Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учение о душе, воле и познании. Разум и вера.
- Августин о скептиках: «Им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно» - разум - это взор души, которым она созерцает истинное - истина - содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна - человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни - человек должен подчинять свои знания мудрости - в спасении души — высшее назначение человека - разум - функция души - к изучению наук ведет двоякий путь — авторитет и разум - вера в авторитет сокращает дело и не требует никакого труда 7. Об обществе и истории. -имущественное неравенство людей — неизбежное явление социальной жизни. Поэтому бессмысленно стремиться к уравнению богатств: неравенство будет продолжаться во все века, пока будет существовать земная жизнь человечества. Августин утешал людей тем, что человек добродетельный, хоть и находится в рабстве и наг, в душе свободен и, напротив, злой человек, хоть он и царствует, — жалкий раб своих пороков («О граде Божием»). - идея принципиального равенства всех людей перед Богом (ведь они происходят от одного праотца), следовательно им надо жить в мире - осмысление реальных судеб человечества составляет - философию истории (работа Августина, изложенная в 22 книгах - «О граде Божием»). Здесь он сделал попытку охватить всемирно-исторический процесс, поставить историю человечества в тесную связь с планами и намерениями Божества. По Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: с одной стороны, светское государство — царство зла, греха, царство дьявола, а с другой — христианскую церковь — царство Божие на земле. Эти два града созданы, по Августину, двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенной до презрения к Богу, а небесное — любовью к Богу, доведенное до презрения к самому себе. Эти два града, параллельно развиваясь, переживают шесть главных эпох (или периодизация мировой истории): первая эпоха — от Адама до Потопа; вторая — от Ноя до Авраама; третья — от Авраама до Давида; четвертая — от Давида до вавилонского пленения — время иудейских царей и пророков; пятая — от вавилонского пленения до рождения Христа; шестая эпоха началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом; тогда граждане «града Божия» получат блаженство, граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям. ПР: сочинение «О граде Божием» Августин начал писать под впечатлением разгрома в 410 г. Рима как столицы тогдашнего мира варварами-вестготами под началом Алариха. Августин оценил эту катастрофу как наказание Риму за его прежнюю борьбу против христианства и начало крушения «земного града» вообще. - главной идеей учения Августина является становление человека от «ветхого» к «новому», преодоление себялюбия в любви к Богу.
Пьер Абеляр(1079—1142) - выдающийся оратор, логик-диалектик; современники называли его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, странствующим рыцарем диалектики. Абеляр родился в рыцарской семье, получил блестящее образование. Его природный дар дал ему возможность глубже многих современников постичь дух античной философии. Интерес к знанию захватил его душу, и уже в раннем возрасте он «сменил меч рыцаря на оружие диалектики». В 21 год он поступил в Парижскую Соборную школу, которую вел Гильом де Шампо. Вскоре Абеляр начал вступать в яростные споры с де Шампо, из которых всегда выходил победителем. Разъезжая по городам, вступая в жаркие споры, Абеляр привлек к себе множество слушателей. Наконец, старейшая парижская аудитория — школа — досталась Абеляру как руководителю и профессору (из нее вышел один пантифик, 19 кардиналов, более 50 епископов Франции, Германии и Италии). Блеск таланта вызывали взрыв восторга у учеников, зависть у соперников и тревогу церкви. Абеляр был осужден церковью как еретик (по решению суда он должен был бросить в огонь свои сочинания). Однако осудившая Абеляра церковь впоследствии положила многие его сочинения в основу своего учения. Абеляр привлекал тысячи учеников со всех концов Европы. Он славился и как поэт, как герой романа с Элоизой (был ее репетитором, которого нанял ее дядя Фульбер; Абеляр увез Элоизу в Бретань и там вступил с ней в брак, но дядя разгневался, после физического увечья Абеляр ушел в монастырь Сен-Дени). - работы: «Познай самого себя», «История моих бедствий», «Да и нет» -защита существенно смягченного номинализма, именуемого концептуализмом, суть которого в том, что реальны отдельные предметы, но общие идеи — соответствуют тому понятию (концепту), которое образует наша духовная реальность -Бог наградил людей разумом, с помощью которого они и познают его - недостаток большинства религий в том, что они воспринимаются не разумом, а привычкой, внушенной с детства - человек оказывается рабом религии и устами повторяет то, что не ощущает сердцем и не внемлет разумом - права на личный разум - указывал на противоречия в Священном Писании, утверждая, что его цель не разрушение авторитета Откровения Господня, а очищение. Раскрыв противоречия, он с жаром разрешал их на лекциях. - принципу «Верую, чтобы понять» Абеляр противопоставил свой принцип «Понимаю, чтобы верить» - призывал к участию разума в восприятии религии, говоря, что всякое знание — благо и не может быть враждебно высшему Благу - вера, «не просветленная разумом, недостойна человека» - не механической привычкой, не доверием, а личным усилием человек должен завоевать свою веру.
Фома Аквинский (1225или 1226—1274) философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. (Родился в семье графа Ландольфа; назван по месту рождения в Аквино близь Неаполя. Бежал от родительской опеки, но его нагнали и отец, желая отвлечь сына от мыслей о монастыре, запер в камеру и поместил туда обнаженную красавицу; но Ф. Аквинский выгнал ее, а сам сбежал. Он учился в Кельнском и Парижских университетах. Во время защиты на звание доктора богословия он должен был переспорить 14 самых эрудированных профессоров богословия.). - работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» (иногда именуется «Сумма философии»), «О правлении князей»; он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики. 1. исходный принцип - божественное откровение - разграничивал области: 1. - философии (предметом первой являются «истины разума»); 2. - теологии (предметом второй является — «истина откровения»). - источник истины – Бог - не может быть противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией - но не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству - философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости - религиозная истина не может быть уязвима со стороны философии О бытии -рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как чистую форму», «чистую актуальность» - сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи - они реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще - материя — восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», только благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида - форма выступает в роли целевой причины образования вещи - причина индивидуального своеобразия вещей (принцип индивидуации) - получившая «напечатление» материя того или иного индивида - канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся принципом материи («слабейшим видом бытия») - слияние первопринципа - формы и материи рождает мир индивидуальных явлений - христианство (и схоластика) были озабочены истолкованием отношения к материи, так как третья ипостась верховного абсолютного божества — Иисус Христос — был, по Библии, явлен в образе человека, т.е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу - сам факт этого объединения не давал возможность игнорировать материю как «ничто», поэтому квалификация материи Аквинатом с помощью системы рассуждений в качестве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика - материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание» - сущее он делил на субстанции и акциденции - т.е. атрибуты, свойства субстанции: качество, количество, отношение, место, время и пр., - являются определениями субстанции. О человеке и его душе - индивидуальность человека — это личностное единство души и тела - душа обладает животворящей силой человеческого организма - душа нематериальна и самосуща: она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом -телесность имеет сущностную значимость: через нее душа может образовывать то, что есть человек - душа носит уникально-личностный характер - телесное начало человека соучаствует в духовно-душевной деятельности личности - следовательно, думает, переживает, целеполагает не тело и не душа сами по себе, а они в слиянном единстве - он высказал мысль: поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения - личность есть «самое благородное» во всей разумной природе - идеи бессмертия души О познании - основополагающий принцип познания — реальное существование всеобщего - в споре об универсалиях он отстаивал позиции умеренного реализма, т.е. всеобщее существует трояко: 1. - «до вещей» (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего); 2. - «в вещах», получив конкретное осуществление 3. - «после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения - человеку присущи две способности познания — чувство и интеллект - познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов - но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту - при вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида» - т.е. вещь существует одновременно вне нас (во всем своем бытии) и внутри нас (в качестве образа) - образ - элемент бытия вещи, который в то же время подобен душе - предмет входит в душу (в духовное царство мыслей), при этом вначале возникают чувственные образы, а из них интеллект абстрагирует «умопостигаемые образы» - истина – это «соответствие интеллекта и вещи» - понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога - отрицал врожденное знание, но считал что в человеке пред -существуют некоторые зародыши знаний, а именно: первые понятия, познаваемые интеллектом посредством образов - принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать Об этике -принцип свободы воли человека - учение 1. - о сущем как благе 2.- о Боге как абсолютном благе 3. - о зле как лишенности благ - зло - менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства - блаженство - конечная цель устремлений человека, которое заключается в человеческой деятельности — теоретическом разуме, в познании истины ради самой истины, т.е. в познании абсолютной истины, т.е. Бога - основа добродетельного поведения людей - естественный закон, требующий осуществления блага, избежания зла - без божественной благодати вечное блаженство недостижимо Об обществе и государстве - синтез аристотелевских этических идей и христианского учения о божественном управлении Вселенной, а также теоретических принципов римской церкви - человек — существо общественное - цель государственной власти — содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни - «за» монархическую форму правления, но считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить «против» тирана ВЫВОД: с XIV в. и поныне учение Ф. Аквинского признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения (в 1323 г.Фома Аквинский был причислен к лику святых).
Роджер Бэкон (1214 - 1292) - развитие естествознания и философии позднего средневековья - работы: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение», «Компендий философии» - принцип философии - преодолеть преграды в сознании людей - четыре препятствия к постижению истины (достижению подлинной мудрости): 1.-пример жалкого и недостойного авторитета 2.- постоянство привычки 3. - мнение несведущей толпы 4. - прикрытие собственного невежества показной мудростью - препятствия к постижению истины опутан всякий человек, т.к. в жизни, науках и занятии для одного и того же вывода пользуются тремя наихудшими доводами: 1. - это передано нам от предков; 2. -это привычно; 3. -это общепринято, следовательно, этого должно придерживаться - от этого происходят все бедствия человечества, т.к. остаются непознанными величайшие свидетельства мудрости и тайны всех наук и искусств - но еще хуже то, что люди, слепые от мрака этих четырех препятствий, не ощущают собственного невежества - а погрузившись во мрак заблуждений, люди полагают, что находятся в свете истины - «за» опытное исследование природы — разработке оптики, механики и астрономии - цель наук - увеличение власти человека над природой - разработал метод познания, основанный на эксперименте и математике - опыт - основа познания 1. - внутренний опыт — мистическое «озарение», объект которого — Бог 2. - внешний опыт — чувственное знание, открывающее тайны природы - Р. Бэкон высказал немало опережающих свою эпоху научных и технических догадок, например, о телескопе и даже летательных аппаратах ВЫВОД: его учение было осуждено, а его самого отстранили от преподавания в Оксфордском университете, а затем заточили в монастырскую тюрьму, где он провел 14 лет, но и там умудрялся заниматься экспериментами. Он явился в какой-то мере предвестником своего однофамильца — Фрэнсиса Бэкона.
Иоанн Дунс Скот (ок. 1265—1308) - родился в Шотландии, в 16 лет вступил во францисканский монашеский орден; преподавал в Оксфордском и Парижском университетах; развивал учение, в котором подверг критике воззрения Ф. Аквинского, Р. Бэкона, сторонников Аверроэса и др. - работы: «Оксфордское сочинение», «О первом начале всех вещей», «Вопросы метафизики» - главный вопрос - об отношении богословия к философии, веры к знанию - предмет богословия — Бог, а предмет философии (или метафизики) — бытие - философия может постигать Бога не в качестве Бога, а в качестве бытия - но и в этом смысле философское познание Бога ограничено: 1. - человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о нематериальных субстанциях (например, Бог или ангелы) - (эти идеи направлены «против» рационального знания о Боге) - бытие наличное существование может принадлежать единичному бытию, которое мыслится как нечто запредельное и - «природа» ни всеобща, ни единична; ПР: «лошадность» есть только «лошадность» и ничего более - в телесных вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью - благодаря соединению с различными формами материя способна принимать конкретные способы бытия, или модусы - душа - едина и ее отдельные способности различны по различию предметов, на которые они направлены: ПР: способности, направленные на чувственные предметы, называются чувственными, направленные на умозрительные предметы, — мыслительными - связь души с телом осуществляется посредством формы телесности - «за» активность познавательной деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность — оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого предмета - познание Бога осуществляется в откровении
Уильям Оккам (ок. 1300—1349) - английский философ, преподавал в Оксфордском университете, был привлечен по обвинению в ереси к суду, провел 4 года в заточении - работы: «Сумма логики», комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского - «против» господства церкви над государством, «за» разграничение сфер их юрисдикции - он фактически прокладывал дорогу Реформации - универсалии не могут существовать вне сознания; в таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе общих сущностей - критик схоластического реализма, которая получила название «бритвы Оккама», или «принципа бережливости» ПР: в словах: «Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости», или «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего» - предмет всякого познания — только единичное, индивидуальное - различал познания интуитивное и абстрактное - внес вклад в разработку логики - разрабатывал концепцию 2 –х истин: сфера разума и область веры должны быть разграничены - источник теологических истин – СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, которое невозможно доказать с помощью философских аргументов - научные истины не зависят от богословия - существование Бога как недоказуемой реальности невозможно вне теологии - сфера человеческого познания всегда имеет дело с единичными вещами - недоказуемость религиозных догматов с точки зрения человеческого разума только укрепляет веру - 2-ве разновидности знания: 1. – интуитивное знание (основано на внешнем восприятии единичных вещей) 2. – абстрактное знание (которое можно постичь в уме)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |