Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция № 2. Язык как общественное явление.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция № 1. Языкознание как наука. План Определение языкознания как науки. Аспекты языкознания. Основные лингвистические дисциплины. Связь языкознания с другими науками. Методы языкознания.
1. Определение языкознания как науки. Языкознание (языковедение, лингвистика) – это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и эволюции в пространстве и во времени, о классификации конкретных языков. Объектом изучения языкознания являются языки в принципе – все существующие, существовавшие и те, которые могут возникнуть в будущем, а тем самым и человеческий язык вообще. Предметом изучения языкознания могут являться различные аспекты, связанные с существованием и функционированием языка, в частности: общественные функции языка, среди которых важнейшими являются коммуникативная и мыслеформирующая; происхождение человеческого языка вообще и конкретных языков в частности, взаимодействие языков и закономерности их эволюции, языковая система, включающая фонетику, фонологию, письмо, словарный состав, грамматический строй языка вообще и конкретных языков в частности, установление родства языков и их генеалогическая классификация, а также типологическая классификация языков на основании существующих между ними сходств и различий. 2. Аспекты языкознания. Основные лингвистические дисциплины.Как всякая наука, языкознание возникло в связи с практическими потребностями и постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Теоретическое языкознание - научное, теоретическое изучение языка, обобщающее данные о языке; служит методологической основой для практического, прикладного языкознания. Прикладное языкознание - практическое использование лингвистики в различных отраслях деятельности человека. Прикладное языкознание решает как частные задачи (в пределах одного языка), так и общие задачи, приложенные к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма, обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, поиска, общения человека с машиной на естественном языке. Назовем для примера следующие прикладные науки, имеющие непосредственное отношение к языкознанию:
Внутри теоретического языкознания условно различают частное и общее языкознание. Частное языкознаниеизучает один язык (русский, английский, французский или китайский), может изучать группу родственных языков или язык определенной географической области (например: существует славистика, германистика, романистика, тюркология; балканистика, кавказоведение и др.). Общее языкознаниеисследует язык вообще, его природу, происхождение, развитие, функционирование, структуру, классификации языков и т.п. В зависимости от предмета исследования различают такие разделы языкознания как: · внешняя лингвистика, изучающая язык как общественное явление, поэтому ее называют также социологией (социальная лингвистика); · внутренняя лингвистика, изучающая внутреннюю систему языка, ее единицы и категории, ее уровни и их структуру. Основными лингвистическими дисциплинами, относящимися к данному разделу языкознания, в частности являются: фонетика (исследует звуковую сторону языка); фонология (функциональная фонетика, исследующая использование звуков в речи, исследование общественной стороны звуков); лексикология (изучает слова, их значения и употребление); семантика (семасиология) (исследует содержание языковой формы, информацию, содержащуюся в языковых единицах); морфология (изучает грамматическое строение слов, словоизменение и словообразование); синтаксис (исследует строение предложений, правила сочетания слов). Морфология и синтаксис вместе – это грамматика. · сравнительное языкознание (компаративистика), которое подразделяется на сравнительно-историческое и сопоставительное (контрастивное). Эти аспекты сравнительного языкознания отличаются друг от друга по целям и методике исследования: если сравнительно-историческое языкознание изучает родственные языки, возникшие из общего источника и поэтому объединенные объективно, исторически, то сопоставительное языкознание изучает неродственные языки. С точки зрения соотнесенности с временной осью языкознание может быть:а) синхроническим,т.е.нацеленным на изучение состояния языковой системы в определенный момент её развития (чаще всего речь идет о фактах, относящихся к фонетической, грамматической, лексической или графической системы современного языка); б) диахроническим, т.е. прослеживающим развитие языка во времени и пространстве (история языка, этимология). Достижения современного языкознания являются результатом долгого развития науки о языке и традиционно связывают со следующими научными парадигмами: 1) сравнительно-историческая (это была первая научная парадигма в лингвистике, так как именно сравнительно-исторический метод был первым специальным методом исследования языка. Весь XIX век прошел под эгидой этой парадигмы); 2) системно-структурная парадигма (парадигма XX века; внимание ориентировано на сам язык; фундаментальные исследования, выполненные в рамках данной парадигмы, являются ценнейшим источником сведений для современных исследователей; у нее много последователей и в настоящее время; в русле этой парадигмы по-прежнему строятся учебники, академические грамматики, различного рода справочные издания); 3) антропоцентрическая парадигма (начало XXI века; интерес к человеку в языке, и к языку в человеке, т.е. изучает язык в его соотношении с человеком, его сознанием, мышлением и разными видами деятельности; данная парадигма дала рождение широким междисциплинарным исследованиям («синтезирующая» лингвистика), вызвавшим появление таких новых лингвистических дисциплин как, например, лингвокультурология, возникшая на стыке лингвистики и культурологи и исследующая проявление культуры народа, которые отразились и закрепились в языке; 3. Связь языкознания с другими науками.Языкознание взаимосвязано с рядом наук и научных дисциплин, на которые опираются некоторые важные языковедческие науки и дисциплины. С другой стороны, лингвистика способствует развитию ряда других наук. Ниже перечисляются некоторые смежные науки и приводятся соответствующие им лингвистические дисциплины.
Методы языкознания.
Лекция № 2. Язык как общественное явление. План |
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |