Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Материальная культура Древней Греции
Близость моря и изрезанность береговой линии позволили грекам овладеть способом сравнительно безопасного кабатажного плавания, передвигаясь от острова к острову, заходя в многочисленные бухты. Благодаря морю, греки освоили рыболовство, судостроение, создали торговый и военный флот. Им были доступны длительные морские путешествия. Исследователь древней Греции А. Боннар считает, что поэма "Одиссей" представляет собой не что иное, как рассказы мореплавателей, авантюристов, путешественников, колонистов, людей, ищущих источники олова для изготовления бронзового оружия. Другой особенностью Греции был - засушливый климат плохие известняковые почвы, гористые местности, которые не позволяли получать большие урожаи. Лишь виноград и оливковые деревья давали более или менее стабильные урожаи и сырье для продуктов внешней торговли. Социально-политическая культура Древней Греции На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Нередкими были случаи, когда одни города вступали в союз с неприятелем против своих соседей-греков. Греция дала миру многие формы государственного правления:
Государственность существовала в форме полиса — города- государства с близлежащей сельскохозяйственной округой и одновременно - коллектива граждан этого государства. Греки и римляне считали, что государство - это прежде всего не земля, не город, «не стены и корабли» (по словам Фукидида) — это прежде всего люди - граждане полиса. Чтобы понять причины расцвета древнегреческой культуры, нужно знать ее полисный характер. Полис — это город-государство. Он представлял собой сравнительно небольшой коллектив полноправных граждан: несколько десятков тысяч человек, часто значительно меньше. Гражданский коллектив монополизировал в своих руках владение землей. Ополчение граждан-земледельцев, вооружавшихся на свои собственные средства, было ядром вооруженных сил полиса. Граждане полиса держали в своих руках основную часть жизненно важных для функционирования экономики рабов (например, в Афинах было 90 тыс. свободных граждан и 360 тыс. рабов). Воля большинства гражданского коллектива определяла внешнюю политику полиса. Все дела полиса решались на заседании народного собрания. Это обстоятельство также диктовало определенную ограниченность территории и численности граждан. Пока гражданский коллектив защищал свое право влиять на государственные дела, государство не могло перерасти рамки полиса. Без определенного минимума гражданской активности полис вообще не мог существовать. Своими корнями полис уходил в доклассовую племенную эпоху. Стремление племени завоевателей, находящихся на грани перехода к государственному быту, сохранить элементы племенной демократии, не допускать в своей среде слишком резкого неравенства и в то же время успешно эксплуатировать покоренное население, было вполне естественным и широко распространенно в истории человечества. Самыми крупными полисами были Спарта, потом Афины, Сиракузы, Коринф. Нередко они между собой воевали. Мужское население истреблялось, женщины и дети продавались в рабство. Однако, присоединение завоеванных полисов и территорий в Древней Греции не было принято. Грекам мысль о единстве и объединении казалась нестерпимой. Дело в том, что в объединенной Греции они опасались потерять самое для себя драгоценное — свободу. Полисная жизнь для них была непременным условием их подлинной свободы. Каждый гражданин полиса был обязан: - участвовать в управлении полисом, присутствуя на народном собрании и занимая выборные должности; - владеть землей (существовала особая форма собственности на землю, при которой она принадлежала одновременно и полису, и конкретному гражданину); - быть воином и защищать свой полис. Таким образом, полис выполнял политические, экономические и военные функции. Управление им осуществляли народное собрание, совет старейшин (в Риме он назывался сенат) и магистратуры (выборные должности - например, стратег в Афинах, консул — в Риме). Полис мог иметь как монархическую, так и республиканскую форму правления. Население его составляли граждане (3-4 %), метеки (свободные люди-неграждане, не имеющие политических прав и не имеющие права владеть землей) и рабы. Полис состоял не только из городского, но и сельского населения, жившего в хорах (пригороде,селе). Центр города включал в себя рыночную площадь (агору) - место для проведения народных собраний, центр общественной жизни. По краям агоры размещались торговые лавки, театр, храм или храмы и булевтерий (место заседания совета старейшин). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |