Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Национальные литературные языки. Языки межнационального и международного общения.




1. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Язык и мышление. Функции языка.Язык как система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений, представляет собой важнейшее средство человеческого общения. В своем возникновении и развитии язык неразрывно связан с определенным человеческим коллективом, и в этом смысле язык представляет собой явление социальное, общественное. Вне общества нет языка. Владение языком составляет неотъемлемую черту человека, а возникновения языка совпадает с временем формирования homo sapiens. Язык в одно и то же время и условие развития, и продукт человеческой культуры. Язык выступает хранителем народного опыта (практического, нравственного, эстетического), средством передачи культурно-исторических традиций народа, выразителем его национального самосознания и восприятия мира. С помощью языка регулируются человеческие взаимоотношения, так как язык является одним из средств управления человеческим поведением.

Язык – не индивидуальное и не биологическое явление. Социальная сущность языка проявляет себя при сравнении его со звуковой сигнализацией животных. Так, животных можно научить произносить отдельные слова, однако ни одно животное не воспринимает и воспроизводит звуков вне конкретной ситуации. Показательными являются и истории детей, оказавшихся вне языкового коллектива. Такие дети не могут научиться ни говорить, ни мыслить, ни поступать как человек.

Язык неразрывно связан с мышлением, поскольку мыслительная деятельность человека имеет вербальную (словесную) основу. Мышление есть способность мыслить, рассуждать, делать умозаключения и давать оценки. Мышление может быть образным, техническим, логическим. Образное мышление предполагает живость восприятия, единство понятие и представления, понятия и оценки. Оно находит свое выражение в поэтической речи, в художественных произведениях, в живописи и в музыке, в архитектуре и в кино. Техническое мышление соединяет образ и понятие с техническим их воплощением. Логическое мышление построено на строгом соблюдении правил употребления понятий и построения суждений. Язык является во-первых, средством всех видов мышления, поскольку мы мыслим оперируя понятиями, которые можем назвать при помощи слов (слова обращены к миру вещей и миру понятий, слова называют предметы и выражают знания), суждениями, которые могут быть оформлены предложением, во-вторых, орудием всех видов мышления, иначе говоря мы мыслим, чтобы узнать и понять, а чтобы передать наши мысли мы говорим (мы их вербализуем). Логический строй мысли, правила оперирования суждениями и понятиями – общечеловеческие, в разных языках они могут различное воплощение.          

Основными функциями языка являются коммуникативная (язык служит орудием общения), мыслеформирующая (познавательная, когнитивная, гносеологическая) (язык является орудием формирования мысли), и аккумулятивная (язык сохраняет и отражает знания, накопленные человеком). Кроме того, язык выполняет эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции) и волюнтативную функцию (оказывает воздействие).

2. Формы существования языка. Стилистические разновидности языка.Язык как достояние общества – это язык какой-либо этнической общности, какого-либо языкового коллектива. Любой язык, на котором говорят представители какого-либо языкового коллектива, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. Различают следующие основные социальные формы существования конкретных языков: идио­лект — индивидуальный язык одного конкретного носителя языка; говор — множество структурно очень близких идиолектов, обслуживающих одну небольшую территориально замкну­тую группу людей, внутри которой не обнаруживается никаких заметных (террито­ри­аль­но характеризуемых) языковых различий; диалект — множество говоров (в частном случае — единичное), в котором сохраняется значительное внутри­струк­тур­ное единство (в отличие от говора территориальная непре­рыв­ность распро­стра­не­ния диалекта не явля­ет­ся его обязательным признаком); язык — это, как правило, множество диалектов, допустимые различия между которыми могут в значительной мере варьировать и зависеть не только от чисто языковых факторов, но и от социальных параметров (языкового само­со­зна­ния носителей языка, наличия или отсутствия единой письменности, социальной престижности диалектов, численности носителей отдельных диалек­тов, традиции и т. д.). Говор и диалект – это территориальные разновидности языка.

В настоящее время различают также и социальные разновидности, такие как: социоле́кт, социальный диалект — групповые речевые (в первую очередь лексические и стилистические) особенности, характерные для какой-либо социальной группы — профессиональной, возрастной, субкультуры. Этим социолект отличается от диалекта, на котором разговаривают представители определённой географической области, и идиолекта — языка, присущего конкретному индивиду. Разновидностями социолекта могут быть арго (в той или иной степени тайный язык, создаваемый специально для того, чтобы сделать речь данной социальной или профессиональной группы непонятной для посторонних) и жаргон (сленг) (отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств). Специфика каждого из этих языковых образований может быть обусловлена профессиональной или социальной обособленностью тех или иных групп от остального общества. Компьютерный жаргон (сленг) – пример профессионально специфичных языковых образований, студенческий сленг – пример социально специфичного субкода. В последнее время как о реально существующем социальном явлении говорят о гендерлекте (особенности языка женщин и мужчин в пределах одного языка, включая лексику, грамматику и стиль).

