Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовная культура Древней Греции




Идеологической основой духовной жизни древних греков был антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (5-4 вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, на стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов.

Миф играл большую роль в культурном развитии. Миро­воззрение античного человека было мифологическим При этом разрозненные племенные мифы, сливались в единую религиозно- мифологическую систему сначала в рамках Греции и ее колоний, а потом - в рамках Римской державы. Миф стал почвой для развития искусства, литературы и философии.

В древнегреческой культуре можно выделить три знако­вых фигуры, три типа личности или человеческого архетипа. Это герой, раб и человек «золотой середины». Героизм дела­ет человека свободным. Для античности герой был самым до­стойным из людей, человеком по преимуществу. Можно даже утверждать, что греческая культура была героична. Всем из­вестны подвиги Геракла, Ахиллеса, Прометея.

Герой — это и не совсем человек, и не совсем божество — это что-то сред­нее. Герой всегда родственник богов, рожденный или смерт­ной женщиной от бога (Геракл) или богиней от смертного (Ахиллес). Своей мощью, величием, мудростью герой может быть равным богам. На более высоком уровне — герой — жертва обстоятельств. Жизнь и смерть героя — это скорее самопожертвование (Прометей). Герой нередко становится царем. Он первый среди равных, выбранный или признан­ный другим (Агамемнон). Героическое обретается человеком через битву, через поединок с равным ему соперником.

Геракл посмертно причислен к сонму Олимпийских богов, так как он совершал подвиги в основном в борьбе с природны­ми силами (гидра, лев, Авгиевы конюшни), но он не бился с себе равными. В нем меньше от героя, больше от богов.

Герою нужен другой герой, чтобы быть первым среди рав­ных. Герои — всегда избранное меньшинство, но в то же вре­мя и сообщество. Царь-бог царствует по праву происхожде­ния, а царь-герой — по праву копья, подкрепленного проис­хождением. Царь-бог восседает на троне с седой бородой, с посохом в руке, а царь-герой на коне, в шлеме и в доспехах.

Второй тип индивидуальности, кроме героя — раб. Ра­бы — тоже люди. Они служат царю. Быть рабом унизительно. Раб как бы человек низшей природы. Но статус раба в Древ­ней Греции очень неустойчив. Аристотель пишет, что раб — такой же член семьи, как муж и дети. Если так, то раб прежде всего человек, а потом уже все остальное. Рабство возникает потому, что есть героизм. На одном полюсе человек пытается себя преодолеть, превозмочь — и он герой. На другом — он ничтожное существо — раб. Но перед судьбой они равны. Толь­ко, если герой сумел противостоять судьбе, то раб — человек, судьбой перечеркнутый.

Герой — это человек, рабство в себе изживший, раб же его принимает и уживается с ним. Герои в архаическом со­знании невероятно сильны, ловки, дальновидны — они побеж­дают врага, равного себе соперника, раб же слаб.

Между этими полюсами — раб-герой, лежит еще один тип древнегреческого общества — человек золотой середины. Он вправе сказать о себе: «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо». Или: «Я герой, но в меру; я раб, но не слишком». Житейская мудрость и здравый смысл — вот те боги, кото­рым он поклоняется. Человек золотой середины пытается ужиться с судьбой. Его жизнь проходит по формуле: «Пока я существую — судьбы нет, когда она появится — не будет меня». Единоборство с судьбой для него исключено. Он зна­ет, что судьба способна сделать из человека раба. Но это не означает, что он живет как страус, засунув голову в песок. Он стоек перед лицом невзгод и опасностей, у него есть муже­ство, но его претензии далеко не распространяются. Он жи­вет спокойно и рассудительно, невозмутимо.

Для античной религии была характерна большая терпимость и минимум конфликтов на рели­гиозной почве.

Центром мировоздания древних греков был человек. Произведения греческого искусства поражают гармонией и совершенством. Главным понятием искусства становится внутреннее и внешнее совершенство. Все в жизни древних греков было соразмерно человеку. Поэтому и природа, и животные, и растения, и боги обретали в древнегреческой мифологии вид человека.

Боги древних греков во всем похожи на людей, лишь более красивы и бессмертны. Именно поэтому люди в изображении древнегреческих художников прекрасны и подобны богам.

Пантеон греческих богов очень велик. Существовало три поколения богов. Прародителями всех богов были возникшие из вечного Хаоса Гея (Земля) и Уран (Небо). Их дети-титаны (могучие боги диких сил природы) – второе поколение. Среди них Крон и Рея – родители третьего поколения богов – олимпийцев, которые отняли власть у титанов и установили в мире порядок и закон.

Об устройстве мира у каждого из древних народов были свои представления, которые нашли отражения в мифологии и религии.

Эллины считали, что Землю окружает Мировой океан. Над Землей путешествуют небесные светила; луна, солнце, звезды, которые поднимаются из Мирового океана и опускаются в него.

На западном краю земли небесный купол держит на плечах могучий Атлант. Здесь живут его дочери Геспериды, которые стерегут золотые яблоки вечной молодости. Здесь же, на западе, по мнению древних греков, находились острова Блаженных (Елисейские поля) – рай для добродетельных греков, получивших от богов бессмертие. А на севере обитает племя гиперборейцев – любимцев богов.

Самыми могущественными из греческих богов были двенадцать олимпийцев. В сформировавшемся пантеоне богов каждое божество имело свои права и обязанности.

Греческие боги:

ЗЕВС – царь Олимпа, бог грома и молний, властитель олимпийской семьи богов и людей. Символы Зевса: молния, орел и дуб.

ПОСЕЙДОН – владыка моря, «колебатель земли», брат могучего Зевса. Вруке его трезубец. Символы Посейдона: трезубец, дельфины и кони.

АИД – мрачный владыка подземного царства мертвых, брат Зевса и Посейдона.

Обладает волшебным шлемом, делающим его невидимым.

ГЕРА – супруга и сестра Зевса, лилейно-рукая, волоокая покровительница брака и супружеской верности. Символы Геры: гранат и павлин.

ГЕСТИЯ – богиня домашнего очага.

ДЕМЕТРА – богиня плодородия и земледелия. Символы Деметры: ячменный или пшеничный колос.

АФРОДИТА – богиня любви и красоты. Символы Афродиты: розы, голуби, воробьи, дельфины и бараны.

АФИНА – богиня мудрости и справедливых войн. Символы Афины: сова и оливковое дерево.

АПОЛЛОН – бог света и поэзии. Символы Аполлона: лебедь, волк, лавр, кифара и лук.

АРТЕМИДА – богиня охоты и луны. Символы Артемиды: кипарисовое дерево, лань и собаки.

ГЕРМЕС – вестник богов.

ДИОНИС – бог виноградства и виноделия. Символы Диониса: чаша и тирс.

АРЕС – бог войны. Символы Ареса: горящий факел, копье, собака и ястреб.

ГЕФЕСТ – бог огня и кузнечного дела.

ГЕБА – богиня юности.

АМФИТРИТА – богиня моря.

ПЕРСЕФОНА – богиня царства мертвых.

Содержанием мифов были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки не относились к вере экстатически. Это придавало деловой характер вере. Богов они воспринимали как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Так, врач Гиппократ считал себя 17 потомком бога врачевания Асклепия, а потомки Гиппократа еще в течение 200 лет тоже считали себя асклепиадами. Мать македонского царя Александра была из рода гераклидов, что предполагало непосредственное родство с Гераклом. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе.

Агонистика — понятие, обозначающее состязание, борь­бу, спорт, опасность, соревнования, соперничество. Агонис­тика пронизывала все сферы жизни древних греков: военную, спортивную, культурную, политическую, судебную. «Вечно блистать, над собой никакого не знать превосходства» — пи­сал Гесиод об идеале древнего грека.

Военные сражения во многом раскрывали дух соперни­чества. Но с не меньшим накалом проходили у греков спортивные соревнования, в ходе олимпийских игр проводились со­стязания поэтов, ораторов, драматургов. Греки соревновались о выращивании урожая, в искусстве, спорте и т.п. Почести, которыми награждались победители, считались божествен­ными. В политической борьбе применялось оружие остракиз­ма — изгнание противников за пределы города.

«Агональный» или состязательный дух во имя стяжания сливы, высокая оценка свободы, внешним выражением которой была греческая демократия, стали отличительными черта­ми характера древних эллинов. Эти черты национального ха­рактера греков, требовавшие огромного напряжения духовных и физических сил, способствовали достижению многих выдающихся результатов в различных областях жизни и культуры.

Одиссей говорит как о чем-то естественном о соревнова­ниях при сельскохозяйственных работах. Соревновательный характер воспитания воинов в древней Спарте граничил с жестокостью.

Античной культуре свойственен агональный дух (агон - со­ревнование), то есть соревновательность - отсюда различные игры (Олимпийские в Олимпии в честь Зевса, Дельфийские в Дельфах в честь Аполлона, Истмийские в Коринфе в честь Посейдона), бывшие не только спортивными соревнованиями, но и состязаниями поэтов, Писателей и драматургов.

2. Культура Древней Греции

Письменность и Греции, и Рима - это алфавитное письмо с гласными и согласными буквами (впервые алфавит изобрели финикийцы, но у них не было гласных букв). Письменность способствовала широкому распространению грамотности.

Заимствовав у финикийцев принцип фонационного письма, греки создали свою систему обучения грамоте. Считается, что в Афинах, например, грамотным было большинство свободных греков. С 7 до 16 лет мальчики из семей свободных греков получали образование в платных школах, где изучали грамоту, арифметику, музыку, читали тексты Гомера и Гесиода. С 13-14 лет юноши посещали палестры и гимнастические школы. В Афинах существовала академия Платона (с 386 г до н.э. по 529 г до н.э.), ликей Аристотеля, где можно было получить философское (самое широкое в те времена) образование и другие школы.
Существовали школы ремесленников, школы при храмах. Знание в Греции в отличие от Египта не было сакральным (передаваемым только посвященным). Греки собирали и систематизировали знания, добытые другими народами. Знания финикийцев, египтян, вавилонян и других народов были прикладными. Греки же, заимствовав эти знания, сумели придать им абстрактно-теоретический характер. Они были первыми, кто заложил основы принципиально новой науки - философии, которая долгие времена была основой основ общего образования

Греки стали основоположниками европейской философии. Древнегреческая философия — дитя мифологии — созда­ла принципиально отличный от мифологического тип мыш­ления. Мифологическое сознание удовлетворяется описани­ями, философское же требует доказательств. Философское мышление стремится дать объяснение действительности пу­тем рационального, логического рассуждения с помощью аб­страктных понятий. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предпо­ложений; вместе с ней развиваются и зачатки научных зна­ний — астрономии, математики, биологии, медицины.

Они пытались осмыслить закономерности развития мира и опреде­лить место в нем человека. Философы отметили, что в природе и обществе происходит вечная борьба и движение - диалектика Гераклит утверждал: нельзя войти в одну и ту же реку дважды. На­чиная с Сократа философов стала волновать проблема человека: его природа, возможности, воспитание. Сократ основой человеческого существования и развития считал разум.

Греческие философы заложили основы двух философских направлений - материализма и идеализма. Так, материалист Де­мокрит считал, что все в мире состоит из крошечных неделимых частиц - атомов. Идеалист Платон полагал, что все вещи в мире имеют свои прообразы - эйдосы (идеи), существующие в особом мире (мире идей).

В античности возникло такое понятие, как философская шко­ла. Самой известной была афинская Академия, основанная Платоном и просуществовавшая около 1000 лет.

Самым выдающимся греческим философом и ученым был Ари­стотель, которого по праву называют энциклопедистом. Дошедшие до нас произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др.

В деятельности Аристотеля мы видим одну из характерных черт науки древности - сннкретнчность (нерасчлененность) научного знания, объединенного в рамках философии. Но не­которые его направления оформляться как самостоятельные дис­циплины - в основном под влиянием практических потребностей." строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астроно­мии, географии.

История. У греков был велик интерес к прошлому - и ради поддержания памяти о событиях минувших дней, и для воспитания патриотизма, и для использования в политических целях (очернить противника-оправдать себя). Отцом истории традиционно считают Геродота. Античные историки в основном объясняли происходящие события волей богов и деятельностью выдающихся личностей.

Математика достигла значительных успехов: было открыто число «пи», понятие «бесконечность», создана геометрия. Наиболее выдающиеся представители: Пифагор, Архимед, Евклид.

Астрономия. Была доказана шарообразность Земли и опреде­лены ее размеры, установлено расстояние до Солнца и Луны, точно определена продолжительность солнечного года Особенно можно отметить таких ученых, как Пифагор, Евклид, Клавдий Птолемей, Аристарх.

Медицина была достаточно развита. Гиппократ объяснял болезни физиологическими причинами, не зависящими от боже­ственных сил, полагая, что врач должен соблюдать особые этические нормы, прежде всего - не вредить пациенту.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хране­ния накопленной информации В ряде городов создаются библиоте­ки, самые знаменитые из них (в Александрии, Пергаме) - не только собрания книг, но и научные центры, где находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых

Поэзия первоначально существовала в устной форме: сказа­ния о героях, трудовые песни и пр. В XI-VIII в. до н.э. на их основе появились первые эпические произведения: Гомер - «Илиада» и «Одиссея»-, Гесиод - «Теогония» (то есть родословная богов) и «Труды и дни» (впервые отразившая личность самого автора, его жизнь). В архаическую эпоху возникла лирическая поэзия, для которой характерно внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни (Сафо, Анакреон). К VI в. до н.э. как особый жанр греческой литературы оформилась басня {Эзоп)

Проза была представлена в основном философскими и историческими сочинениями, а также произведениями риторики Последние, как правило, носили политический характер (речи Де­мосфена). Литература развлекательного характера появилась лишь в эпоху Римской империи.

В VIII VI вв. до н.э. зарождается театр, выросший из хорово­дов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. У греков существовало два жанра театра. Трагедия повествовала о возвышенных чувствах, страданиях и гибели героев, прославляла гражданские добродетели и патриотизм, показывала борьбу человека против несправедливостей судьбы - как правило, неудачную (Эсхил «Прометей прикованный», Софокл «Эдип» и «Антигона», Еврипид «Медея» и «Федра»), Комедия высмеивал человеческие пороки и часто имела политическую окраску (Ари' стофан «Мир», «Всадники», «Лисистрата»). Для драматически* представлений строились специальные здания - театры, актеры выступали в специальных костюмах и масках. Посещение театра было долгом каждого гражданина: в Афинах неимущим гражданам для этого даже выделялись деньги.

Греки строили здания самого разнообразного назначения из дерева,кирпича и камня. Каменные постройки нередко сохраняли черты деревянных - так, колонны возникли из деревянных столбов, подпиравших крыши зданий, а желобки-канелюры, придающие ко­лоннам стройность, первоначально делались для стока воды, чтобы деревянный столб не гнил.

Жилые дома древних греков не отличались ни красотой, ни удобством, зато общественные сооружения и прежде всего храмы возводились со всем возможным великолепием. Здания строились с ускатной крышей (чтобы стекала вода - климат Греции был тогда до­статочно дождливым) и фронтонами, часто украшались колоннами.

В Древней Греция возникла ордерная архитектура

Уже в период архаики эллинские мастера разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно – балочной конструкции, состоящей из двух частей: несущей и несомой. Столкновение этих противоположных сил, сосредоточенных в вертикальной опоре и поперечной балке, приведено в состояние гармонического равновесия.

Эта цельная художественно осмысленная система выявления конструкции сооружения получила название ОРДЕРА.

1 Дорический ордер (с VI в. до н.э.) - тяжеловесный, строгий. Ка­питель колонн не украшена, колонны лишены базы, они сужаются снизу вверх, повторяя форму дерева. Фриз широкий, нередко он украшался резьбой (храм в Посейдонии на юге Италии, храм Зевса в Олимпии).

2. Ионический ордер (с V в. до н.э.) - более легкий и нарядный Колонна более тонкая и изящная, одинаковой толщины по всей длине, капитель ее украшается завитками-волютами, имеющими форму рогов барана, колонна имеет базу (храм Ники Аптерос на Акрополе.

3. Коринфский ордер (с IV в. до н.э.) ~ еще более нарядный и изящ­ный. Капитель коринфской колонны украшается стилизованными листьями растений (храм Зевса в Афинах).

Для греческих построек был характерен синтез архитектуры и скульптуры - снаружи они украшались рельефами, внутри ста­вились статуи богов. Есть сведения, что внутри некоторых храмов были пинакотеки (собрания картин). Греки умели замечательно вписать строения в окружающую местность, находили такие про­порции, что даже самые большие здания не кажутся тяжелыми Здания раскрашивались яркими красками: греческая архитектура была мраморной - но не беломраморной.

Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе (V в. до н.э.). В его строительстве принимали участие выдающиеся зодчие и скульпторы того времени, руководил работами Фидий. Акрополь включал ряд сооружений: пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бес­крылой Победы), главный храм Афин Парфенон (Афины Парфенос Девы), Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид (женских фигур, поддерживающих крышу вместо колонн; мужские фигуры, выполняющие подобную роль, называются атлантами).

Архитектурный ордер, созданный древними греками на основе стоечно – балочной конструкции, стал основой античных храмов.

По представлению эллинов боги могли находиться не только в природных стихиях, но и выбирали себе самые красивые места на земле. Поэтому в гомеровскую эпоху богам поклонялись в священных рощах, пещерах, где для приношения жертв ставили алтари. Позже, в эпоху архаики, когда появились статуи богов, возникло суждение, что для этих статуй, как и для людей, необходимо жилище. Ведь греческие боги подобны людям. Так появился храм – жилище, или дом, бога, внутри которого находилась его статуя.

Первые «жилища богов», которые практически не сохранялись, были скромными и строились из дерева и сырцовых кирпичей на каменном основании. С VII в. до н.э. для сооружения храмов стали использовать камень.

Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. Ведь боги – это люди с прекрасным обликом и совершенной фигурой, и их жилище должно быть соответственно прекрасным и обязательно соразмерным человеческой фигуре.

В жизни древних греков храм имел огромное значение. Это был не только центр почитания божества, но священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился всем городом.

Греческий храм не был таким обособленным и строился с расчетом восприятия снаружи. Последние собирались перед храмом, вход в который располагался на востоке.

Для античного храма чрезвычайно характерна связь с окружающей архитектурой и природной средой.


Театр

Древняя Греция была родиной не только демократии, но и европейского театра. Древнегреческий театр, собиравший тысячи зрителей, считался «школой для взрослых», школой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни грека огромную роль. Каждый гражданин полиса был обязан посещать театральные представления. Недаром Периклом был выпущен закон о денежной помощи неимущим гражданам для посещения театра.

Подарил это зрелищное искусство «бог винограда» Дионис. Именно с религиозными празднествами в честь этого ликующего бога весны, солнца и плодоносящей земли, покровителя виноделов связано зарождение в VI в. до н.э. театра.

Два раза в году древние греки устраивали в честь бога виноделия «страсти Диониса» – празднества, которые освобождали человека от мирских забот и уравнивали всех. В Афинах эти представления превратились в более праздничное действо, которое отмечалось весной в течение пяти дней и называлось Великие, или Городские, Дионисии. В 534 г. до нашей эры тиран Писистрат сделал культ Диониса государственным, чем снискал любовь и уважение народа.

Организовывал театральные представления представитель городских властей. Он назначал состоятельных граждан мецената, который оплачивал постановку пьес. Театральные представления продолжались несколько дней с утра и до темноты, и зритель успевал посмотреть три – четыре пьесы. Чтобы выдержать столь долгий спектакль, зрители приносили с собой из дома пищу, напитки и подушки на каменную скамью, чтобы было удобнее сидеть.

Еще во время сельских Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры и маски, подражая сатирам.

Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные жанры греческого театрального искусства: трагедия и комедия. Слово «трагедия» в дословном переводе означает «песнь козлов». Комедия же родилась из песен веселых поселян, шествия которых во время Сельских Дионисий называлось комос. Позднее появился третий тип греческой драмы – «драма сатиров».

Трагедия, обычно рассказывая о богах и героях из мифов, поднимала вечные проблемы, например, о чести и доблести. Персонажи комедий были, как правило, обыкновенными людьми, ошибки которых высмеивались с выдумкой, весельем и грубоватыми шутками. В сатировской драме трагическая тема и трагические герои изображались комически, а хор был одет сатирами, которые представляли полулюдей – полузверей.

Театр состоял из трех основных частей: театрона, орхестры и скены.

Театрон – это зрительские скамьи, сооруженные на склоне холма и вмещавшие тысячи людей. Они разделялись проходами на секторы. На «входных билетах» – жетонах из свинца или обожженной глины – буквой указывался определенный сектор, где разрешалось занимать любое место. Знаменитые люди занимали специальные каменные сидения в первом ряду.

Другая часть театра – орхестра, представляла собой круглую площадку, на которой выступали актеры и хор. В центре орхестры находился алтарь. Выходил хор на орхестру через боковой проход. Акустика театра была такой хорошей, что слова, произнесенные шепотом на орхестре, были слышны на самых отдаленных скамьях театрона.

У края орхестры против мест зрителей возводилась скена – небольшое здание, где устанавливались декорации. Первоначально скена играла роль палатки, где переодевались актеры. Но позднее она стала играть роль архитектурного и декорационного фона. Из трех элементов театра скена была наиболее подвержена изменениям.

Убранство скены менялось в зависимости от типа пьесы. Для представления трагедии нужны были элементы дворцовой обстановки: колонны, фронтоны, статуи. в комедиях персонажи выступали в более простой среде, и декорации изображали частные дома с балконами и окнами с видами на окружающую местность. Сатировская драма требовала декораций с изображением видов природы: леса, гор, пещер.

Всемирную славу искусству греческого театра принесли Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан. Их влияние на последующую мировую литературу огромно. Поэты, драматурги, музыканты, художники всех эпох обращались к их бессмертным произведениям. Их творчество сыграло огромную роль в воспитании многих поколений.

ЭСХИЛ (525 – 456 гг. до н.э.) родился в Элнвсине, близ Афин в аристократической семье. 13 раз он был победителем драматических состязаний. Его пьесы получили право на повторные постановки. Эсхил ввел в трагедию второго актера и перевел внимание с хора на диалог актеров, увеличив число диалогов и действующих лиц. Он ввел роскошные костюмы, маски, контуры и сценические приспособления. Из восьмидесяти написанных им пьес до нас дошли только семь трагедий: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», и «Эвмениды».

СОФОКЛ (496 – 406 гг. до н.э.) – современник и друг Перикла, родился в предместье Афин в богатой семье. Расцвет его творчества приходится на время наивысшего культурного и экономического подъема Афин. В 468 г. до н.э. в состязаниях трагических поэтов он смел, победить великого Эсхила. Он ввел третьего актера и сократил объем партий хора. Софокл написал около123 драм. Самые известные его трагедии – «Царь Эпид» и «Антигона».

ЕВРИПИД (ок. 484 – 405 гг. до н.э.) – третий мастер древнегреческой трагедии, родился в состоятельной и знатной семье на острове Саламине. На состязании трагиков он одержал четыре победы, а пятую ему присудили посмертно. Им было написано 92 произведения. Лучшая из дошедших трагедий – «Медея».

АРИСТОФАН (445 – 385 гг. до н.э.) – «отец комедии», жил в Афинах и прославился замечательными комедиями, которые высмеивали уродливые стороны жизни человека. Из 40 написанных комедий до нас дошли 11: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании» и «Богатство». Остроумные комедии Аристофана, затрагивая важнейшие вопросы о войне и мире, о нечестных политиках, о неравенстве, очищали и воспитывали смехом афинское общество.

 

Скульптура

 

Особое место в древнегреческой культуре занимает скульптура – искусство ваяния и пластики, пронизанное восхищением физической красотой и мудрым устройством человека. По мнению древних, в Афинах было больше статуй, чем жителей. Скульптура украшала храмы богов и жилища людей, увековечивала память людей и отмечала могилы. Кроме традиционных статуй богов на площадях ставили статуи победителям Олимпийских игр и выдающимся гражданам. Главная тема древнегреческой скульптуры – прекрасный, могущественный и гармоничный человек.

Любимым материалом древнегреческих скульпторов были камень и бронза, иногда использовалась смешанная техника, Готовые каменные статуи раскрашивались. Одежду красили в яркие цвета, а волосы – в золотистый цвет. Глаза для статуй изготовляли из цветного камня, стекла или слоновой кости. К сожалению греческая скульптура почти не сохранилась. До нас дошли либо обломки и фрагменты, либо римские копии.

Первые образцы греческой скульптуры появились в АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VII–VI вв. до н.э.).

Это архаические статуи обнаженных стройных юношей и задрапированные статуи девушек. Еще не освободившись от власти камня, они сдержаны в движениях: плотно прижаты к телу руки, сделан упор на две ноги. В этих статуях создается обобщенный образ «архаического» человека, всегда молодого и спокойного, с так называемой «архаической» улыбкой чуть приподнятых уголков губ.

В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V–IV вв. до н.э.) в скульптуре ценится классическая красота идеальных героев. В это время в скульптуре применять прием контрпоста – изгиб вертикальной оси тела.

Высшие достижения греческой скульптуры V–IV вв. до н.э. связаны с именами Мирона, Поликлета и Фидия.

МИРОН (500 – 440 гг. до н.э.). Его статуи атлетов отличались композиционной продуманностью, динамикой и свободным движением. В римской копии бронзовой статуи Мирона «Дискобол» показано стремительное движение. Эти же задачи ставились скульптором в бронзовой группе «Афина и Марсий», стоявшей на афинском Акрополе.

ПОЛИКЛЕТ (около 480 г. – конец V в. до н.э.) – агросский скульптор, младший современник Фидия, был «творцом чисто формальных пластических ценностей». Поликлет определял пропорции человеческой фигуры, исходя из ее высоты. Например, голова равнялась одной восьмой высоты, ступня – одной шестой, лицо и кисть руки – одной десятой. Эти идеи были практически реализованы в скульптурах «Дорифор», «Диадумен», «Раненная амазонка».

ФИДИЙ (начало V в. до н.э. – около 432 – 431 гг. до н.э.) – снискал славу величайшего мастера. Он был мастером рельефа и круглой скульптуры. Его наиболее известные работы – это рельефы Парфенона в Афинах и храма Зевса в Олимпии, скульптуры Афины Парфенос из золота и слоновой кости на деревянной основе и Афины Промахос из бронзы. Но самым известным произведением Фидия была колоссальная статуя Зевса в Олимпии. Его произведения привлекают подлинно эпической силой и жизнеутверждающим гуманизмом. В них с необычайной выразительностью звучит характерная для его эпохи мысль о величии человека – гражданина, в котором ограниченно сочетаются физическая красота тела и нравственная чистота и доблесть.

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (IV–I вв. до н.э.) связана с именем великого полководца Александра Македонского, девизом которого были слова: «Эллину должен уподобиться каждый из варваров».

Эллинистическая культура продолжила греческие традиции. Новые города строились по планировке, разработанной еще в V в. до н.э. Гипподамом Милетским с широкими прямыми улицами, пересекающимися под прямым углом. Город разделялся на четыре квартала двумя магистралями.

Архитектура и скульптура этого периода отличалась грандиозными размерами. В архитектурный ансамбль острова Родос входило около 100 статуй коллосальных размеров. Самая знаменитая из них – позолоченная бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, сделанная учеником Лисиппа Харесом. «Колосса Родосского» также причисляли к чудесам Древнего мира.

К грандиозности тяготел и алтарь Зевса, построенный на акрополе Пергама – столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии.

В скульптуре эллинистического периода отразились и новые веяния эпохи: интерес к острым, драматическим сюжетам, любопытство к житейским подробностям и разнообразию повседневности. Если скульпторы классической эпохи изображали человека в период его расцвета, то в эпоху эллинизма стали появляться темы старости и детства, скорби и даже смерти. Это можно увидеть в скульптурах «Лаокоон» Агесандра, Полидора Афинодора, «Кулачный боец», «Умирающий галл».

К шедеврам эллинизма относится одно из самых выдающихся памятников скульптуры античности, выполненные во I. до н.э. Это «Венера Милосская» мраморная статуя богини любви Афродиты, которую отличают человечность, душевная теплота, совершенство и которой посвящено множество произведений. Ее автором считается Агесандр из Антиохии.

 

Скульптура и керамика

В эпоху архаики появились два основных типа одиночной скульптуры - обнаженный юноша (курос) и задрапированная девушка (кора) с так называемой архаической улыбкой.

Первым изображением конкретных людей стали статуи Гармодия и Аристогитона, убивших афинского тирана Гиппия.

Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изо­бражение свободного гражданина полиса, в котором нравствен­ная красота неотделима от физической. Прекрасным полом тогда считались мужчины, а не женщины В это время достигает расцвета скульптура, выполнявшаяся в основном из бронзы и мрамора (кото­рый натирали воском, чтобы придать ему естественный цвет тела, и раскрашивали) - беломраморной греческая скульптура не была. Наиболее известные древнегреческие скульпторы:

_ Фидий, для творчества которого характерны монументальность, стремление к гармонии, создание идеального образа гражданина полиса: статуя Афины-Парфенос для Парфенон в Афинах, статуя Зевса для храма Зевса в Олимпии;

- Мирон стремился к правильной передаче движений, динамич­ности статуи («Дискобол»);

- образы Поликлета отличаются силой и мощью («Дорифор», «Диадумен»).

В V в. люди и боги как правило изображались идеально пре­красными, индивидуальные черты часто не передавались, как не отражались на этих лицах и эмоции. Мужчин изображали в основном обнаженными, женщин - задрапированными. Венера, например, изображалась расстегивающей застежку на плече хитона. Обнажен­ной ее начали изображать лишь в IV в. до н.э., первым это сделал Пракситель (Афродита Книдская), за что его многие осуждали. Пракситель, кроме того, впервые позволил себе изобразить мужчин не сильными и могучими, а изящными и изнеженными (Аполлон, Гермес с младенцем Дионисом).

В IV в. до н.э лица греческих статуй приобретают индивиду­альные черты. Скульпторы начали изображать людей некрасивыми и старыми (если они таковыми были), научились передавать эмоции сложные движения (Ника Самофракийская, Лаокоон и Ганимед с °м скульптора Леохара, Менада скульптора Скопаса).

Основными памятниками живописи для нас является вазовая роспись. Керамические вазы эпохи архаики расписывались геометрическим орнаментом. В VI в. появилась чернофигурная керамика (фигуры рисовались черным лаком на красном фоне), век спустя - краснофигурная керамика (фон покрывался черным лаком, а фигура оставались цвета глины).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 567.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...