Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение о душе, воле и познании. Разум и вера.




- Августин о скептиках: «Им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно»

- разум - это взор души, которым она созерцает истинное

- истина - содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна

-  человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни

- человек должен подчинять свои знания муд­рости

-  в спасении души — высшее назначение человека

-  разум - функция души

- к изу­чению наук ведет двоякий путь — авторитет и разум

- вера в авторитет сокращает дело и не требует никакого труда

 7. Об обществе и истории.

-иму­щественное неравенство людей — неизбежное явление социальной жизни. Поэтому бессмысленно стремиться к уравнению богатств: неравенство будет продолжаться во все века, пока будет существо­вать земная жизнь человечества. Августин утешал людей тем, что человек добродетельный, хоть и находится в рабстве и наг, в душе свободен и, напротив, злой человек, хоть он и царствует, — жал­кий раб своих пороков («О граде Божием»).

- идея принципи­ального равенства всех людей перед Богом (ведь они происходят от одного праотца), следовательно им надо жить в мире 

- осмысление реальных судеб человечества составляет - философию истории (работа Августина, изложенная в 22 книгах - «О граде Божием»). Здесь он сделал попытку охватить всемирно-исторический процесс, поставить историю че­ловечества в тесную связь с планами и намерениями Божества. По Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: с одной стороны, светское государство — царство зла, греха, царство дьявола, а с другой — христианскую церковь — царство Божие на земле. Эти два града созданы, по Августину, двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведен­ной до презрения к Богу, а небесное — любовью к Богу, доведенное до презрения к самому себе. Эти два града, параллельно развива­ясь, переживают шесть главных эпох (или периодизация мировой истории):

первая эпоха — от Адама до Потопа;

вторая — от Ноя до Авраама;

третья — от Авраама до Давида;

четвертая — от Давида до вавилонского пленения — время иудейских царей и пророков;

пятая — от вавилонского пле­нения до рождения Христа;

шестая эпоха началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом; тогда граждане «града Божия» получат блаженство, граж­дане «земного града» будут преданы вечным мучениям.

ПР: сочинение «О граде Божием» Августин начал писать под впечатлением разгрома в 410 г. Рима как столицы тогдаш­него мира варварами-вестготами под началом Алариха. Августин оценил эту катастрофу как наказание Риму за его прежнюю борьбу против христианства и начало крушения «земного града» вообще.

- главной идеей учения Августина является становление человека от «ветхого» к «новому», преодоление себялюбия в любви к Богу.

 

Пьер Абеляр(1079—1142)

- выдающийся оратор, логик-диалектик; современники называли его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, странствующим рыцарем диалектики.

 Абеляр родился в рыцарской семье, получил блестящее образование. Его природный дар дал ему воз­можность глубже многих современников постичь дух античной философии. Интерес к знанию захватил его душу, и уже в ран­нем возрасте он «сменил меч рыцаря на оружие диалектики». В 21 год он поступил в Парижскую Соборную школу, которую вел Гильом де Шампо. Вскоре Абеляр начал вступать в яростные споры с де Шампо, из которых всегда выходил победителем. Разъезжая по городам, вступая в жаркие споры, Абеляр привлек к себе множество слушателей. Наконец, старейшая парижская аудитория — школа — досталась Абеляру как руководителю и профессору (из нее вышел один пантифик, 19 кардина­лов, более 50 епископов Франции, Германии и Италии). Блеск таланта вызывали взрыв вос­торга у учеников, зависть у соперников и тревогу церкви. Абеляр был осужден церковью как еретик (по решению суда он должен был бросить в огонь свои сочинания). Однако осудившая Абеляра церковь впоследствии положила многие его сочинения в основу своего учения.

Абеляр привлекал тысячи учеников со всех концов Ев­ропы. Он славился и как поэт, как герой романа с Элоизой (был ее репетитором, которого нанял ее дядя Фульбер; Абеляр увез Элоизу в Бретань и там вступил с ней в брак, но дядя разгневался, после физического увечья Абеляр ушел в монастырь Сен-Дени).

- работы: «Познай самого себя», «История моих бедствий», «Да и нет»

-защита существенно смягченного номинализма, именуемого концептуализмом, суть которого в том, что реальны отдельные предметы, но общие идеи — соответствуют тому понятию (концепту), которое образует наша духовная реальность

-Бог наградил людей разумом, с помощью которого они и познают его

-  недо­статок большинства религий в том, что они воспринима­ются не разумом, а привычкой, внушенной с детства

- человек оказывается рабом религии  и устами повторяет то, что не ощу­щает сердцем и не внемлет разумом

-  права на личный разум

- указывал на противоречия в Священном Писании, ут­верждая, что его цель не разрушение авторитета Откровения Гос­подня, а очищение. Раскрыв противоречия, он с жаром разрешал их на лекциях.

-  принципу «Верую, чтобы понять» Абеляр противопоставил свой принцип «Понимаю, чтобы верить»

- призывал к участию разума в восприятии религии, говоря, что всякое знание — благо и не может быть враж­дебно высшему Благу

-  вера, «не просветлен­ная разумом, недостойна человека»

- не механической привы­чкой, не доверием, а личным усилием человек должен завоевать свою веру.

 

Фома Аквинский (1225или 1226—1274)

фи­лософ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, ос­нователь то­мизма. (Родился в семье графа Ландольфа; назван по месту рождения в Аквино близь Неаполя. Бежал от родительской опеки, но его нагнали и отец, желая отвлечь сына от мыслей о монастыре, запер в камеру и поместил туда обнаженную красавицу; но Ф. Аквинский выгнал ее, а сам сбежал. Он учился в Кельнском и Парижских университетах. Во время защиты на звание доктора богословия он должен был переспорить 14 самых эрудированных профессоров богословия.).

- работы:   «Сумма теологии»,  «Сумма против язычников» (иногда именуется «Сумма филосо­фии»), «О правлении князей»; он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля.

 В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государст­венного устройства и экономики.

1.  исходный принцип -  божествен­ное откровение

- разграничивал области: 1. - философии (предметом первой являются «истины разума»); 2. - теоло­гии (предметом  второй является — «истина откровения»).

-  источник истины – Бог

-  не может быть противоречия между откровени­ем и правильно действующим разумом, между теологией и философией

- но не все «истины откровения» доступны рациональ­ному доказательству

- философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости

- религиоз­ная истина не может быть уязвима со сторо­ны философии

О бытии

-рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как чистую форму», «чистую актуальность»

- сущность всего телесно­го заключается в единстве формы и материи -  они ре­альные сверхчувственные внутренние принципы, образующие вся­кую реальную вещь, все телесное вообще

- ма­терия — восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», только благодаря форме вещь явля­ется вещью определенного рода и вида

- форма выступа­ет в роли целевой причины образования вещи

- причина индиви­дуального своеобразия вещей (принцип индивидуации) - получившая «напечатление» материя того или иного индивида

- канонизировал христи­анское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа поряд­ка») с колеблющимся принципом материи («слабейшим видом бытия»)

- слияние первопринципа - формы и ма­терии рождает мир индивидуальных явлений

-  христианство (и схоластика) были озабочены истолкованием отношения к материи, так как третья ипостась верховного абсолютного божества — Иисус Хрис­тос — был, по Библии, явлен в образе человека, т.е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу

- сам факт этого объединения не давал возмож­ность игнорировать материю как «ничто», поэтому квалификация материи Аквинатом с помощью системы рассуждений в ка­честве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика

- материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание»

- сущее он делил на субстанции и акциденции - т.е. ат­рибуты, свойства субстанции: качество, количество, отношение, место, время и пр., - являются определениями субстанции.

О человеке и его душе

-  индивидуальность человека — это личностное единство души и тела

- душа об­ладает животворящей силой человеческого организма

- душа нема­териальна и самосуща: она — субстанция, обретающая свою полно­ту лишь в единстве с телом

-телесность имеет сущностную зна­чимость: через нее душа может образовывать то, что есть человек

- душа носит уникально-личностный харак­тер

- телесное начало человека со­участвует в духовно-душевной деятельности личности

-  следовательно, думает, переживает, целеполагает не тело и не душа сами по себе, а они в слиянном единстве

-  он высказал мысль: поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения

- личность есть «самое благородное» во всей разумной природе

- идеи бессмертия души

О познании

-  основополагающий принцип познания — реальное существование всеобщего

- в  споре об универса­лиях он отстаивал позиции умеренного реализма, т.е. все­общее существует трояко: 1. - «до вещей» (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего);

                                   2. -  «в вещах», получив конкретное осуществление

                               3. - «после вещей»в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения

- человеку присущи две способности познания — чув­ство и интеллект

- познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов

- но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту

-  при вхож­дении в душу познающего познаваемое теряет свою материаль­ность и может войти в нее лишь в качестве «вида» - т.е.  вещь существует одновремен­но вне нас (во всем своем бытии) и внутри нас (в качестве образа)

- образ - элемент бытия вещи, кото­рый в то же время подобен душе

- предмет входит в душу (в духов­ное царство мыслей), при этом вначале возникают чувственные образы, а из них интеллект абстрагирует «умопостигаемые обра­зы»

- истина – это  «соответствие интеллекта и вещи»

-  понятия, образуемые человеческим интеллек­том, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим поня­тиям, предшествующим в интеллекте Бога

- отрицал врожденное знание, но  считал что в человеке пред -существуют некоторые зародыши знаний, а именно: первые понятия, познаваемые интеллектом посредством образов

- принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать

Об этике

-принцип свободы воли человека

-  учение   1. - о сущем как благе

                 2.- о Боге как абсолютном благе

                 3. -  о зле как лишенности благ

зло - менее совершенное благо; оно до­пускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства

-  блаженство - ко­нечная цель устремлений человека, которое  заключается в человеческой деятельности — теоретическом разуме, в познании истины ради самой истины, т.е.  в познании абсолютной истины, т.е. Бога

- осно­ва добродетельного поведения людей - естественный закон, требующий осуществления блага, избежания зла

-  без божественной благодати вечное блаженство недостижимо

Об обществе и государстве

- синтез аристотелевских этических идей и христианского учения о божественном управлении Вселенной, а также теоретических принципов римской церкви

- человек — суще­ство общественное

-  цель государственной власти — содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справед­ливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетель­ный образ жизни

-  «за» монархическую форму правления, но считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить «против» тирана

ВЫВОД: с XIV в. и поныне учение Ф. Аквинского признается като­лической церковью как ведущее направление философского миро­воззрения (в 1323 г.Фома Аквинский был причислен к лику свя­тых).

 

                       Роджер Бэкон (1214 - 1292)

- развитие естествозна­ния и философии позднего средневековья

- работы: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение», «Компендий философии»

- принцип философии - преодолеть пре­грады в сознании людей

-  четыре препятствия к постижению истины (достижению подлинной мудрости):

                   1.-при­мер жалкого и недостойного авторитета

                   2.-  постоянство привычки

                   3. - мнение несведущей толпы

                   4. - прикрытие собственного невежества показной мудростью

- препятствия к постижению истины опутан всякий человек, т.к. в жизни, науках и занятии для одного и того же вывода пользуются тремя наихудшими доводами:

                   1. - это передано нам от предков;

                   2. -это привычно;

                   3. -это общепринято, следо­вательно, этого должно придерживаться

- от этого происходят все бедствия человечества, т.к. остаются непознанными величайшие сви­детельства мудрости и тайны всех наук и искусств

- но еще хуже то, что люди, слепые от мрака этих четырех препятствий, не ощу­щают собственного невежества