На определённом этапе национального и/или социального развития некоторые стихийно существу­ю­щие и развивающиеся языки вступают в высшую форму своего суще­ство­ва­ния — форму литера­тур­но­го языка. Литературный язык есть в ы с ш а я форма существования языка и характеризуется богатством словарного состава, упорядоченностью грамматического строя, строгим соблюдением орфографических и пунктуационных правил. Л и т е р а т у р н ы й язык буквально означает письменный язык (от лат. littera — буква, письмо; мн. ч. litterae — буквы, письменность). Литературный язык, действительно, имеет п и с ь м е н н у ю ф и к с а ц и ю , и это составляет его существенный признак. Однако отождествлять понятия “письменный язык” и “литературный язык” нельзя. Во-первых, не всякая письменная фиксация есть литературная речь, и, во-вторых, литературный язык выступает не только в письменной, но и в устной форме. Литературный язык — это не только язык письменности (художественной литературы, научных исследований, газет и журналов), но и устный язык государственных и общественных учреждений, школы и театра, радио и телевидения. Литературным языком люди пользуются также при бытовом и семейном общении.

Литературный язык функционирует в различных сферах общества. Разновидность литературного языка, связанная с определенной сферой его функционирования в обществе и характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения, называют функциональным стилем. Традиционно выделяют следующие функциональные стили: газетно-публицистический, научный, официально-деловой, литературно-художественный, разговорный (разговорно-обиходный). В настоящее время начинают говорить как о стилистических разновидностях литературного языка о языке рекламы, языке моды, и т.д.

3. Национальные литературные языки. Языки межнационального и международного общения.В ходе своего исторического развития язык может проходить несколько ступеней своей социализации в обществе. Это может быть язык племени, народности.  Такие процессы, происходящие в обществе какразвитие государственности и культуры, формирование нациименяют статус языка, который приобретает статус национального. В языкознании национальный язык рассматривается как социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством обще­ния нации и выступающий в двух формах: устной и письменной. Н. я. формируется вместе с образова­нием нации, являясь одновременно предпосылкой и условием её возникновения и существования, с одной стороны, и результатом, продуктом этого процесса — с другой. Н. я. с точки зрения внутренней структуры является наследником языка народности. Отдельный язык, изменяясь во времени, всё же остаётся данным языком, коль скоро он не теряет своей конкрет­ной сущности, что позволяет ему сохранить важное свойство передачи от поколения к поколению культурно-исторических и иных традиций. Понятие «Н. я.» относится к формам существования языка и являет собой некий тип бытия языка, противопоставляемый другому или другим типам существования (язык рода, племени, народности), а также другим национальным языкам (испанский в отличие от каталанского, русский в отличие от украинского и др.). Формирование национального языка идёт в направлении становления и укрепления языковой нормы, приобретения литературным языком (за счёт его позиций в управляющих, образовательных и культурных институциях, начиная с определённого периода связанных с идеей нации) приоритетного положения по отношению к региональным диалектам, а также, в ряде случаев, в борьбе за вытеснение главенствующего в культуре и/или политике инонационального языка (латыни, церковнославянского, языков стран-метрополий в бывших колониях). Разговорная форма национального языка, в основу которой кладётся один или несколько диалектов, по мнению некоторых специалистов, формируется уже под влиянием литературного языка.

Распространение языка приводит к тому, что он начинает выполнять дополнительные функции. Так возникают языки межнационального общения. Языком межнационального общения называют такой язык, который используется как средство общения между лицами разных народностей и этнических групп. Потребность в языке межнационального общения возникает в результате постоянных контактов народов, особенно при образовании многонациональных государств.

Наряду с общим языком межнационального общения и региональными языками общения, которые функционируют в многонациональной стране, имеются языки м е ж д у н а р о д н о г о общения, то есть языки, на которых осуществляется официальное общение между народами разных стран. Языки международного общения возникают в связи с развитием контактов народов в сфере экономического, политического и культурного развития. В XVII—XVIIIвв. международное распространение получили испанский, французский и немецкий языки, в XIXв.— английский, в XX в.— американский английский.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...