Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Национальные литературные языки. Языки межнационального и международного общения.
1. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Язык и мышление. Функции языка.Язык как система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений, представляет собой важнейшее средство человеческого общения. В своем возникновении и развитии язык неразрывно связан с определенным человеческим коллективом, и в этом смысле язык представляет собой явление социальное, общественное. Вне общества нет языка. Владение языком составляет неотъемлемую черту человека, а возникновения языка совпадает с временем формирования homo sapiens. Язык в одно и то же время и условие развития, и продукт человеческой культуры. Язык выступает хранителем народного опыта (практического, нравственного, эстетического), средством передачи культурно-исторических традиций народа, выразителем его национального самосознания и восприятия мира. С помощью языка регулируются человеческие взаимоотношения, так как язык является одним из средств управления человеческим поведением. Язык – не индивидуальное и не биологическое явление. Социальная сущность языка проявляет себя при сравнении его со звуковой сигнализацией животных. Так, животных можно научить произносить отдельные слова, однако ни одно животное не воспринимает и воспроизводит звуков вне конкретной ситуации. Показательными являются и истории детей, оказавшихся вне языкового коллектива. Такие дети не могут научиться ни говорить, ни мыслить, ни поступать как человек. Язык неразрывно связан с мышлением, поскольку мыслительная деятельность человека имеет вербальную (словесную) основу. Мышление есть способность мыслить, рассуждать, делать умозаключения и давать оценки. Мышление может быть образным, техническим, логическим. Образное мышление предполагает живость восприятия, единство понятие и представления, понятия и оценки. Оно находит свое выражение в поэтической речи, в художественных произведениях, в живописи и в музыке, в архитектуре и в кино. Техническое мышление соединяет образ и понятие с техническим их воплощением. Логическое мышление построено на строгом соблюдении правил употребления понятий и построения суждений. Язык является во-первых, средством всех видов мышления, поскольку мы мыслим оперируя понятиями, которые можем назвать при помощи слов (слова обращены к миру вещей и миру понятий, слова называют предметы и выражают знания), суждениями, которые могут быть оформлены предложением, во-вторых, орудием всех видов мышления, иначе говоря мы мыслим, чтобы узнать и понять, а чтобы передать наши мысли мы говорим (мы их вербализуем). Логический строй мысли, правила оперирования суждениями и понятиями – общечеловеческие, в разных языках они могут различное воплощение. Основными функциями языка являются коммуникативная (язык служит орудием общения), мыслеформирующая (познавательная, когнитивная, гносеологическая) (язык является орудием формирования мысли), и аккумулятивная (язык сохраняет и отражает знания, накопленные человеком). Кроме того, язык выполняет эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции) и волюнтативную функцию (оказывает воздействие). 2. Формы существования языка. Стилистические разновидности языка.Язык как достояние общества – это язык какой-либо этнической общности, какого-либо языкового коллектива. Любой язык, на котором говорят представители какого-либо языкового коллектива, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. Различают следующие основные социальные формы существования конкретных языков: идиолект — индивидуальный язык одного конкретного носителя языка; говор — множество структурно очень близких идиолектов, обслуживающих одну небольшую территориально замкнутую группу людей, внутри которой не обнаруживается никаких заметных (территориально характеризуемых) языковых различий; диалект — множество говоров (в частном случае — единичное), в котором сохраняется значительное внутриструктурное единство (в отличие от говора территориальная непрерывность распространения диалекта не является его обязательным признаком); язык — это, как правило, множество диалектов, допустимые различия между которыми могут в значительной мере варьировать и зависеть не только от чисто языковых факторов, но и от социальных параметров (языкового самосознания носителей языка, наличия или отсутствия единой письменности, социальной престижности диалектов, численности носителей отдельных диалектов, традиции и т. д.). Говор и диалект – это территориальные разновидности языка. В настоящее время различают также и социальные разновидности, такие как: социоле́кт, социальный диалект — групповые речевые (в первую очередь лексические и стилистические) особенности, характерные для какой-либо социальной группы — профессиональной, возрастной, субкультуры. Этим социолект отличается от диалекта, на котором разговаривают представители определённой географической области, и идиолекта — языка, присущего конкретному индивиду. Разновидностями социолекта могут быть арго (в той или иной степени тайный язык, создаваемый специально для того, чтобы сделать речь данной социальной или профессиональной группы непонятной для посторонних) и жаргон (сленг) (отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств). Специфика каждого из этих языковых образований может быть обусловлена профессиональной или социальной обособленностью тех или иных групп от остального общества. Компьютерный жаргон (сленг) – пример профессионально специфичных языковых образований, студенческий сленг – пример социально специфичного субкода. В последнее время как о реально существующем социальном явлении говорят о гендерлекте (особенности языка женщин и мужчин в пределах одного языка, включая лексику, грамматику и стиль). На определённом этапе национального и/или социального развития некоторые стихийно существующие и развивающиеся языки вступают в высшую форму своего существования — форму литературного языка. Литературный язык есть в ы с ш а я форма существования языка и характеризуется богатством словарного состава, упорядоченностью грамматического строя, строгим соблюдением орфографических и пунктуационных правил. Л и т е р а т у р н ы й язык буквально означает письменный язык (от лат. littera — буква, письмо; мн. ч. litterae — буквы, письменность). Литературный язык, действительно, имеет п и с ь м е н н у ю ф и к с а ц и ю , и это составляет его существенный признак. Однако отождествлять понятия “письменный язык” и “литературный язык” нельзя. Во-первых, не всякая письменная фиксация есть литературная речь, и, во-вторых, литературный язык выступает не только в письменной, но и в устной форме. Литературный язык — это не только язык письменности (художественной литературы, научных исследований, газет и журналов), но и устный язык государственных и общественных учреждений, школы и театра, радио и телевидения. Литературным языком люди пользуются также при бытовом и семейном общении. Литературный язык функционирует в различных сферах общества. Разновидность литературного языка, связанная с определенной сферой его функционирования в обществе и характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения, называют функциональным стилем. Традиционно выделяют следующие функциональные стили: газетно-публицистический, научный, официально-деловой, литературно-художественный, разговорный (разговорно-обиходный). В настоящее время начинают говорить как о стилистических разновидностях литературного языка о языке рекламы, языке моды, и т.д. 3. Национальные литературные языки. Языки межнационального и международного общения.В ходе своего исторического развития язык может проходить несколько ступеней своей социализации в обществе. Это может быть язык племени, народности. Такие процессы, происходящие в обществе какразвитие государственности и культуры, формирование нациименяют статус языка, который приобретает статус национального. В языкознании национальный язык рассматривается как социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной. Н. я. формируется вместе с образованием нации, являясь одновременно предпосылкой и условием её возникновения и существования, с одной стороны, и результатом, продуктом этого процесса — с другой. Н. я. с точки зрения внутренней структуры является наследником языка народности. Отдельный язык, изменяясь во времени, всё же остаётся данным языком, коль скоро он не теряет своей конкретной сущности, что позволяет ему сохранить важное свойство передачи от поколения к поколению культурно-исторических и иных традиций. Понятие «Н. я.» относится к формам существования языка и являет собой некий тип бытия языка, противопоставляемый другому или другим типам существования (язык рода, племени, народности), а также другим национальным языкам (испанский в отличие от каталанского, русский в отличие от украинского и др.). Формирование национального языка идёт в направлении становления и укрепления языковой нормы, приобретения литературным языком (за счёт его позиций в управляющих, образовательных и культурных институциях, начиная с определённого периода связанных с идеей нации) приоритетного положения по отношению к региональным диалектам, а также, в ряде случаев, в борьбе за вытеснение главенствующего в культуре и/или политике инонационального языка (латыни, церковнославянского, языков стран-метрополий в бывших колониях). Разговорная форма национального языка, в основу которой кладётся один или несколько диалектов, по мнению некоторых специалистов, формируется уже под влиянием литературного языка. Распространение языка приводит к тому, что он начинает выполнять дополнительные функции. Так возникают языки межнационального общения. Языком межнационального общения называют такой язык, который используется как средство общения между лицами разных народностей и этнических групп. Потребность в языке межнационального общения возникает в результате постоянных контактов народов, особенно при образовании многонациональных государств. Наряду с общим языком межнационального общения и региональными языками общения, которые функционируют в многонациональной стране, имеются языки м е ж д у н а р о д н о г о общения, то есть языки, на которых осуществляется официальное общение между народами разных стран. Языки международного общения возникают в связи с развитием контактов народов в сфере экономического, политического и культурного развития. В XVII—XVIIIвв. международное распространение получили испанский, французский и немецкий языки, в XIXв.— английский, в XX в.— американский английский. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 360. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |