Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение и развитие культуры




1. Кулътурогенез и характерные черты первобытной культуры

Кулътурогенез - это процесс возникновения культуры. Культура появилась одновременнос появлением человека.Проблема происхождения человека до сих пор не решена. Современная наука считает, что скорее всего у современных че­ловекообразных обезьян и предков человека был общий предок, обитавший в Африке.

Процесс антропогенеза (формирования homo sapiens — современного вида людей) начался около 3 — 3,5 млн. лет назад. Самые древние палеоантропологические находки обнаружены в XX в. в юго-восточной Африке (олдовайские раскопки). Стоянки первобытных людей найдены во многих районах земли. Это означает, что на протяжении сотен тысяч лет наши предки расселялись и осваивали все новые и новые климатические и географические зоны: вначале тропики и субтропики, предгорные районы, затем умеренный пояс, наконец, местности отдаленные и с более суровым климатом (так называемое «кружевное расселение»). Более миллиона лет назад древнейшие люди через Кавказ прошли в Европу, позднее, через сотни тысяч лет новые людские потоки шли сюда через Балканы. Около 20 тысяч лет назад из Азии люди впервые попали на американский континент. Затем через 10 тысяч лет туда прошла вторая волна заселения. Австралия осваивалась также несколькими заходами, переселенцами из юго-восточной Азии.

Расширение обжитого мира (ойкумены) способствовало возникновению и закреплению расовых отличий между первобытными людьми. Расселение часто сопровождалось длительной изоляцией больших групп людей, что приводило к появлению региональных расовых и культурных различий. Ведь в новой природной среде менялся характер пищи. Люди сталкивались с незнакомыми природными явлениями и материалами и осваивали их. Так сформировались первые своеобразные очаги первобытной культуры: в африканско-средиземноморском, сибирско-китайском и европейском регионах.

Кроме того, зарождающееся человечество пережило периоды похолодания, засух (это сопровождалось значительным снижением биопродуктивности окружающей среды), повышенной влажности. С экологической точки зрения, человеческий род превосходит всех других близких ему животных в умении приспосабливаться к разнообразным условиям жизни. Главным средством такого приспособления стал труд, орудийная деятельность, возникшая около 2,5 млн. лет назад.

Первыми природными материалами, подвергшимися искусственной обработке, стали кость, камень, дерево, шкуры животных, мягкие и гибкие части растений. Исходные производственные занятия наших предков — собирательство, охота, рыболовство, создание домашней утвари. Наряду с этим развивается сфера непроизводственных отношений, досуг, общение, в рамках которого возникают обряды, игры, обычаи, регулируются брачно-семейные отношения.

Во всех этих занятиях формируются первичные знаковые системы (речь, средства счета, натуральная изобразительная деятельность, ритмичные коллективные действа и др.), основное предназначение которых состоит в укреплении единства данного сообщества людей. Древность вербального языка сравнима с нижнепалеолитическим искусством — более 700 млн. лет. Возраст праязыка современного человека и, соответственно, развитой непроизводственной сферы первобытной культуры составляет не менее 200 тысяч лет.

В нарождающейся культуре можно заметить элементы творчества. Происходит накопление позитивных знаний. Это, например, ориентирование на местности по приметам, по звездам, по солнцу, включение в рацион питания новых растений и животных, набор нового материала для орудийной деятельности, преодоление животного страха перед огнем, а затем умение добывать огонь и использовать его. Активная сторона культуры проявляется в желании людей подчинить себе мир, сделать его родственным себе: так рождается первобытная мифология, прогностика (гадания, знамения), практическая магия.

Реальная культурная сила деятельности человека на ранних стадиях истории еще очень невелика, однако ее творения лежат в основе современной цивилизации.

 

В животном мире программы поведения передаются из по­коления в поколение генетическим путем — то есть наследуются.

У предков человека возникла необходимость негенетической передачи программ поведения каждому новому поколению, и неловек стал осуществлять эту передачу с помощью новой, сверхприродной реальности - культуры - в ходе осуществления деятельности в коллективе себе подобных.

Опыт, который нельзя унаследовать генетически:

- знания о способах деятельности (об изготовлении орудий труда);

- знания о мире (как материальном - повадки животных, так и духовном - мифология, верования);

- представление о правилах поведения в обществе;

- способы общения с себе подобными (язык).

Развитие культурных и трудовых навыков меняло предков человека биологически - у них увеличивался объем мозга (чтобы справляться с большим количеством сложной информации), разви­лась ассиметрия полушарий мозга (левое полушарие отвечает за аб­страктное мышление, правое - за воображение), возникло хождение на двух задних конечностях (чтобы освободить передние для орудий труда), менялось строение кисти, развивались органы речи.

Таким образом, предок человека вышел за рамки данного ему природой, и только благодаря труду и развитию культуры стало возможным появление ок. 40 тыс. лет назад нового биоло­гического вида — Homo Sapiens (Человека Разумного), который не только использует данное природой, но и преобразует ее. Больше ни одно живое существо не создает для себя искусственной среды обитания.

Говоря о первобытной культуре, мы имеем в виду развитие как материальной, так и духовной куль­туры. Одомашнивание животных и создание сель­скохозяйственных культур, овладение огнем, изобретение орудий труда — все это проявления первобытной культуры. Но одновременно с на­званными проявлениями первобытная культура — это и зачатки рациональных знаний, становление первобытного искусства, зарождение ранних форм религии, формирование мифов.

Отметим следующие характерные черты первобытной культуры:

1. Синкретизм (греч. syncretis - соединение) - единство, нерас­члененность ее форм.

2. Бесписьменность.

3. Медленность накопления информации.

4. Слабые темпы культурного развития.

5. Первобытная культура была традиционной (каждый человек обязан был следовать установленным в обществе нормам).

6. Человек был частью коллектива, вне которого он не мог существовать. Индивидуальное полностью подчинено коллективному.

7. Человек не отделял себя от природы, от которой всецело за­висел, но считал себя ее частью. Природа была для него живым существом.

 

2. Материальная культура первобытных людей

Историю первобытного общества принять делить на три периода в зависимости от материала, из которого изготовляются орудия труда:

каменный век (с древнейших времен до кон. IV тыс. до н.э.);

(палеолит, мезолит, неолит) характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня.

бронзовый век (III и II тыс н.э. - это также время существования древневосточных государств); отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств

железный век (с I тыс. до н.э. - это также время возникновения античной культуры и существования древневосточных культур параллельно с обществами, все еще находящимися на перво­бытной стадии развития).

Древнейшие люди знали две формы хозяйства. Первона­чально они добывали средства к существованию благодаря охоте, рыболовству и собирательству - хозяйство, таким образом, было присваивающим (человек берет все необходимое ему для жизни от природы). Около 10 тыс. лет назад хозяйство стало производящим (человек сам создает то, что ему нужно для жизни): появились земле­делие и скотоводство, затем от них отделилось ремесло Хозяйство человека остается производящим вплоть до наших дней.

Первобытный человек сделал ряд открытий, ставших важ­нейшими условиями его дальнейшего развития. Первым таким открытием, позволившим ему начать преодоление зависимости от природы, стало овладение огнем - огонь давал тепло, свет, способы приготовления пищи, отпугивал животных, позволял изготовлять не­которые необходимые вещи (обжигать керамику). Другое важнейшее достижение первобытного человека, без которого немыслимо его дальнейшее развитие - это изобретение колеса.

Первыми искусственными вещами, которые начали создавать предки человека, были орудия труда, все более и более усложняв­шиеся (рубило, скребок). Позже появляется оружие (дубина, копье, гарпун, лук и стрелы), а с возникновением земледелия - орудия пруда для обработки земли (мотыга, лопата, плуг). Усложнялась и техника изготовления орудий труда. Если сначала это был удар для заострения рабочего конца орудия, то потом появились сверление, пиление, шлифовка, а с освоением металлов - ковка и литье.

Для защиты своего тела от негативных воздействий окружающеира человек создал одежду и обувь, которая очень сильно Различалась в зависимости от природных условий - от набедренных повязок до меховых комбинезонов, от сандалий до сапог. Сначала одежда изготавливалась из шкур, листьев, коры растений и т д., затем человек научился изготавливать нити из шерсти и волокон растений возникли вязание, прядение и ткачество

Для перемещения в пространстве человек начал создавать первые транспортные средства - сначала это были лодки, с при­ручением животных и изобретением колеса появились повозки.

Жилища первобытного человека тоже менялись со временем - пещеры, которых не так уж много в природе, очень быстро сменились наземными жилищами, изготовляемыми из листьев, бревен, костей, шкур, камней. Жилище служило защитой от воздействий природы, а также являлось убежищем и местом отдыха. Поскольку человек - существо общественное, жилища объединялись в поселения (в некоторых из них могло жить до нескольких тысяч человек), в слу­чае, если коллективу грозила опасность со стороны других людей, строились укрепления.

С развитием религиозных представлений человек начал воз­водить особые сооружения для культовых целей. Они, как правило, отличаются огромными размерами, поэтому древние греки назвали их циклопическими (они думали, что их построили великаны- циклопы, а не их собственные предки несколько тысячелетий назад) В наше время такие сооружения называются мегалитическими (греч. «мегалигг» - большой камень). Их виды:

- менгир - отдельно стоящий каменный столб;

- дольмен - сооружение из больших камней, похожее на дом;

- кромлех- круг из каменных блоков или плит (наиболее извест­ный кромлех - Стоунхендж).

 

3. Первобытное искусство

Памятники искусства с одной стороны, были связаны с по­вседневной жизнью людей (первобытные люди изображали в той или иной форме основном то, с чем непосредственно сталкивались), с другой стороны, искусство было теснейшим образом связано с верованиями, с третьей — человек уже на ранних этапах своего развития чувствовал потребность в творческом самовыражении и в украшении вещей, чтобы они были не только полезны, но и радовали глаз.

Главным объектом изобразительного искусства (живописи и скульптуры) первоначально были животные. Человек не отделял себя от природы. В роду первобытных людей считалось, что его члены являются потомками того или иного животного (род медведя, волка и т.д.) - и охотно изображал «предка». Охота была важ­нейшим способом добывания пищи, и изображая сцены охоты, люди отражали свою повседневную жизнь и стремились «наколдовать» себе удачную охоту.

Чуть позже широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела - так назы­ваемые «венеры», связанные с культом матери-прародительницы, характерного для матриархата (главную роль во многих первобытных обществах играли не мужчины, а женщины).

По мере развития религиозных верований появились изобра­жения различных идолов, и лишь в очень развитых культурах мы можем увидеть изображения окружающей природы. Так, в Малой Азии в поселении Чатал-Гуюк VII—VI тыс. до н.э. есть изображение извергающегося вулкана, который находится в 200 км. от этого по­селения Заметим, чго для Чатал-Гуюка характерен очень высокий уровень развития: это было укрепленное поселение земледельцев, в котором были прирученные животные, а изобразительное искусство житетей этого поселения было весьма развитым.

Особая область изобразительного искусства первобытных людей-орнамент. Орнаментом могло покрывайся оружие, одежда и различные предметы обихода Так, керамика людей, населявших Европу, нередко покрывалась ямочным, «ребенчатым и шнуровым орнаментом.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни человека играли музыка и танец. Танец возник из ритуальных Действий. Его движения воспроизводили и повадки животных, и Движения охотников, этих животных убивающих. Музыка включала возгласы, крики, имитацию звуков природы (криков птиц и квотных, шума воды), а также звуки, воспроизводимые искусствен­но созданными инструментами.

 

4. Духовная культура первобытных людей

Одно из важнейших отличий человека от животного – наличие речи. Она возникла из тех звуков, которые издавали предки человека, выражая радость, неодобрение, подавая сигнал об опасности и т.д. Комбинации этих звуков со временем преобразовались в слова, а слова стали объединяться во фразы. Язык первобытного человека еще достаточно примитивен, и он пользуется, помимо звуков и слов, мимикой и жестами. Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение. Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами. Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Нерасчлененной формой сознания первобытного человека был миф, включавший в себя зачатки религии, память о произошедших событиях, первые знания о мире и т.д. В мифах закреплялись и освящались практические сведения о мире и навыки хозяйственной жизни.

Среди функций мифа выделяют:

ü аксиологическую (миф формирует систему оценок, представление о ценностях);

ü телеологическую (в мифе дается понимание цели и смысла истории, человеческого суще­ствования);

ü праксиологическую (миф раскрывается в прогностическом, магическом и творческо- преобразовательном планах);

ü коммуникативную;

ü познавательную и объяснительную;

ü компенсаторную (удовлетворение тех по­требностей в воображении, которые, как правило, не осуществимы в жизни).

Для первобытных религий характерен политеизм (много­божие). Сверхъестественные силы могли считаться добрыми или злыми, и человек стремился исполнением определенных действий расположить их к себе или защитить себя от их гнева - поэтому жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуалов (религиозных обрядов), которые представлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия. Появились и посредники между людьми и сверхъестественными существами - шаманы, жрецы.

Ранние формы религии:

- тотемизм (индейское «ототем» - «его род») - вера в проис­хождение рода от предка-животного (тотема);

- анимизм (лат. anima - душа) - вера в существовании души у каждого человека, существа и предмета;

- магия (греч. «волшебство») - совершение определенных действий (ритуалов) д ля воздействия на окружающий и сверхъесте­ственный мир;

- мантика (лат. «гадание») - вера в гадания и предсказания;

- фетишизм (франц. «талисман») - поклонение неодушев­ленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства (талисманам).

Перечисленные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, а взаимно перепле­тались друг с другом. Отметим, что впоследствии названные формы не исчезли, а трансформирова­лись в более поздние религиозные образования.

Первобытные верования стали ядром родоплеменных религий, которые отличались большой пестротой. На ранних этапах родового строя ос­новным объектом религиозного поклонения была природа, затем — те или иные аспекты соци­альных отношений. Женские духи, почитание ко­торых было повсеместным во времена матриарха­та, постепенно вытеснялись духами мужского рода. В культовой деятельности преобладали ма­гические обряды и инсценировки, в которых уча­ствовали все члены племени.

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

1. Особенности древневосточной культуры

Переход от предыстории к истории происходит в процессе образования первых городов-государств, появления письменности, институтов власти, церкви, армии и начинается с 4-3 тыс. лет до н. э. Ранее всего образование государств проходило на землях, свободных от оледенения. Это были земли Африки, Юго-Западной, Южной, Центральной и Восточной Азии. Здесь складывается уже в это время основа традиционных культур, которые переживут многие века и тысячелетия и доживут до Новейшего времени, до наших дней.

Самые ранние государственные образования возникли:

  • на территории Древнего Египта (4-3 тыс. до н.э.),
  • на землях Месопотамии (3 тыс. до н.э.),
  • по течению рек Инда (2400 лет до н.э.), Хуанхэ (2 тыс. до н.э.) и т.д.

Формирование культур Древнего (Ближнего) Востока от­носится к III тысячелетию до н.э. Одна из этих культур сфор­мировалась на обширной территории междуречья рек Тигра и Евфрата, которая получила название Месопотамия. Другая — культура древнего Египта — в долине Нила. С Индом и Ган­гом связано развитие культуры Древней Индии, с Хуанхэ — древнего Китая. Объясняется это просто — с реками связана возможность орошения почвы, а сама почва остается плодо­родной после каждого разлива рек, выносящих ил.

Культура стран Древнего Востока получила название об­ществ традиционного типа. Под обществом традиционного типа подразумевается такое общество, которое на протяже­нии длительного времени сохраняет традиции, воспроизво­дящие основные социально-экономические отношения. В результате этого происходит накопление человеческого опы­та, складывается культурная традиция.

В традиционных обществах отсутствует динамика разви­тия исторических процессов. Время в них как бы застыло. Ци­вилизация стабильна на протяжении нескольких тысяч лет, отличается большой устойчивостью.

Человек в обществах традиционного типа как личность тесно связан с социальной группой, подчинен ей. Такой со­циальной группой может быть род, община, каста, клан, за которыми закреплен определенный вид деятельности. При­мером может служить кастовая система в Индии, жреческое сословие в Египте. И хотя в древнем Китае действовала опре­деленная система отбора чиновников, человек все равно упо­доблялся пловцу в лодке без весел, стремящемуся соблюдать закон Неба, знать ритуал, пройти длительный путь к идеалу «благородного мужа».

Мышление человека Древнего Востока характеризуется единством природного и общественного. Япония — страна Вос­ходящего Солнца, Китай — Великая Поднебесная и т.п. В по­нятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Это объяснялось отсутствием экологических проблем, особы­ми географическими условиями, природным равновесием.

Гармония человека и природы привела к таким свойствен­ным древневосточным культурам-феноменам, как йога, дзен-буддизм, камасутра. Эти явления духовной культуры были на­правлены на гармонизацию отношений человека с природой, расширению физических и психических возможностей орга­низма.

Мифология и религия определяли мироощущение чело­века традиционного общества. У всех народов Древнего Вос­тока есть мифы о происхождении мира, о возникновении че­ловека, о появлении богов, о культурном герое. Синтоизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм — одно это дале­ко не полное перечисление религий стран Древнего Востока говорит о религиозно — мифологическом сознании челове­ка этого общества. Многие из этих религий и сейчас опреде­ляют характер культуры Японии, Индии, Китая и других стран Востока. Картина мира, каким представлял его человек в обществах традиционного типа, определялась мифологией и религией.

Окружающий мир одушевлен, очеловечен, населен духами и божествами гор, рек, лесов и т.п. Причинно-следственные связи не имеют в этой картине особого значения. Бытие че­ловека гармонизировано этими, в основном добрыми духами и божествами, конфликты случайны.

В культурологической литературе последних лет существу­ет установившиеся представления об отличительных чертах во­сточною и западного (европейского) способа мышления. Во­сточный стиль мышления характеризуется созерцательным, спокойным отношением к миру. Соблюдает принцип невме­шательства в природу, обожествляется все живое. Фигура муд­реца, который прислушивается к себе и пытается через себя познать окружающий мир, является центральной в древнево­сточной философии. На первый план выступает не онтологи­ческая или гносеологическая проблематика, а этическая, нрав­ственная сторона жизни. Будда — это не бог, а мудрец, открыв­ший главные истины бытия и достигший просветления, выс­шей мудрости. Конфуций, философские идеи которого сыг­рали огромную роль в культуре Древнего Китая, создал скорее этическую, чем религиозную систему. Напознание глубин че­ловеческой психологии и нравственности был направлен ин­дуизм и чаньбуддизм, даосизм, и конфуцианство.

Доминирующее значение образного мышления, характер­ное для культур Древнего Востока, нашло свое отражение в сво­еобразии и символичности искусства (искусство написания иероглифов в Китае и Японии, искусство танца в Индии).

Общие для традиционных культур Востока, черты опре­деляются понятием традиционализма. Но это не исключает и значительных различий в путях развития этих культур. Как подчеркивают многие культурологи, Египет, Индия и Китай развивались очень самобытно. Будда и Конфуций, библейские мудрецы и Зороастра (За-ратуштра), а также великие книги, в которых были изложе­ны их учения: Веды, Коран и Библия, навсегда останутся в истории человечества. Именно в этих книгах открывалось понятие истины, появились темы, идеи, сюжеты, ставшие веч­ными для духовной культуры последующих эпох.

Говоря о древневосточной культуре, мы имеем в виду культуру цивилизаций, существовавших географически в полосе от Северной Африки (Египет, Карфанген) до Юго-Восточной Азии (Китай и Япо­ния), а хронологически - от IV тыс. до н.э. до начала нашей эры.

Древний Восток как культурная целостность включает культуры Южной Азии и Северной Африки, а также Индии и Китая.

Эти культуры характеризовались рядом особенностей:

1. 1. Многочисленные пережитки первобытности (семейная община в социальной сфере, остатки тотемизма - в религии и т.д.).

2. Зависимость человека от природы и его включенность в природу порождали зависимость культурного развития от окружаю­щей среды:

- Материальная культура, Характер хозяйства определялся природными условиями. Страны Древнего Востока находятся в теплом климатическом поясе (15-401радусов северной ши­роты), часто - в долинах крупных рек, в районах с плодород­ными почвами - поэтому все древневосточные культуры были земледельческими (а если и возникали как скотоводческие, то быстро оседали на землю, например, древние евреи).

- Духовная культура. Мифология и религия должны были объяснить происхождение мира: земли, неба, светил, растений, животных и человека; они же должны были объяснить и при­родные явления, с которыми тесно связаны земледельческие Циклы и повседневная жизнь: разливы рек, смену времен года, засухи и наводнения.

- Искусство. Для египетской архитектуры характерны доста­точно строгие формы, барельефы, как правило, едва выступа­ют из поверхности камня, краски живописных изображений Достаточно спокойные. Это связано с тем, что в Египте очень много солнца, нет лесов - живопись и рельефы будут хорошо видны при любом освещении, а контуры зданий и статуй четко прослеживаются с любого расстояния. Природа Индии - это джунгли с их буйной растительностью и яркими красками, поэтому здания, чтобы не «потеряться» среди столь богатой природы, роскошно декорируются, барельефы сильно высту­пают из поверхности камня, а для живописных изображений характерны очень яркие краски.

3.Начало активного воздействия человека на природу—создаются системы орошения, вырубаются леса, осушаются болота и т.д.

4.Начало организованной производственной деятельности, дальнейшее развитие земледелия и скотоводства, появление ремесла и торговли.

5.Появление государства - особой формы организации власти над населением определенной территории.

6.Появление нового типа поселений - городов - административ­ных, хозяйственных и культурных центров, как правило — укре­пленных.

7.Формирование нового типа общественных отношений, осно­ванном на социальном и имущественном неравенстве и зависи­мости одного человека от другого (богатые и бедные, свободные и рабы.)

8.Мифологическая форма сознания характерна для всех древ­невосточных цивилизаций. Хотя религия, наука, искусство уже обособляются от мифологии, все же они сохраняют тесную связь с ней (существуют мифы о богах, художники и скульпторы любят изображать мифологические сцены и т.д.).

9.Наличие канона - обязательных правил изображения того или иного существа, предмета или сюжета (так, богов надо было изображать непременно с определенными атрибутами, в опреде­ленных позах: Шива изображался многоруким и танцующим). Канон обеспечивает преемственность культурной традиции, узнаваемость изображенных персонажей - но сковывает твор­ческую инициативу художника, архитектора, писателя.

10.Консерватизм и традиционность - из века в век каждая из этих культур строилась на одних и тех же началах, ценностях традициях и канонах.

Часто (хотя и не всегда) произведения культуры анонимны - * это связано с коллективным характером сознания (мы не знаем, кто построил большинство пирамид, но знаем имя Имхотепа - строителя пирамиды Джо сера). Во всех древневосточных цивилизациях появилась письмен­ность, но ее знаки изображали не отдельные звуки, а слоги либо слова (египетские и китайские иероглифы, клинопись Междуречья). Овладение таким письмом требовало огромных усилий и затрат времени - ведь знаков было сотни и тысячи - и было доступно лишь очень узкому кругу жрецов и вельмож. Таким образом, большая часть населения приобщиться к письменной культуре не могла.

 Культура древневосточных цивилизаций была тесно связана с осо­бенностями экономики и социально-политическим строем:

- Многие мифы и верования объясняют происхождение зем­леделия, скотоводства и ремесла, социального неравенства.

- Степень приобщения к культуре зависела от того поло­жения, которое человек занимал в обществе. Например, жрец обязан был быть грамотным, знать основы математики и астрономии, иметь представление о прошлом своей страны - помимо того, что он знал священные тексты и умел произ­водить определенные обряды. Найти же грамотного просто­людина было крайне сложно.