-  а погрузившись во мрак заблуждений, люди полагают, что находятся в свете истины

- «за» опытное исследование природы — разработке оптики, механики и астрономии

- цель наук - увеличение власти человека над природой

-  разработал метод познания, основанный на эксперименте и математике

-  опыт - основа познания

               1. - внутренний опыт — мистическое «озарение», объект которого — Бог

               2. - внешний опыт  — чувственное знание, открывающее тайны природы

-  Р. Бэкон высказал немало опережающих свою эпоху научных и технических догадок, например, о телескопе и даже летательных аппаратах

ВЫВОД:  его учение было осуждено, а его самого отстранили от преподавания в Оксфордском университете, а затем заточили в монастырскую тюрьму, где он провел 14 лет, но и там умудрялся заниматься экспериментами. Он явился в какой-то мере предвестником своего однофамильца — Фрэнсиса Бэкона.

 

Иоанн Дунс Скот (ок. 1265—1308)

- родился в Шотландии, в 16 лет вступил во францисканский монашеский орден; преподавал в Оксфорд­ском и Парижском университетах;  развивал учение, в котором подверг критике воззрения Ф. Аквинского, Р. Бэкона, сто­ронников Аверроэса и др. 

- работы: «Оксфордское сочинение», «О первом начале всех вещей», «Вопросы метафизики»

- главный вопрос - об отношении богословия к философии, веры к знанию

-  предмет богословия — Бог, а пред­мет философии (или метафизики) — бытие

- философия может по­стигать Бога не в качестве Бога, а в качестве бытия

- но и в этом смысле философское познание Бога ограничено:

                      1. - челове­ческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о нематериальных субстанциях (например, Бог или ангелы) - (эти идеи направлены «против» рационального знания о Боге)

-  бытие наличное существование может принадлежать единичному бытию, которое мыслится как нечто запредельное и

- «природа» ни всеобща, ни еди­нична;    ПР: «лошадность» есть только «лошадность» и ничего более

- в телесных вещах материя характеризуется изначальной неоп­ределенностью

- благодаря соединению с различными формами материя способна принимать конкретные способы бытия, или модусы

- душа - едина и ее отдельные способнос­ти различны по различию предметов, на которые они направлены:

            ПР: способности, направленные на чувственные пред­меты, называются чувственными,

             направленные на умозритель­ные предметы, — мыслительными

- связь души с телом осущест­вляется посредством формы телесности

- «за» активность познава­тельной деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность — оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого предмета

- познание Бога осу­ществляется в откровении

 

Уильям Оккам (ок. 1300—1349)

- англий­ский философ,  преподавал в Оксфордском университете, был привлечен по обвинению в ереси к суду, провел 4 года в заточении

- работы: «Сумма логики», комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского

- «против» господ­ства церкви над государством, «за» разграничение сфер их юрисдикции

-  он фактически прокладывал дорогу Реформации

-  универсалии не могут существовать вне созна­ния; в таком случае они были бы единичными вещами, что проти­воречит их природе общих сущностей

-  критик схоластического реализма, которая получи­ла название «бритвы Оккама», или «принципа бережливости»

                             ПР:  в словах: «Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости», или «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего»

- предмет всякого познания — только еди­ничное, индивидуальное

- различал познания интуитив­ное и абстрактное

-  внес вклад в разработку ло­гики

- разрабатывал концепцию 2 –х истин: сфера разума и область веры должны быть разграничены

- источник теологических истин – СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, которое невозможно доказать с помощью философских аргументов

- научные истины не зависят от богословия

- существование Бога как недоказуемой реальности невозможно вне теологии

- сфера человеческого познания всегда имеет дело с единичными вещами

- недоказуемость религиозных догматов с точки зрения человеческого разума только укрепляет веру

- 2-ве разновидности знания: 1. – интуитивное знание (основано на внешнем восприятии единичных вещей)

                                                     2. – абстрактное знание (которое можно постичь в уме)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...