рынкаследующие: • облегчение участникам рыночных отношений реализации их • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; • организационное оформление рыночных отношений; • облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики; • подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка. Организационная база включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации. Материальная база состоит из транспортных систем, складского хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или нескольких видов. Аукционы имеют дело с продукцией, которая на рынке в ограниченном количестве. Главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. Различают аукционы принудительные и добровольные. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Биржа – это место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.
ТЕМА 5. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА 1.Сущность рыночного механизма и его элементы 2.Спрос, кривая и неценовые факторы спроса 3.Предложение, кривая предложения и неценовые факторы предложения 4.Рыночное равновесие 5.Эластичность спроса и предложения
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 304. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |