Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности средневековой философии




Тема                   Философская мысль эпохи средневековья.

 

Учебные цели –ознакомить учащихся с развитием философской мысли средневековья и ее основными ре­лигиозно-философскими направлениями.

Цели модуля - выявлять сходство и различие философских концепций эпохи средневековья; знать специфику философских направлений.

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания философских процессов, а также знания истории философии.

                                   Вопросы учебного занятия

1. Философия средних веков: общая характеристика.

2.Апологетика и патристика. Схоластика. Номинализм и реализм.

3. Основные представители средневековой Европейской философии

    - Августин Блаженный

    - Пьер Абеляр

    - Фома Аквинский

   - Роджер Бэкон

    - Иоанн Дунс Скот

    - Уильям Оккам

4. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия периода средневековья.

                                                     Литература

Основная

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. -М, 2007.

3. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2009.

Дополнительная

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.

2. Антология философской мысли. — М., 2008.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

4. Ильин В.История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.

5. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2003.

6. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.

7. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.

9. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 1998.

10. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

12. Современный философский словарь. — М.,2010.

13. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

14. Философия. Конспект лекций / Под ред. В. В. Трушкова. — М., 2001.

15. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов . - CПб., 2003.

16. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984.

23. Майэрон Г. Г.Формирование средневековой философии. — М., r979.

XVII века. — М., 1974.

24. Рассел Б. История западной философии. — М., 1959. — Кн. 2, 3. 

Вопрос  1.                    Философия Средних веков

Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма У-ХV вв. В средне­вековой философии можно выделить два периода: становления и развития. Поскольку философские учения этой эпохи стали склады­ваться уже в 1-V вв., а их основу составили этические концепции сто­иков, эпикурейцев и неоплатоников, то можно выделить следующие периоды:

1) период апологетики и патристики (III-V вв.);

Схоластический период (V -Х V вв.).

Особенности средневековой философии

 1. союз философии и теологии -  (или зависимость философии от религии) («Философия — служанка богословия»).

2. философская мысль средних веков – монотеизтична, т.е.  уходит свои­ми корнями в религию единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство).

3. выступает как синтез двух тра­диций: античной философии(главным образом наследия Платона и Аристотеля) и христианского откровения.

4.средневековое мышление – теоцентрично, т.е.  источни­ком всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм лежал в основе средневековой онтологии — учения о бытии.

5.Главный прин­цип - принцип абсолютной лич­ности, т.е. личности Бога (это резуль­тат более глубокого, чем в античности, понимания субъекта)

6. Высшая цель в жизни - служение Богу (Бог есть первопричина и первооснова мира).

7. Идеализм – основное направление средневековья («Вна­чале было слово. И это слово было Бог»).

8.Исходный пункт философских размышлений - догматы Священного писания.

9. Предпочтение - вере, а не знанию; религии, а не науке.

10. Догмат о творении переносит центр на сверхприродное начало. Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается Богу. В таком слу­чае творение — прерогатива Бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, актом своей воли. Такое мировоззрение носит название креационизма.  

11. провиденциализм — вера в то, что все в мире совершается по воле бо­жественного провидения

12.  иррационализм— принижение познава­тельных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение и т. п. выходя­щие за пределы рассудочного познания формы.

13. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчер­пывающим знанием о мире и человеке.

14. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писа­ния, была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм.

 

15.Философский формализм, понимаемый как склонность к застыв­шим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толко­вания, интерпретации текста.

ВЫВОД: Креационизм — главный принцип онтологии, а откровение — главный принцип гносеологии.

У средневековых философов познание (гносеология) всякой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:                                          

1. Есть ли вещь?                                                                      

2. Что она такое?                                                                 

3.Какова она?                                                                         

4. Почему (или для чего) она есть?  

ПР: Согласно Боэцию, только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что касается сотворенных вещей, то они сложны: их бытие и сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна быть сотворена божественной волей. Сущность вещи выражается в ее определении, которое мы постигаем разумом. О существовании вещи мы узнаем из опыта.                                                                   

16. Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло раз­ными путями

Запад Восток
философия под сильным воздействием религии философия менее находилась под воздействием религии
Развитие науки приостановилось (шло медленными темпами). Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае на­ука была тоже более передовой, чем в Европе.  Особое влияние античных философов: Демокрита — его учение об атомах, Пифагора - математика, идеи Платона, философское и естественно-научное наследие Аристотеля (система логики).  

17. мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противосто­янии языческому миру. Средневековая церковь также враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к ма­териалистическим учениям. Однако по мере того как христианство приобретало более широкое влияние, а поэтому стало нуждаться в ра­циональном обосновании своих догматов, стали появляться попытки использовать для этой цели учения античных философов. При этом усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, зачастую им давалось новое толкование для подкрепле­ния религиозных догматов. Основными формами развития философ­ской мысли в период раннего средневековья были апологетика и пат­ристика.

 

Вопрос 2.              Апологетика и патристика (III—V вв.)

Апологетика(от греч.— защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского вероуче­ния. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой (Юстин Мученик).

Патристика(от лат. Патер отец) — философское учение «отцов церкви». Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем. Различают западную (Августина Блаженного ) и восточную патристику (Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника). Особен­ность византийской (восточной) философии - использует греческий язык и тем самым более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад.

Схоластика (V-ХV вв.)

«Отцом схоластики» - считают Боэциятрактат«Уте­шение философией», которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «последнего римлянина», последователя Цицерона, Сенеки, пла­тоников римской эпохи. Схоластика (от греч— школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая хри­стианскую догматику с логическими рассуждениями.

Периодизация

1. VI – IX вв. представитель – Эриугена

Основная идея: «Истинная философия - религия, а подлинная религия – философия»

2. IX—XII вв. представители - Ансельм д'Аоста («Свобода - способность реализовать благо, следуя истине») и Абеляр («Желание не грех, осознанное желание плохого - грех». «Нет нужды презирать земную жизнь»).

3. XIII в. «Золотой век схоластики». Фома Аквинский («Бог есть бытие»)                                                    

4. ХIV-ХV вв. отмежевание разума и веры - представитель - Оккам. 

Отличительные черты средневековой схоластики.                

1) Схоластика рассматривала себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Начиная с XI в. в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями.

2) Природа перестает быть важнейшим предметом познания.

Главное - необходимо понять Бога и человеческую душу.     

3) Двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное животное».                                                         4) Интересное понимание проблемы души и тела. В его основе - христианские догматы «Боговоплощения» и «Воскресения во плоти».

Ориген (III в.): дух даруется Богом и устремлен к добру, душа - начало индивидуальности, тело - подчинено душе, а душа - духу. Зло исходит от злоупотребления свободой, то есть тело еще не есть начало зла. 

1. Зада­ча схоластики - обоснование, защита и систематизация религи­озных догматов логическим путем. Догма (с греч. догма — мнение) — это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее со­мнению и критике.

2. Схоластика создала систему логических аргумен­тов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

3. Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога.

Вывод: на протяжении девяти веков схоластика господствовала в об­щественном сознании. Она сыграла положительную роль в развитии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако существен­но затормозила развитие естественных, опытных наук.

4.представитель схоластики - Фома Аквинский(1225-1274) (работы - «Сумма про­тив язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии»), или Томас Аквинат, которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он сис­тематизировал теологическое учение, создав философскую концеп­цию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит названние неотомизма.

А) в учении Ф. Аквинского проводится грань между верой и знанием, теологией и наукой.

Б) Религия обретает знания в откровениях.

В) Наука способна логическим путем доказать истинность откровений- в этом заключается цель существования науки.

Г) Схоластика допускала су­ществование только теоретических наук. Опытное, чувственное (ес­тественно-научное) познание она считала греховным.

Д) только теология есть знание об общих при­чинах. Знание о Боге — есть знание двух порядков: 1) доступное каж­дому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основ­ной принцип теологии — принцип предпочтительности веры перед разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно».

Е) пять положений космологического до­казательства бытия Бога.

Ф. Аквинский много сделал для обоснования теоретически католического вероучения, за что был удостоен титула «ангельского доктора».

 

XI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия.

 Крупней­шей из них, длившейся в течение нескольких веков, был так называе­мый «спор об универсалиях».

Универсалиями(от лат. универсал— общее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии об универ­салиях лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»?

Реализм (от лат. реализм — действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих поня­тий — «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т. п.) —как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порож­дают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Пла­тона о «мире идей» и «мире вещей».

- представители: Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский

Номинализм (от лат. потеп — имя) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия — имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования призна­ков, что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лишь единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дерево вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы.

- представители: Росцелин

Разновидностью номинализма являлся концептуализм(Пьер Абеляр), или уме­ренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме по­знающего субъекта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...