- Деспотическая форма власти монархов накладывала свой отпечаток на культуру. Существовал канон, как следует изо­бражать монарха (выше остальных людей, красивым внешне). Произведения литературы и искусства должны были восхва­лять монархов. Многие сохранившиеся сооружения так или иначе связаны с ними (руины дворцов, гробницы, статуи), именно для увековечения своей памяти монарх мог созидать те или иные произведения культуры (рельеф на Бехистунской скале). Практически во всех культурах существовало пред­ставление о том, что свою власть монарх получил от богов, его действия объяснялись божьей волей, существовали легенды о божественных основателях царской династии, а кое-где мо­нархи сами объявлялись богами.

 

МЕЖДУРЕЧЬЕ

 

В IV-III тыс. до н. э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась цивилизация высочайшей культуры, один из древнейших очагов человеческой цивили­зации. При этом в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Особенностью месопотамской цивилизации, в отличие, например, от египетской или греческой, являлся подвижный характер культурных центров: возникнув на одном месте, они через некоторое время прекращали свое существование под натиском завоевавших их племен. Многие государства были стерты завоевателями, их население переселено в другие земли. Даже сами завоеватели растворялись в завоеванных народах, утрачивали свой язык и обычаи. Культуру древней Месопотамии заложили племена шумеров и аккадских семитов в 4 тыс. до н. э. Обширные степи, позволяли разводить скот, полезные ископаемые давали металлы, орошаемые земли - позволяли заниматься садоводством и огородничеством. Между Тигром и Евфратом возникают крупные поселения, города-государства, занимаемые разными племенами. Разливы рек, смывавшие постройки и уничтожавшие посевы, породили легенды о потопе. Укрощению рек помогали с постройки обводных каналов, искусственных водоемов, с помощью которых можно было избегать наводнений и получать нужную в хозяйстве воду. Важным для жизни было ремесло выделки кож, из которых делали одежду, покрытия для лодок, кибитки, бурдюки для хранения воды и для организации переправ воинов через водные преграды. Шерсть ткали и для одежд и для покрывал, которые заказывали даже римские императоры. Мастерские при монастырях изготовляли ткани с золотой и серебряной нитью - парчу. В садах выращивали яблоки, гранаты, айву, виноград. Но особую заботу проявляли в отношении фиников, которые служили важной статьей внешней торговли. Во всех видах работ участвовали рабы. Они могли быть грамотными, тогда хозяева отпускали их, чтобы они зарабатывали деньги на себя и хозяев. В Вавилоне (городе-государстве) существовала торговля деньгами, ростовщичество. Широко практиковалась аренда и субаренда (земли, зданий, скота). Сделки оформлялись договорами, скрепляемыми подписями и печатями сторон. Печати в виде цилиндриков обычно носили на шнурке на поясе. От лидийцев месопотамцы переняли металлические монеты.

Символом государственной власти был царь в единстве с богом (Шамашем, Бэлом-Мардуком или др.) Отсутствие того и другого означало отсутствие государства. Существовало две основных формы собственности: царская и храмовая. Жизнь бога (идола божества) проходила так же, как и царская. Божество обедало, выезжало на охоту. Имело свой гардероб, для которого шились одежды. У Вавилонского главного бога Мардука был сын, который главенствовал в пригороде. Помимо основных богов были боги сил природы. Храмы имели огромное количество рабов, которые им доставались после раздела трофеев.

В городах-государствах Месопотамии начались процессы кодификации законов, которые до этого существовали в устной форме и могли быть по-разному истолкованы. Законы царя Хаммурапи были высечены на двухметровом базальтовом столбе.

Духовная жизнь месопотамских городов-государств отличало то, что каждый город имел свое символическое изображение в виде животного, своего бога, планету, которая покровительствовала ему, день недели, особо почитаемый. Особое значение имела цифра семь. Существовала семерка наиболее важных городов. семерка планет, богов и семь дней в неделе. Храмы имели форму многоступенчатых пирамид и назывались зиккуратами. Башни имели смотровые площадки, как полагают некоторые ученые, которые служили обсерваториями.


Астрология и астрономия играли огромную роль в жизни всех древних народов, в том числе и месопотамцев. Их наблюдения легли в основу солнечного и лунного календарей, карты звездного неба, деления года на месяцы и недели. Астрономами Вавилона с большой точностью было вычислено время обращения Луны вокруг Земли. Они ввели в обиход большие числовые величины, которыми в Европе не оперировали даже в 18 в.

Широко практиковались предсказания и прорицания по внутренностям животных. Для обучения этому ремеслу существовали глиняные муляжи внутренних органов животных. В городах существовали школы писцов и школы для детей богатых. Писали клинописью на глиняных табличках разной величины. Книги представляли собой перевязанные и сложенные в ящички серии табличек. В библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в в 7 в. до н.э. насчитывалось ЗО тыс. таких томов. Литература включала в себя мифы, мемуары царей, гимны, описания героических деяний царей. Важнейшее место среди эпических произведений занимает эпос о Гильгамеше. Изобразительное искусство сохранилось в форме скульптур царей, божеств, масок, рельефов, мозаик. Настенные росписи и рельефы выполнялись в условной форме. Рельефы из дворца в Дур-Шаррукине (8 в. до н.э.) относятся к военным темам, сценам битв, триумфов царей, приему послов.

Небольшое поселение в среднем течении Евф­рата — Вавилон — к XIX веку до н.э. стало важ­нейшим торговым и культурным центром Древне­го Востока. Вавилон объединил под своей властью Шумер и Аккад. При царе Хаммурапи Древнева­вилонское царство достигло наивысшего расцве­та. Законы Хаммурапи — первый из известных во всемирной истории сборник законов. В них выра­жена попытка учета злой воли (умысла) при опре­делении наказаний за преступления.

Среди наук наибольших успехов достигла мате­матика (здесь зародилась алгебра), астрономия (были созданы первые карты звездного неба), меди­цина. Не менее были развиты и астрология, и магия.

В середине III тыс. до н.э. у аккадских семитс­ких племен в северном Двуречье образовалось го­сударство Ассирия. Ассирийские цари в победных надписях похвалялись разрушениями, которые они принесли другим странам. И вместе с тем, ас­сирийцы создали свой стиль искусства, и поныне покоряющий мощью и блеском. В основе его — прославление могущества обожествленной царс­кой власти, военных успехов государства, роско­ши придворной жизни. В архитектуре Ассирии преобладали крепостные и культовые сооружения. Но со временем особое место заняло строитель­ство царских дворцов и архитектурных ансамблей, среди которых и одно из семи чудес света — вися­чие сады Семирамиды. В 605 году до н.э. Ассирия пала, завоеванная Мидией и Вавилонией.

Древняя культура не мыслима и без культуры Финикии (восточное побережье Средиземного моря). Финикия была страной мореходов — фини­кийцы достигали берегов Северной Европы и Южной Африки. Она была крупным торговым центром. В самой Финикии добывали пурпурную краску, производили изделия из стекла, узорчатые ткани, ювелирные украшения. В произведениях искусства финикийцы умело сочетали традиции разных культур. Каждый мотив, при создании предмета искусства, приобретал во многом иной, неканонический, смысл, подчиняясь новой зада­че — служить прежде всего украшением. Фини­кийцы первыми стали использовать чисто алфа­витную систему письма. От финикийского алфа­вита произошел и греческий.

К северу от Междуречья, между Синаем и Иор­даном, находилась Палестина. Географическое положение Палестины способствовало влиянию на нее разных культур. В XII—XI веках до н.э. в Палестине сосуществовали городское классовое общество ханаанеев и родоплеменное общество древних евреев. В то время господствовал один из еврейских племенных союзов — Израиль. С XI века до н.э. предпринимались попытки создания древнееврейского государства. Среди царей объе­диненного государства — Саул, Давид, Соломон, чьи деяния нашли отражение в Ветхом Завете.

В 928 году до н.э. единое государство распалось на Иудею и Израиль. В 722 году до н.э. ассирийс­кий царь Саргон II уничтожил Израильское цар­ство. Иудея сумела сохранить видимость незави­симости.

После распада Ассирийской державы полити­ческое господство вновь перешло к Вавилону, ко­торый стал центром Нововавилонского царства. Процветающее государство славилось караванной и морской торговлей. Подъем государства связан с правлением Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.), известного также тем, что он разрушил вос­ставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел плен большое число иудеев. В ис­торию Нововавилонского царства он вошел как строитель городов, храмов, укреплений и созда­тель системы орошения, а также грандиозного ар­хитектурного ансамбля Вавилона. При нем были сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады, построен первый подземный тон­нель под рекой Евфрат.

Новый Вавилон стал религиозным центром Передней Азии. Ведущая роль в нем принадлежа­ла жречеству, влиявшему на все стороны жизни, в том числе на художественное творчество.

В 538 году до н.э. Вавилония была завоевана персами. Царь Кир, представив себя в роли «осво­бодителя народов», разрешил вернуться всем пленникам в родные места. Среди пленников Ва­вилона были и иудеи. Они получили возможность восстановить Иерусалим. Рождение иудейской ре­лигии было связано с реорганизацией иерусалим­ской общины, хотя ее истоки надо искать значи­тельно раньше. С VII века до н.э. иудаизм стано­вится монотеистической религией. Характерные особенности иудаизма — вера в единого Бога Яхве и Мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, ох­ватывающих почти все стороны жизни верующих.

Источники вероучения иудеев — Ветхий Завет и Талмуд (комментарии к Ветхозаветным книгам). Особо драматично складывалась история Палес­тины во времена Римского господства.

К востоку от Двуречья, на территории совре­менного Ирана, в древности существовало не­сколько государств. Земли южнее Мидии населя­ли персы. Религией персов был зороастризм (по имени ее пророка и основателя Заратуштры; по- гречески — Зороастр). Верховным божеством по­читался Ахурамазда, бог добра и справедливости, боровшийся с силами зла. Первоначально зороа- стрийцы не имели храмов, но начиная с VII века до н.э. для поклонения священному огню соору­жались искусственные террасы из огромных ка­менных блоков.

 


3. Культура Древнего Египта

Самоназвание страны - Та Кемт «Черная земля». Во второй половине IV тыс. до н.э. здесь возник ряд небольших государств которые вскоре объединились в два царства — Верхний Египет и Нижний Египет. Ок. 3000 г. до н.э. царь Верхнего Египта Нармер объединил государство, победив царя Нижнего Егип­та. Столицей стал город Мемфис, несколько веков спустя столица переместилась в Фивы. Весь Египет был поделен на номы (области). Впоследствии было несколько периодов, когда Египет распадался, но всякий раз он довольно быстро объединялся вновь.

Существенным фактором, оказавшим влияние на разви­тие древнеегипетской цивилизации, были природные усло­вия. Плодородная долина Нила позволила собирать по два урожая в год. По некоторым данным урожай этот был очень обильным — до 100 центнеров с гектара. Плодородная доли­на Нила была довольно узкой. За сравнительно небольшой полоской плодородной земли по обе стороны реки простира­лась безжизненная пустыня. После разлива Нила нужно было подавать воду на посевы — оросительная система была раз­витой и совершенной.

Это объяснялось тем, что в стране существовала потребность в сильной единой власти - поскольку земледелие всецело зависело от ежегодных разливов Нила, необходима была единая ирригацион­ная система в пределах всей долины. Создать такую систему могло только государство.

Древний Египет – первая великая могущественная держава, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство. Основные принципы, на которых строилась верховная власть Египта, – ее незыблемость и непостижимость.

Пирамиды и оросительная система являются своеобраз­ной отличительной чертой древнеегипетской цивилизации. Египетское общество было обществом закрытого типа. Это была рабовладельческая деспотия, своим социальным устрой­ством напоминавшая пирамиду: внизу — рабы, затем крес­тьяне, ремесленники, писцы, жрецы, чиновники, вельможи и на вершине — фараон, власть которого была неограничен­ной и абсолютной.

Власть его была никем и ничем не ограничена, он считался сыном бога и сам обожествлял­ся. В истории Египта было несколько женщин-цариц. Одна из них знаменитая Хатшепсут. Она узурпировала власть, которая должна была достаться ее пасынку, будущему Тутмосу III. Чтобы укрепить свои права на трон, она объявила себя не царицей, а фараоном, приняла мужское имя Мааткара (Богиня правды Маат - душа Ра), ее часто изображали в виде мужчины - в соответствующей одежде и привязанной бородой.

Фараон занимался всем: торговлей, поли­тикой, ирригационными работами, религией. Он соединял в себе высшую религиозную и политическую власть. Его фигу­ра была божественной. Египетские пирамиды древние греки относили к одному из семи чудес света. Они поражали их своими размерами. Ни­чего подобного античный мир не знал. Размер пирамиды Хе­опса поражает: основание — 5 га, высота — 146,5 м Сложена из 2300000 гранитных камней, каждый из которых весит 2,5 т. Но практической целесообразности в сооружении пирамид не было. Ничьей жизни они не улучшили, никому благосостояния не принесли. Их сооружение тяжелым бременем ложилось на египетскую экономику.

Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц фараонов. Каждая из них посвящена определен­ному властителю. Чем же объяснить громадность пирамид, их подавляющее величие? Необходимостью вызвать пред­ставление о мощи и величии фараона. Сверхчеловеческое — это уже божественное. Фигура царя обожествляется. Имен­но царь — бог в представлении древневосточных людей был источником всех тех монументальных сооружений, которые характеризуют любую культуру Древнего Востока. Эти соору­жения представляли собой выражение того, что среди людей в качестве их повелителя пребывает божество, что оно несо­измеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосхо­дя. Следовательно, монументализм древневосточных культур и царская власть неразрывно связанны, друг друга дополня­ют и проясняют.

Сфинкс как олицетворение тайной мудрости – универсальный символ цивилизации Древнего Египта, имеющий облик фантастического существа с человеческим лицом и телом льва.

Сфинкс выступает олицетворением фараона, имеющего двой­ную природу: божественную и человеческую. В Древнем Египте фараон считался потомком и наместником богов, призванным устанавливать божественный порядок и вершить справедливость на земле. Человек не вправе нарушать установленные бога­ми и фараонами законы, а должен повиноваться им.

Важнейшие сооружения древнеегипетской архитектуры - пи­рамиды (гробницы фараонов). Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне – тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы – пирамиды.

Первая пирамида фараона Джосера была ступенчатой (символизируя устремленную в небо лестницу, по которой душа постепенно поднималось к богам; ту же идею выра­жает Вавилонская башня-зиккурат). Затем пирамиды стали строить с гладкими стенами - это обозначало стремительный, мгновенный взлет ввысь.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам - пи­рамида фараона Хеопса. Высота ее составляет 146,6 м, а площадь около 55 тыс. кв.м. Она сложена из гигантских известняковых камней, вес каждого их них 2-3 тонны. Рядом находятся фараоны Хефрена и Минкрина. Строительство пирамид требовало огромных материальных затрат, значительного количества рабочих и деспоти ческой власти, которая могла бы заставить огромную массу людей осуществлять подобное дело. Бесконечно пирамиды возводиться ис могли - власть фараонов в конце концов ослабла, хозяйство оказалось в кризисе, выяснилось, что от грабителей пирамиды не защищаю? - и от их строительства отказались. Перед заупокойными храмами И пирамидами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва, олицетворявшее мудрость и силу фараона. Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов сте­режет пирамиду Хефрена. Он высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м.

Единой системы верований у египтян не было. Помимо богов, которым поклонялись во всем Египте, существовало мно­жество местных божеств.

Многие боги имели несколько имен, либо несколько богов выполняло одну и ту же функцию: главный бог Египта - бог Солнца

- как «Восходящее Солнце» называлсяХепри, как «Солнце в зените»

- Ра, как «Солнце перед закатом»-Амум Позже появилось еще два названия солнечного бога - Амон и Атон.

Боги были олицетворением и различных природных явле­нии, и явлений общественного порядка. Так, одним из важнейших богов был Птах - бог воды и земли, одновременно - покровитель исКусств и ремесел.

Египтяне объясняли происхождение мира следующим обра­зом. Сначала существовал бог Нун - первобытный водный хаос. Из него возник бог солнца Ра. Он выплюнул первую пару богов-супругов _ бога воздуха Шу и богиню влажности Тефнут. От них родились Геб - бог Земли и Нут - богиня неба, которые, в свою очередь, по­родили еще две пары братьев и сестер (и супругов одновременно): Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду

Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Исида (Изида) - богиня плодородия, воды и ветра, супру­жеской верности и материнства. Сын Исиды и Осириса — бог солнца Гор, побеждающий силы мрака, покровитель власти фараона.

Миф об Осирисе занимал важное место в религиозных представлениях египтян, объясняя и загробную жизнь, и зем­ледельческий цикл. Осирис научил египтян возделывать землю (происхождение земледелия объясняется даром бога). Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея, с 72 своими слугами (каждый год перед разливом Нила наступает засуха, длящаяся 72 дня). Исида горько оплакивала мужа, ее слеза упала в Нил и началось наводнение (так египтяне объясняли ежегодные разливы Нила). Сын Осириса и Исиды Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил отца (каждый год природа умирает во время засухи и вос­кресает после разлива Нила). Осирис не вернулся на землю, а стал Царем мертвых, а царем живых стал Гор.

Боги, как правило, имели своих священных животных и изо­бражались с головами животных либо в виде животных - это пере­житок анимизма. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, навозным жукам (скарабеям) и другим животным, а также деревьям и растениям (лотос).

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был своеобразный заупокойный культ. Каждый человек, согласно верованиям, обладал несколькими важнейшими характеристиками Сах - тело, Шунт - тень, Рен - имя,Ах- привидение, Ба - сущность Ведущую роль играла Ка - душа человека, являющаяся его бес­смертным двойником. Она когда-нибудь вернется в тело, и человек воскреснет. Тело к этому времени необходимо сохранить - поэтому среди обеспеченных слоев населения была широко распространена мумификация. Чтобы мумия лучше сохранилась и ее никто не тре­вожил, строилась усыпальница, в которой помещали все предметы, «нужные» в загробном мире. Так, вместе с фараонами хоронили огромное количество материальных ценностей. Все их гробницы были разграблены еще в древности. Исключением стала лишь гроб­ница Тутанхамона, которую а начале XX в нашли археологи.

Храмы, посвященные богам либо фараонам, строились из камня либо высекались в скалах. Они были очень массивными, с толстыми стенами, большими внутренними дворами и залами. Стены храмов покрывали рельефы и роспись Ворота часто оформлялись в Виде пилонов - двух башен с узким проходом между ними.

Колонны храмов могли быть трех видов: с капителью без украшений, с капителью в виде цветка лотоса, или в виде связки папируса.

Храмы, посвященные богам, украшались статуями богов, а посвященные фараонам - статуями фараонов. Лица статуй были спокойными, эмоции на них не отражались. Для фигуры предпи­сывалось две позы: она могла сидеть, положив руки на колени, или стоять - при этом одна нога была на полшага впереди второй. Часто, если изображался фараон, одна согнутая рука, держащая скипетр, лежала на груди.

Египетской культуре было присуще стремление к синтезу ар­хитектуры и скульптуры, а также умение учитывать особенности географической среды и характер освещения. Яркий пример тому -заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль Бахри, высеченный в виде террас в скалах (в древности эти террасы были увиты растениями - на них располагались сады), украшенный более чем 200 скульптур. Примечательно, что строил его фаворит царицы Сенмут.

Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили картины и благополучной жизни в царстве мертвых, и повседневной земной жизни. Одежда, предметы быта, оружие и Т Д. изображались очень реалистично и правильно.

Канон требовал, чтобы голова и ноги человека изображались в профиль, плечи и глаз - в фас. Все фигуры были застывшими в Определенных позах, лица-невозмутимы, не передавались эмоции Указывать объем и перспективу египтяне не умели. Согласно канону, боги или фараон изображались в 2-3 раза больше остальных ЛЮдей. Фараон изображался непременно молодым и прекрасным - сколько бы лет ему ни было и как бы он не выглядел на самом деле Его изображали либо в окружении богов, либо сидящим на троне, либо «при исполнении» государственных обязанностей — на войне и т.д.

Исключением здесь стал только Эхнатон, наряду с богами нисповергший и каноны - большинство его изображений показы- вают нам человека с некрасивыми чертами лица, большой головой и короткими ногами. Сюжеты тоже нехарактерны для изображений фараона - мы видим Эхнатона в кругу семьи, в домашней обстановке, целующем жену и дочерей.

Большое развитие получила у египтян скульптура. Они ве­рили, что портретные статуи, выполняя роль двойников умерших, служат вместилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй, супружескую чету было принято изображать вместе. Точно передавалось социальное положение человека.

Важнейшая составная часть культуры Древнего Египта – рисуночное символическое письмо (иероглифы).Характерно, что в дальнейшем оно превратилось в слоговое.

Письменность у египтян была иероглифическая, каждый иероглиф изображал либо слово (реже), либо слог (чаще), иногда букву, гласные на письме не передавались (поэтому все произнесение египетских слов - условно), имя фараона окружалось в тексте специ­альным овалом - картушем. Материалом для письменности служил папирус - листы делали из нильского тростника.

Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас - молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы относятся ко II тыс. до н.э. - это поуче­ния царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, сказки, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания

Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной. Таким образом, научные знания носили практический характер.

Математика развивалась под влиянием земледельческих по­требностей и строительства. Из-за подъема воды в Ниле египтянам приходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, высчитать плошадь круга, поверхность полушария и шара, рассчитать объем пирамид1,1, знали значение «пи». Больших успехов достигла астрономия. Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна - это важно в связи с разливами Нила. Они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами, точные карты вездного неба, изобрели солнечные часы.

Значительных успехов добилась медицина, чему способствова­ла мумификация трупов, при которой жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела. Была развита специализация врачей: так, различались врачи «утробные», глазные, зубные При раскопках гробниц были найдены разнообразные хирургические инструменты, до нас дошло также несколько лечебных книг.

 


АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

 

1. Периодизация и особенности античной культуры

Античной называется история и культура Древней Греции (Греция, острова Эгейского и Ионического моря, Мапоазийское по­бережье) и Древнего Рима. Хронологические рамки - XI-VIII вв. до н.э. - V в. н.э. Термин «античность» происходит от латинскогоantiqnus – древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

 

Периодизация античной культуры

1. Догреческая Критская (Мннойская) и греческая Микенская (Ахейская) культуры (II тыс. до н.э.) мало чем отличались от современных им восточных культур, поэтому в это время мы еще не можем говорить о существовании античной цивилизации и культуры. Для этих культур характерны крупные дворцы со слож­ной планировкой (Критский лабиринт), поклонение верховной богине-матери и прообразу Зевса - богу-быку (мы знаем это из статуэток и живописи), слоговое письмо.

2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) - эпоха зарождения полиса и традиций античной культуры.

3. Архаический период (VTO-VT вв. до н.э.) - время развития античных культурных традиций в Греции, а также Великой гре­ческой колонизации Средиземноморья и Причерноморья. В Ита­лии был основан Рим и появилось Римское государство, бывшее первоначально монархическим, а затем ставшее республикой.

4.  Классический период (V-IV вн. до н.э.) - эпоха расцвета грече­ского полиса и греческой культуры Греция делилась на множе­ство полисов, единого древнегреческого государства никогда не существовало. В Италии растет и крепнет государство римлян, ведущее активную завоевательную политику.

5. Эллинизм (III-I в. до н.э.) - время смешение античных и вое- точных традиций в государствах, образовавшихся на территории державы Александра Македонского. В Италии стремительно набирает силу Римская республика, которая к началу I в. до н.э. перерастает рамки полиса и становится (благодаря завоевани­ям) средиземноморской державой. Под власть Рима попадают греческие полисы. Римляне многое заимствуют у покоренных культур, прежде всего - у греческой.

6. Римская империя (кон. I в. до н.э.—V в. н.э.) - расцвет римской культуры и ее постепенный упадок и гибель благодаря распро­странению христианства и нашествиям варваров.

Хронологические границы древнегреческой цивилизации отсчитываются с момента переселения на Балканский полуостров и западное побережье Малой Азии трех кочевых племен: ахейцев, ионийцев и дарийцев ( 1500- 1200 г.до н.э.) и завершаются общей датой для Древнего времени - 5 в. до н.э.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...