Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Грамматика. Единицы грамматического строя (морфология и синтаксис): общая характеристика. Основные элементы грамматического строя.




1. Фонетика. Общая характеристика сегментных и суперсегментных единиц.Фонетика – это наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. Фонетикой называют также и саму звуковую сторону языка. Фонетические единицы звуковой цепи, выделяемые различными фонетическими средствами, называют сегментными. Традиционно к таким единицам относят фразу, фонетическую синтагму, фонетическое слово, слог и звук.

а) Фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами (Было ветрено, сыро и скверно. Дверь в сад была открыта – две фразы).

Фраза может члениться на фонетические синтагмы. Фонетическая синтагма также характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением, но паузы между синтагмами не обязательны и они короче межфразовых пауз (Было ветрено, сыро и скверно – три синтагмы).

Членение речевого потока на фразы и синтагмы обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока. При этом в некоторых случаях варианты членения фразы на фонетические синтагмы отражают разное значение: Надо учиться, работать и отдыхать. - Надо учиться работать и отдыхать.

Таким образом фраза и фонетическая синтагма выделяются ритмико-интонационными средствами (ударение, интонация), членение речевого потока на фразы и фонетические синтагмы связано со смыслом и синтаксическим членением.

Фонетическая синтагма может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим единицам: Широкая/ лодка /отчалила /от причала (три синтагмы, четыре фонетических слова).

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги на звуки. Слог – это м и н и м а л ь н а я произносительная ( а р т и к у л я ц и о н н а я ) единица речи. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое. В языках типа русского, английского или французского слоговые границы в слове 1) не связаны с его смысловым членением на морфемы и 2) являются подвижными при образовании грамматических форм. Ср. дом, но дома, дому и т. д.— /м/ отошло к следую-

щему слогу, корень слова оказался «разорванным» между двумя слогами, а в рамках второго слога оказались соединенными окончание и часть корня. Даже служебные слова, в частности предлоги, ведут себя в рамках сочетания со знаменательным словом точно так

же, как морфемы внутри слова: от окна произносится /a-ta-kn'a/. Знаменательные слова в русском тексте несколько чаще (но также не всегда) отделяются друг от друга слоговыми границами. Такие языки как китайский, бирманский, вьетнамский и некоторые другие — называют слоговыми, или я з ы к а м и с л о г о в о г о с т р о я. В языках такого типа слог обычно выступает в качестве экспонента отдельной морфемы и, во всяком случае, никогда не разбивается «морфемным швом». Поэтому в слоговых языках минимальной фонологической единицей оказывается не фонема, а целый слог — силлабема либо — если учитывать возможность чередований в рамках слога — его компоненты, участвующие в чередовании, так называемые инициаль (начальный согласный слога) и ф и н а л ь (вся остальная часть слога как единое целое).

Звук (фон) – наименьшая сегментная единица, неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Каждый произносимый звук есть всегда какой-то вариант какой-то определенной фонемы, т.е. кратчайшей звуковой единицы данного языка, способной быть в нем единственным внешним различителем экспонентов морфем и слов. Различают три аспекта в изучении звуков: акустический (физический), биологический и функциональный (собственно лингвистический).

Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относится слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонация. Слог является и сегментной, и суперсегментной единицей. Слог как сегментная единица представляет собой линейную последовательность звуков. Слог как суперсегментная единица представляет собой единство слогового и неслогового звуков. Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагменному ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.

Супрасегментные особенности звуковой материи языка, называют просодическими явлениями. Онивключают: мелодику (движение высоты основного тона голоса); изменения интенсивности (силы) звучания и темпа произнесения тех или иных отрезков; использование и характер пауз; наконец, некоторые тембровые характеристики. Раздел науки о языке, изучающий словесное ударение и слоговой акцент, называется а к ц е н т о л о г и е й ; раздел, изучающий фразовую интонацию,— п р о с о д и к о й (в узком смысле), или и н т о н о л о г и е й.

Ударение есть выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта – синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости). В фонетическом аспекте различают: по силе выдоха – ударение силовое, динамическое, по высоте тона – ударение музыкальное, мелодическое, тоническое, тоновое, по долготе звука – ударение количественное; в морфонологическом плане различают: по прикрепленности к определенному слогу – фиксированное и свободное, по наличию дополнительного ударения – главное и второстепенное; по наличию в различных единицах языка: ударение слоговое, словесное, синтагменное, фразовое. В аспекте интеллектуального и эмоционального содержания высказывания: ударение логическое (выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки: Я сегодня пойду в кино), ударение эмфатическое (выделение в произношении какого-либо слова с целью усиления его выразительности в предложении: Однако, многого они захотели!).

Интонация есть ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических и эмоционально-экспрессивной окраски. Составные элементы интонации: мелодика речи (осуществляется повышением и понижением голоса во фразе, ср. произнесение повествовательного и вопросительного предложений), ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, долгих и кратких: речь прозаическая и стихотворная), интенсивность речи (сила или слабость произнесения, связанная с усилением или ослаблением выдыхания, ср. : речь в комнате или на площади), темп речи (скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками, ср. : речь замедленную или скороговоркой), тембр речи (звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки, ср.: тембр «веселый», «мрачный»), фразовое и логическое ударения (служат средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе). Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств выражения его грамматической оформленности.

2. Лексикология. Словарный состав языка как система. Пласты лексики. Способы пополнения словарного состава языка.Лексикология – раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка.Словарный состав языка = лексика. Словарный состав языка включает слова, сочетания, которые по значению эквиваленты им (устойчивые сочетания слов, фразеологические единицы, идиомы). Общий термин – лексическая единица. Лексические единицы в лексикологии изучаются прежде с точки зрения способности обозначать те или иные признаки, предметы и явления действительности, выделять и формировать соответствующие понятия. Существенность лексики по сравнению с другими сторонами языка составляет направленность на явление действительности. Действительность постоянно меняется, и лексика отражает все ее изменения, и является самой подвижной частью языка. Лексика – своеобразное открытое множество, которое постоянно пополняется новыми словами, значениями, выражениями (неологизмы), и постепенно утрачивает лексические единицы, переставшие активно использоваться в языке (устаревшие слова, историзмы, архаизмы).

Как система словарный состав представляет собой определенную целостность, состоящую из компонентов: слова и фразеологизма, образующих организованное, упорядоченное множество единиц, соотнесенных и в то же время противопоставленных по значению и строению. Лексико-фразеологическая система включает три подуровня организации единиц, объединенных внутри специфическими для каждого из них отношениями: 1) эпидигматику; 2) парадигматику; 3) синтагматику. Эпидигматические отношения - это отношения, раскры­вающие словообразовательные связи слова, благодаря которым оно способно входить в различные лексико-семантические парадигмы. Эпидигматические отношения являются чаще всего или отношени­ями равнозначности, отношениями параллельной деривации между производными одной и той же ступени (ср. учить —»учитель //уче­ник // учение II учеба), или отношениями включения, подчиненно­сти, отношениями последовательной деривации (ср. учить —> учи­тель —> учительство —> учительствовать).В основе парадигматических отношений лежит сходство или противоположность значений слов, проявляющееся в наличии групп слов, объединенных по каким-либо формальным или грамматическим признакам. Разновидностью парадигматических связей является: 1) омонимическая парадигма: ключ 1 (родник) – ключ 2 (отмычка); 2) синонимическая парадигма: зеленый, изумрудный, салатовый, бирюзовый – слова с близким значением; – 3) антонимическая парадигма: белый – черный, горячий – холодный; 4) гиперо-гипонимическая парадигма; слова связаны родо-видовыми отношениями: дерево – береза, осина, клен, тополь; 5) тематическая парадигма: зеленый, красный, черный – названия цвета. Синтагматические отношения опираются в процессе реализации значений слов на их предметно-логический смысл (лексический фактор) и закономерность синтаксического соединения (согласования) слов в речи (синтаксический фактор). Лексический фактор проявляется в соотнесенности значения лексической единицы с другими единицами, в значении которых есть общие, повторяющиеся семантические компоненты. Например, в сочетаниях «пить воду (сок, молоко, чай)» общим семантическим элементом является компонент «жидкость», так как входит в толкование всех этих слов: пить – «проглатывать жидкость», вода – «прозрачная бесцветная жидкость», слова чай, сок толкуются через слово напиток – «жидкость для питья».

Лексику можно разделить на взаимодействующие между собой пласты, которые отличаются своим происхождением, функциональностью и употреблением. С точки зрения происхождения в любом языке можно выделить два лексических пласта: 1) исконную лексику (незаимствованная лексика, образованная в данном идиоме или, обычно, унаследованная от предыдущих состояний языка (берущая начало в праязыке); 2) заимствованную лексику. Пласты лексики, возникшие в результате стилистического расслоения лексики языка на две большие группы: 1) книжные; 2) разговорные, отличающиеся сферой употребления и экспрессией. Книжная лексика используется в литературно-письменной и приподнятой устной речи; в научной, публицистической речи, в деловых документах, в языке художественных произведений. Выделяются три семантико-стилистических разряда книжной лексики: 1) терминологическая лексика; 2) историзмы и экзотизмы; 3) архаическая и поэтическая лексика. Разговорная лексика используется в непринужденной беседе, обычно на бытовую тему, в связи с чем данный стилистический пласт лексики называют также разговорно-бытовой лексикой. Среди разговорной лексики выделяются три семантико-стилистических разряда: 1) разговорно-бытовая лексика, 2) просторечная лексика; 2) вульгаризмы и жаргонизмы. Территориальное расслоение лексики: общеупотребительная лексика, диалектизмы. По наличию/отсутствию коннотации (придает слову особую окраску): нейтральная лексика и экспрессивная лексика (слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т. д., например: дочурка, сыночек, глупышка, копун, рифмоплет, балбес, забулдыга, трепач).

Выделяют два способапополнения словарного состава языка: словообразование (морфологическое и неморфологическое) и заимствование. Морфологическое словообразование – это образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. аффикс - служебная морфема, т. е. часть слова, видоизменяющая лексическое либо грамматическое значение корня (основы) или выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении; общее название всех морфем, за исключением корня – префикс, суффикс), словосложения (например: языкознание, пятиэтажный). Неморфологический (семантический) способ: конверсия – это переход одного слова в разряд другой части речи: дежурный; распад многозначного слова на омонимы: долг (задолженность) – долг (обязанность); мир (вселенная) – мир (состояние без войны). Другим источником пополнения словарного состава языка явля­ются заимствования. В разные исторические эпохи характер заим­ствований, их тематическая принадлежность, интенсивность прони­кновения в лексический фонд того или иного языка были неодина­ковы (ср., например, заимствования в русском языке в древнерус­скую эпоху XII-XIV вв.: в основном это были тюркизмы, относя­щиеся к быту и коневодству: деньги, казна, карман, сундук, кушак, лошадь, табун, аркан и др.; или заимствования в XVIII в.: особенно интенсивно они шли из французского языка: наряду со словами бы­тового характера (пальто, кашне, манто), заимствовались много­численные общественно-политические, военные термины (парла­мент, шовинизм, батальон, атака), а также термины искусства, науки (вальс, балет, романс, тире, диссонанс, нюанс); ср. также интенсивный приток англицизмов и американизмов в сферу эконо­мики и политики современного русского литературного языка (ди­лер, маркетинг, бартер, брифинг, брокер, имидж: и др.). При этом при заимствовании словообразование также играет существенную роль, поскольку способствует словообразовательной адаптации слова (ср., например, суффикс -ировать в словах маршировать, ре­петировать, дирижировать и др. или суффикс -ист в словах про­граммист, самбист, хоккеист и др.).

3. Грамматика. Единицы грамматического строя (морфология и синтаксис): общая характеристика. Основные элементы грамматического строя.Грамматика определяется как раздел языкознания, изучающий закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения (высказывания). Основными разделами грамматики являются морфология и синтаксис. Морфология – это наука об изменении слова, она изучает грамматические морфемы и выражаемые ими грамматические значения. Из морфологии выделяют как самостоятельные разделы словообразование и учение о частях речи. Словообразование как и морфология, изучает морфологическую структуру слова. Однако словообразование изучает морфологическую структуру слова как номинативного средства языка. Предметом словообразования являются словообразовательные средства, словообразовательные модели, их типы и гнезда. Анализируя морфемы, словообразование сближается с морфологией; занимаясь теорией номинации, словообразование сближается с лексикологией. Учение о частях речи – это учение о основных морфологических классах слов, которые различаются по своему категориальному грамматическому значению и по характеру его формального выражения. Синтаксис – это наука о сочетании слов в предложении и о сочетании предложений в тексте. Синтаксис делят на синтаксис словосочетания и синтаксис предложения. В данном разделе грамматике изучаются вопросы, относящиеся к организации предложения; связи и функции слов в предложении; значения, выражаемые фразовыми средствами; связи предложений между собой.

К основным единицам грамматического строя языка относят: морфему, слово, словосочетание, предложение. Морфема и слово – это единицы анализа в морфологии. Морфема– это минимальная значимая часть слова (несамостоятельная знаковая единица языка, характеризующаяся единством значения и формы). Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова. Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова. Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов. Слово с точки зрения грамматики исследуют а) на предмет принадлежности к той или иной части речи, б) на предмет наличия у слова определенных грамматических значений и грамматических форм. Слово в определенной грамматической форме образует словоформу. Система форм образует парадигму, внутри которой обычно выделяется исходная форма (ед. число для существительного, инфинитив для глагола, м.р. ед. числа для прилагательного). С грамматической точки зрения имеет большое значение деление слов на две группы: самостоятельные (полнозначные) и служебные (несамостоятельные). Включаясь в предложение, слово вступает в отношения с другими словами и предстает как особая единица речи – член предложения, и в этой функции также является единицей грамматического анализа (синтаксис). Словосочетание и предложение - это единицы анализа в синтаксисе. Словосочетание — это соединение двух и более слов, связанных подчинительной связью по смыслу и грамматически, служащее для обозначения единого понятия (предмета, действия и др.). В словосочетании есть главное и зависимое слово, то есть от одного слова (главного) можно задать вопрос к другому (зависимому). В грамматическом аспекте изучаются структурные особенности построения словосочетания: формы связи между компонентами (например, согласование), порядок компонентов, взаимосвязь между ними (подчинение, главное и зависимое слово). Словосочетание, рассматриваемое со стороны формальной организации, называют синтагмой. Словосочетание представляет собой номинативную единицу, как и слово. Словосочетание, в этом смысле, представляет важнейшее средство расширения номинативных возможностей языка. Слово, морфема, словосочетание представляют собой докоммуникативные единицы: они являются строительным материалом для предложений, но сами, как правило, предложения не образуют. Предложение - минимальная коммуникативная единица, так как только предложение способно обеспечить общение, т. е. только предложению свойственна коммуникативная функция. Коммуникативная функция существенно отличает предложение от других единиц языковой системы, но предложению свойственна и номинативная функция. Однако в отличие от слова предложение называет не отдельный предмет, явление действительности, а событие, ситуацию. В грамматике предложение рассматривается как единица общения (по цели высказывания: повествовательные, восклицательные, побудительные, восклицательные). Анализ предложения также осуществляется на синтаксическом уровне (формально-грамматическая организация предложения), в логико-коммуникативном аспекте (актуальное членение предложение), в семантическом аспекте (номинативный аспект, события, ситуация).

Грамматический строй – это строение слов, словосочетаний и предложений, присущее данному языку.Основной элемент грамматического строя – грамматическая категория, представляющая собой единство формы и содержания. Ее содержание проявляется в оппозиции двух или более общих грамматических значений. Формально она выражается в изменении слова (морфологическая категория) либо в употреблении служебных слов, изменении порядка слов или интонации в предложении (синтаксическая категория). Внешнее языковое выражение грамматического значенияназывают грамматической формой. Сходные грамматические значения могут выражаться различными формальными способами: способы выражения грамматических значений. Существуют следующие синтетические способы выражения грамматического значения: агглютинация, флексия, супплетивизм. Агглютинация — это образование в языках грамматических форм и производных слов путём присоединения к корню или к основе слова аффиксов, имеющих грамматические и деривационные значения (например, в казахском языке, am - «лошадь»; ammap - «лошади»; amma - «на лошади»). Флексия – это замена грамматического элемента в слове (например, сын – сыну – о сыне). Супплетивизм – образование форм одного и того же слова от разных корней. Корневые морфы таких словоформ лишены формальной (фонематической) близости и потому не могут объединяться в одну морфему (например, человек - люди, ребёнок - дети). Аналитические способы выражения грамматических значений проявляются вне слова и выражаются при помощи служебных слов или окружения слова. Способы грамматического выражения являются важной типологической характеристикой языка, все классификации языков в структурной типологии отражают прежде всего эту сторону языка (см. Лингвистическая типология).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...