Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3.  Основные представители средневековой Европейской философии




 

Августин Блаженный(354—430)

Литературное наследие Августина: «Против академиков» (т.е. скеп­тиков, 386 г.), «О жизни блаженной» (386), «О порядке» (386), «Монологи» (387), «О количестве души» (388—389), «Об учителе» (388—389), «О музыке» (388— 389), «О бессмертии души» (387), «Об истинной религии» (390), «О свободной воле» (388—395), «Исповедь» (400), «О граде (или государстве) Божием» (413—426).

Учение о бытии

-все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо.

- зло — не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие.

- благо - есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком.

- Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творчес­кая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие.

- мир один.

- в мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое место в строе целого.

- бытие Бога можно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей — из обобщения опыта. (Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а челове­ка — в отношении к Богу).

- душа — нематериальная субстанция, отлич­ная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна.

- в учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между: 1.- идеей передачи душ родителями вместе с телом; и 2.-  идеей креацио­низма — творения душ новорожденных Богом.

Бог, мир и человек.

- теоцентризм мировоззрения Августина

- идея креационизма (творения)

- Бог - внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением

-  Бог – сверхприроден

-  Мир, природа и человек, будучи результатом тво­рения Бога, зависят от своего Творца.

- Бог - личность, сотворив­шая все сущее

- Августин подчеркивал отличие Бога от Судьбы. Бог всецело владеет судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его.

- абсолютное всемогущество Бога («Исповедь»)

-  принцип бестелес­ности Бога

- принцип бесконечности бо­жественного начала

Вечность и время.

- вопрос: что же - Бог пребывал в не деянии до того, как сотворил мир?

- мир ограничен в про­странстве, а бытие его ограничено во времени

- время и пространство существуют только в мире и с миром

- начало творения мира – это и начало времени

- время есть мера движения и изменении (в этом философском определении времени Августин опередил И. Ньютона и предвосхитил А. Эйнштейна) Это определение — верное и вполне научное и поныне.

- стремился установить соотношение: настоящего - прошедшего – будущего;  пришел к идее: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существованиядействительное существование присуще только настоящему. Т.е. нет никакого «пред тем» и никакого «потом». Прошедшее обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надеж­де. Характерная черта настоящего — стремительность его тече­ния.  

- вечность - в мире мыслей-идей Бога все есть раз и навсегда — статичная вечность неотделима от Бога

 «…в самой вечности не различаю никаких промежутков вре­мени. …вечном нет ни прехо­дящего, ни будущего, ибо что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть.

- длительность – это атрибут времени

 4. Добро и злотеодицея.(Термин «теодиция» ввел Лейбниц).

- говоря о деяниях Бога, мыслитель под­черкивал его все – благость

- но в мире творится и зло

-  Почему всебла­гой Бог допускает зло? Не на нем ли лежит ответственность за зло в тварном мире?

- все сотворенное Богом в мире причастно к абсолютной доброте: ведь Всевышний, осуществляя творение, за­печатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

- зло — отсутствие добра. Августин попытался  снять с Бога ответственность за зло, творимое в мире, т.к. человек наделен свободой воли, поэтому сам, без участия Бога потянулся к злу.

О свободе и божественном предопределении.

-  первые люди до грехопадения обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопадения потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасению и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям.

- Без предопределенной божественной благодати чело­век не может иметь доброй воли. Эту позицию Августин отстаивал в полемике с Пелагием, который утверждал, что спасение человека зависит от его собственных нравственных усилий.

- учение Августина о предопре­делении – есть религиозный фатализм

- критика скептицизма, выдвинул против него сле­дующее возражение: без знания истины невозможно и «вероятное» знание, так как вероятное есть нечто правдоподобное, т.е. похожее на истину, а чтобы узнать, что похоже на истину, надо знать саму истину. Где же ее найти?

-  наиболее достовер­ное знание — это знание человека о своем собственном бытии и со­знании

 «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это как некоторую истину...»

- познание - основано на внутреннем чувстве, ощущении и разу­ме.

- норма познания - истина

- неизменная, вечная истина - источник всех истин = Бог

- новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания, т.е. понимание познания как энергийно-волевого процесса

Пр: «Человек ис­пытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...