Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовная жизнь древнего Рима




Духовная жизнь римлян, как и других народов в этот период, основывалась на многобожии и предшествовавших верованиях (анимистических, пантеистических, тотемических и т.п.). Первоначально римляне не знали богов-личностей. Их богами (гениями) были духи отдельных видов человеческой деятельности, ведавшие судьбами людей, защитой государства, удачей и др. Греки заимствовали антропоморфных богов у греков, дав им свои имена: Юпитера, Юноны, Минервы, Феба, Венеры и др. Кроме богов, у них была вера в гениев, как духов-покровителей, сопровождавших человека в жизни и руководивших помыслами и действиями. Римляне были еще более рационалистичны по отношению к богам, чем греки.

За отправление религиозных культов отвечали жрецы, объединенные в коллегии и служившие какому-либо божеству. Но был высший разряд жрецов-понтификов, которые наблюдали за правильностью отправления религиозных обрядов в целом. Понтификами становились, время от времени, и высшие должностные лица и императоры. В каждой семье глава семьи выполнял жреческие функции.
Римляне придавали большое значение культу предков. Скульптурные портреты предков по мужской линии находились в доме. В царское и республиканское время, а также в ранней империи глава государства не обожествлялся.

Ранняя римская религия была анимистической, то есть признавала существование всевозможных безличных духов {гении - покровители человека, лары—хранители домашнего очага, пенаты покровители дома) Под влиянием этрусков, представлявших богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму (уподо­блению богов людям). Еще позже римские боги были отождествлены с греческими: Юпитер - с Зевсом, Юнона - с Герой и т.д.

Все культовые функции у римлян были распределены между различными жрецами, объединенными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, авгуры гадали по полету птиц, девы- весталки поддерживали священный огонь в храме Весты Жрецы в Риме — не особая каста, а выборные должностные лица.

СIII в. до н.э. начинает складываться особое отношение рим­лян к себе и своей родине. Римский народ считается избранным богами, наделенным особыми добродетелями- мужеством, верностью, стойкостью - а потому он должен покорять остальные народы и властвовать над ними.

Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Зримое выражение этой точки зрения - храм Пантеон (храм всех богов). Характерной чертой римской политики в провинциях была веротерпимость. Для религии периода Империи характерно почитание императоров, объявлявшихся после смерти божественными. Так, Веспасиан, почувствовав приближение Смерти, будто бы сказал: «Увы, я становлюсь богом».

В I в. н.э. возникло христианство. Первоначально христиане ввергались преследованиям (поскольку отказывались почитать объявленных богами императоров), но со временем их становилось все больше и больше. В IV в. христианство стало господствующей религией, и теперь уже преследованиям подвергались язычники Христиане наряду с варварами стали могильщиками античной культуры.

У римлян не было поэтической мифологии. Миф им заменяло историческое описание событий (легенда об основании Рима). Вместе с тем некоторые сюжеты мифологии древних греков привились на римской почве. Греческий Геракл, став римским Персеем, также совершал подвиги. В отличие от греков, которые использовали мифологические сюжеты для драматических спектаклей, римские драматурги по-своему перерабатывали греческих литераторов. Однако римлянам был чужд пафос и философия греческой драматургии. Они предпочитали комедии с буффонадой, непристойностями, остроумными словами и выходками героев. Актерами в римских театрах были выходцы из провинций, рабы или вольноотпущенники. Особой популярностью в Риме пользовались бои гладиаторов, травли зверей.

Литература развивалась в тех же жанрах и направлениях, что и греческая. Существовали эпическая поэзия («Энеида» Вергилия «Метаморфозы» Овидия), лирическая поэзия (Катулл, Гораций Овидий) и прозаические произведения (Петроний «Сатирикон» Апулей «Золотой осел»); трагедии и комедии (Плавт, Терренций) С появлением республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате или долж­ностных лиц - в народных собраниях требовали знаний и искусства убеждать слушателей. Самым выдающимся римским оратором был Цицерон. "Золотой век" римской литературы относится к концу республики и началу империи. Это так называемая "цицероновская эра". Кроме произведений Цицерона ("Студенческие беседы", "Об ораторе", "Об обязанностях" и др.), в этот период появляются произведения Варрона - "ученейшего из мужей". Среди лирических произведений популярны были труды Флакка и Овидия. Римские историки создавали труды, восстанавливавшие последовательность разных событий (Тит Ливий "От основания города", Светоний "Жизнеописания 12 цезарей").

 

Наука. Среди римлян были талантливые философы (Цицерон Марк Аврелий) и историки (Цезарь, Тит Ливии, Тацит, Светонии) Развитие крупного хозяйства потребовало знаний по агрономии - и труды, посвященные правильному ведению хозяйства писали Катон Старший и Варрон Необходимо было правильно организовать управление огромным государством и регулировать отношения между многочисленными гражданами и подданными - развивается прекрасно проработанная система права (как публичного, так и частного) (Гай, Ульпиан).

В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии.

Из ордеров римляне особенно любили коринфский. В отличие от греков, римляне не раскрашивали ни здания, ни статуи - они были беломраморными.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола. Наряду с колоннами использовали пилястры (выступ в стене, напоминающий колону). Начинает широко применяться бетон.

Римляне, как и греки, умели строить великолепные храмы, также они возводили многочисленные сооружения для практических нужд.

В отличие от греков, которым плохо удавались крепости, римляне умели превосходно укреплять города мощными стенами и башнями. Более того, границы в опасных местах укрепляла особая система валов и стен, получившая названиелимес. Римляне строили превосходные мощенные камнем дороги, необходимые для нормаль­ной связи между различными частями государства.

Центром Рима (и любого римского города) был форум - перво­начально-рыночная площадь, где устраивались народные собрания, позже - центр всей городской жизни, застроенный административ­ными зданиями.

Устройство городов римляне осуществляли, как впрочем и все другие народы в этот период, на холмистых местах. Поэтому и Рим основан на семи холмах. Главные площади городов, которые были одновременно и рынками, назывались форумами. На них устраивались общие собрания, проходила торговля, строились храмы, портики, в которых вывешивались для ознакомления народа законы и указы. Форумы с годами становились все богаче. На форумах появились жилища царей, хранилища казны, триумфальные арки, колонны, скульптурные украшения. Многие императоры, не довольствуясь старыми застроенными форумами строили свои. Так, в Риме есть форумы: Трояна, Юлия.

Прямые как стрелы улицы городов окаймлялись рядами колонн, представлявших собой самостоятельные сооружения. Такой принцип застройки улиц был принят другими государствами и, в частности, Пальмирой, впоследствии покоренной римлянами. Триумфальные арки (из которых лучше сохранились арки Константина и Тита) возводились в честь императоров-победителей по решению Сената.
Древний Рим был обильно снабжен водой, для чего строились многочисленные акведуки, колодцы, хранилища для воды. Император Агриппа устроил в Риме 700 колодцев (в том числе 105 фонтанов), украшенных 300 статуями и 400 мраморными колоннами. В Риме в определенный период функционировала система стока отходов, т.н. клоака, и система общественных туалетов, приносивших большой доход ее организатору, откуда и пошла поговорка: "Деньги не пахнут". Потребность мыться каждый день привела к строительству бань(терм). Со временем термы превратились в места отдыха и развлечения римлян. Они включали в себя сады, помещения для игры в мяч, библиотеки, залы для гимнастических упражнений, галереи художественных произведений (скульптур), залы для бесед и отдыха. Римляне располагали временем для досуга, поэтому и в первой, и во второй половине дня они могли посещать амфитеатры.


Римские театры приобрели грандиозные размеры. Среди них - Колизей, вмещавший 70 тыс. зрителей. На закате своего существования Рим продолжал возводить колоссальные театры-крепости даже на окраинах империи

У римлян появились новые типы общественных зданий, которых не было у греков, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои (Колизей), цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный, окруженный парком комплекс, вклю­чавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфаль­ная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов и акведуков

Римский жилой дом, в отличие от греческого, был красив, просторен и удобен для проживания В особняке обязательно при­сутствовал внутренний дворик с бассейном посередине (атрий), мог быть дополнительно внутренний дворик с садом (перистиль). Разделения, как у греков, на мужскую и женскую половину не было. Отметим, что Рим был многоэтажным городом - средне- и плохо обеспеченные римляне Жили в многоэтажных домах-инсулах («островах»).

Для римских городов характерно наличие водопровода и канчализации, в том числе и в жилых домах (а в наиболее богатых система отопления - под полом прокладывались трубы, по ним шел горячий воздух).

Общественные здания и дома часто украшались мозаикой, фресками и скульптурой.

Для римской скульптуры было характерно два типа изображений: скульптурный портрет и статуя в полный рост (последняя непременно должна была показывать величие духа изображаемого и его гражданскую доблесть).

Свой особый вклад в развитие скульптуры римляне внесли благодаря этрусским традициям изготовления восковых масок для использования их в погребальном шествии (рабы шли в этих масках, изображая предков покойного). Римский скульптурный портрет отличался правильностью передачи черт лица и характера изо­бражаемого. Он был очень реалистичен - римляне не стремились изображать идеально прекрасного человека, а показывали его таким как он есть. Он мог быть старым, некрасивым, сварливым, жадным - и скульптурный портрет прекрасно передавал эти качества. В Риме был большой спрос на копии греческой скульптуры, и большинство ее произведений мы знаем только по римским копиям.

Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стадиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э. Римляне знали светотень и перспек­тиву, умели верно передавать не только черты лица, но и характер, и эмоции персонажей. Наряду с портретами и сценами из жизни и мифологии они любили пейзажи, меньше - натюрморты.

Любовь к наслаждениям, аморализм и распущенность - характерные черты образа жизни позднего Рима. Индивидуализм и эгоцентризм стали господствующей линией поведения в последние века. Римляне вывозили произведения искусства из всех покоренных стран. Постепенно наступил кризис античного мировоззрения. Люди испытывали неуверенность, они были отделены от государства, чужды мифологическим преданиям предков. Это пробуждало тягу к новому таинственному. Новые религиозные веяния пришли с восточными культами и религиозными учениями, наполнявшими позднеримское время. Появляются первые христианские секты, с которыми власти ведут борьбу. В 313 г. по отношению к новой вере объявляется веротерпимость.
В 330 г. император Константин переносит столицу в новый город, названный Новый Рим, а позже Константинополем, в провинцию Визант. В 476 г. завершает существование Западная часть Римской империи. Восточная часть Римской империи - Византия просуществует еще 1000 лет. В 529 г. эдиктом византийского императора Юстиниана в Византии были запрещены все языческие культы, закрылись храмы, учебные заведения (типа Академии Платона в Афинах). Государственную поддержку получила христианская вера.

Выводы:

Античная культура оказала влияние на развитие европейской и отечественной культуры в следующих областях:

  • Она заложила основы европейского менталитета. Латынь и греческий язык вошли составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики.
  • Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством.
  • В праве - заложила основы общего и частного права всех европейских государств.
  • В искусстве послужила образцом для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира.
  • В спорте - дала основу многих видов спорта -борьбы, легкой атлетики, конных состязаний и др., заложила принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр.
  • В образовании - принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения.
  • В военном деле - правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики.
  • В науке и медицине - дала множество базовых знаний, оснастила языком науку и медицину дала терминологию.
  • Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания в том числе философии, логики, филологии и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...