Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первый Земский собор и издание нового Судебника.




Не довольствуясь этим, избранная рада направила верхов­ную власть на путь сближения с обществом и устроения государства при общественном содействии. Ее внушению, по всем данным, обязан своим созывом Земский собор. Весьма вероятно, что идея созыва Собора зародилась в среде окружавшего царя духовенства, которое знало Со-,бор церковный для устроения дел церкви. На созыв Собора, быть может, навели царя митрополит Макарий и некоторые другие лица, «пресвитерством почтенные», которые были душой «избранной рады», окружавшей царя. Но и среди боярства, принадлежащего к этой из­бранной раде, идея Земского собора пользовалась сочув­ствием. Таким образом, например, Курбский писал впос­ледствии: «Царь аще и почтен царством, а дарований которых от Бога не получил, должен искати доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенарод­ных человек, понеже дар Духа дается не по богатству внешнему и по силе царства, но по правости душевной».

С какой же прямой целью был созван первый Земс­кий собор, какое участие принял он в устроении госу­дарства? К сожалению источники не дают нам прямого ответа на эти вопросы, и приходится на этот счет стро­ить догадки и предположения. Опорой для этих догадок служат речи царя, которые он произносил на церковном соборе 1551 года. Из этих речей выносится впечатле­ние, что первый Земский собор созывался для всеобще­го примирения, для прекращения тяжб и неудоволь­ствий, накопившихся в обществе от предшествовавшей эпохи боярского, а затем царского произвола и тира­нии. Обращаясь к митрополиту, епископам, игуменам и всему священному собору, царь говорил им: «в предыду­щее лето бил есми вам челом и с боляры своими о своем согрешении, а боляре такоже и вы нас в наших винах благословили и простили, а аз по вашему прощению и благословению и боляр своих в прежних винах во всех пожаловал и простил, да им же заповедал со всеми христианы царствия своего и в прежних всяких делах помиритися на срок, и боляры мои, и вси приказные люди, и кормленщики со всеми землями помирилися во всяких делех». Итак, первый Земский собор собирался в Москве для внутреннего умиротворения государства после неурядиц 30-х и 40-х годов. Роль его, по всем призна­кам, не ограничилась только общей постановкой этой задачи. Дело в том, что в том же 1550 году царь с братьями и боярами уложил новый Судебник, в коем переработал, дополнил и частью изменил судебник свое­го деда. Весьма возможно, что импульс и даже материал для этой переработки дали те челобитья, которые к тому времени поступили в Москву из городов и уездов, жало­бы на различные непорядки и злоупотребления. Раз царь задумал всех удовлетворить и умиротворить, он непременно должен был принять во внимание и эти заявления и жалобы. Любопытно, что и за окончатель­ной санкцией нового судебника царь обратился к обще­ству. На церковном соборе 1551 года, на котором при­сутствовали не одни духовные лица, но и братья князя, князья, бояре «и воини», и который представлял близ­кое подобие земского собора, царь предложил новый судебник на рассмотрение и утверждение. «Прочтите и рассудите, — говорил он, — аще достойно сие дело, на св. соборе утвердив, подписати на судебники и на устав­ной грамоте».

Так, в истории развития верховной власти нового Московского государства наступил момент, когда устано­вилось некоторое ограничение монархического абсолю­тизма. Это ограничение было преимущественно делом известного кружка лиц, воспользовавшегося благоприят­ным поворотом в душевной жизни царя, а не результатом дружного отпора, солидарных усилий всего высшего клас­са или большей его части. Не будучи результатом борьбы целого класса с монархом, это ограничение не было зак­реплено должными политическими гарантиями, извест­ной конституцией, которая определяла бы точно права и обязанности монарха в отношении подданных. Вслед­ствие всего этого и ограничение оказалось непрочным и оказалось не в состоянии предотвратить наступление еще горшей тирании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...