Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 3. Основные представители средневековой Европейской философии
Августин Блаженный(354—430) Литературное наследие Августина: «Против академиков» (т.е. скептиков, 386 г.), «О жизни блаженной» (386), «О порядке» (386), «Монологи» (387), «О количестве души» (388—389), «Об учителе» (388—389), «О музыке» (388— 389), «О бессмертии души» (387), «Об истинной религии» (390), «О свободной воле» (388—395), «Исповедь» (400), «О граде (или государстве) Божием» (413—426). Учение о бытии -все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. - зло — не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. - благо - есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. - Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. - мир один. - в мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое место в строе целого. - бытие Бога можно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей — из обобщения опыта. (Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека — в отношении к Богу). - душа — нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. - в учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между: 1.- идеей передачи душ родителями вместе с телом; и 2.- идеей креационизма — творения душ новорожденных Богом. Бог, мир и человек. - теоцентризм мировоззрения Августина - идея креационизма (творения) - Бог - внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением - Бог – сверхприроден - Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. - Бог - личность, сотворившая все сущее - Августин подчеркивал отличие Бога от Судьбы. Бог всецело владеет судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его. - абсолютное всемогущество Бога («Исповедь») - принцип бестелесности Бога - принцип бесконечности божественного начала Вечность и время. - вопрос: что же - Бог пребывал в не деянии до того, как сотворил мир? - мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени - время и пространство существуют только в мире и с миром - начало творения мира – это и начало времени - время есть мера движения и изменении (в этом философском определении времени Августин опередил И. Ньютона и предвосхитил А. Эйнштейна) Это определение — верное и вполне научное и поныне. - стремился установить соотношение: настоящего - прошедшего – будущего; пришел к идее: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Т.е. нет никакого «пред тем» и никакого «потом». Прошедшее обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Характерная черта настоящего — стремительность его течения. - вечность - в мире мыслей-идей Бога все есть раз и навсегда — статичная вечность неотделима от Бога «…в самой вечности не различаю никаких промежутков времени. …вечном нет ни преходящего, ни будущего, ибо что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть. - длительность – это атрибут времени 4. Добро и зло— теодицея.(Термин «теодиция» ввел Лейбниц). - говоря о деяниях Бога, мыслитель подчеркивал его все – благость - но в мире творится и зло - Почему всеблагой Бог допускает зло? Не на нем ли лежит ответственность за зло в тварном мире? - все сотворенное Богом в мире причастно к абсолютной доброте: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. - зло — отсутствие добра. Августин попытался снять с Бога ответственность за зло, творимое в мире, т.к. человек наделен свободой воли, поэтому сам, без участия Бога потянулся к злу. О свободе и божественном предопределении. - первые люди до грехопадения обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопадения потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасению и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. - Без предопределенной божественной благодати человек не может иметь доброй воли. Эту позицию Августин отстаивал в полемике с Пелагием, который утверждал, что спасение человека зависит от его собственных нравственных усилий. - учение Августина о предопределении – есть религиозный фатализм - критика скептицизма, выдвинул против него следующее возражение: без знания истины невозможно и «вероятное» знание, так как вероятное есть нечто правдоподобное, т.е. похожее на истину, а чтобы узнать, что похоже на истину, надо знать саму истину. Где же ее найти? - наиболее достоверное знание — это знание человека о своем собственном бытии и сознании «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это как некоторую истину...» - познание - основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. - норма познания - истина - неизменная, вечная истина - источник всех истин = Бог - новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания, т.е. понимание познания как энергийно-волевого процесса Пр: «Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |