Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Абсорбция, понятие о биологических барьерах и биологической доступностиСтр 1 из 5Следующая ⇒
ФАРМАКОЛОГИИ
План
1. Определение клинической фармакологии, как науки, ее основные задачи, положение среди других клинических дисциплин;
2. Фармакокинетика · пути введения, · абсорбция, · распределение, · связывание с белками плазмы крови, · биотрансформация, · экскреция.
3. Фармакодинамика: · механизмы действия лекарственных средств, · основные характеристики действия: время действия, быстрота наступления эффекта, его сила и продолжительность.
4. Побочное действие: · классификация по патогенетическому принципу (связанное с фармакологическими свойствами лекарственных средств, · обусловленное передозировкой, · вызванное особенностями функционального состояния организма – идиосинкразия, аллергические реакции, синдромы отмены, «обкрадывания», «рикошета», лекарственная зависимость, устойчивость, парамедикаметозное побочное действие.
5. Полипрагмазия. Характер взаимодействия лекарственных средств: · фармацевтическое, · фармакодинамическое, · физиологическое.
6. Факторы, влияющие на действие лекарственных препаратов: · беременность и кормление, · детский, · пожилой и старческий возраст.
Домашнее задание:
1. Повторить правила выписывания рецептов, рецептурные сокращения, рецептурные бланки (Виноградов В.М., стр. 24-33).
2. Рефераты: Великие отечественные фармакологи. История развития фармакологии в Санкт-Петербурге. Очерк о выделении клинической фармакологии, как самостоятельной науки. Современные отечественные фармакологические школы.
3. Выписать рецепты на следующие препараты: анальгин, корвалол, никотиновая кислота, преднизолон, эфедрин, промедол, тавегил.
4. Глоссарий. Дать определение следующим терминам: (смотри приложение).
5. Ситуационные задачи: рассчитать среднюю терапевтическую дозу для пациентов детского и старческого возраста, согласно формуле.
Определение клинической фармакологии, как науки, ее основные задачи, положение среди других клинических дисциплин
Клиническая фармакология в своем современном виде начала формироваться в середине 60-х годов прошлого столетия. В период зарождения КФ знаниями о ФД препаратов владели врачи. Одним из них был академик АМН СССР Б. Е. Вотчал. Существенный толчок к переоценке взглядов на роль лекарств в повседневной клинической практике дала книга ученого (1965) «Очерки клинической фармакологии». Эта книга предопределила необходимость формирования «фармакологического мышления». В последние десятилетия прошлого столетия произошло накопление громадного арсенала информации о поведении ЛС в организме больных, их фармакокинетике, взаимодействии, способах введения препаратов. Возникла необходимость в специалистах, аккумулирующих эту информацию, и произошло окончательное формирование новой дисциплины – КФ. В 1971 г. Вышло письмо ВОЗ «О признании КФ как самостоятельной медицинской науки». Его появление и стало датой рождения КФ в СССР и России. В 1977 г. Приказом №131 Министерства здравоохранения СССР была утверждена специальность «Клиническая фармакология» КФ – наука, занимающаяся изучением ЛС в применении к человеку (определение ВОЗ) Цель КФ – достижение максимальной эффективности лекарственной терапии и ее безопасности. Задачи: · Организация и проведение клинических испытаний новых и старых ЛС; · Разработка методов эффективной и безопасной ФТ; · Организация информационно-консультативной работы в лечебно-профилактических учреждениях, аптеках и среди населения, обучения студентов, врачей, провизоров. Актуальность изучения КФ: обусловлено неуклонным ростом количества выпускаемых ЛС. Известно, что в настоящее время число ЛС превышает 20000 наименований. Знание МНН и дженериков. Необоснованное и бесконтрольное назначение ЛС, что приводит к развитию нежелательных ПЭ и осложнений, снижающих эффективность лечения. Безопасность ЛС напрямую зависит и от его постоянного изучения – талиномид. КФ тесно связана с другими областями медицины: Анатомия и физиология, патология, терапия, фармакология = КФ = токсикология, аналитическая химия.
2. Фармакокинетика – изучает движение ЛВ по организму. Она описывает, что происходит с ЛВ после его введения тем или иным путем, скорость и полноту его всасывания (абсорбция), проникновение через биологические барьеры, связывание с белками и распределение в организме, превращение в метаболиты (биотрансформация) в печени, пути выведения (элиминация или экскрекция). Пути введения, характеристика энтеральных и парентеральных путей введения К энтеральным путям введения относятся все пути введения через ЖКТ: · пероральный (per os), · сублингвальный (sub – под, lingva – язык) · ректальный (per rectum) Парентеральный путь введения, когда ЛВ минует ЖКТ. Их можно разделить на 2 подгруппы: 1) инъекционные – с нарушением целостности кожных покровов: · подкожный, · в/м, · в/в, · субарахноидальный, · внутриартериальный и т.д., 2) прочие: · ингаляционный, · накожный, · естественные полости (вагинальный, уретральный и т.д.) · раневые карманы.
Абсорбция, понятие о биологических барьерах и биологической доступности На своем пути ЛП к мишени преодолевает многочисленные биологические барьеры, которые имеют разную степень сложности и по-разному проницаемы для ЛП. К биологическим барьерам относятся слизистые оболочки организма (ЖКТ, ротовой полости, носоглотки), кожные покровы, ГЭБ (отделяет кровь от внутренней среды мозга), гистогематический (стенка капилляров) барьер, плацентарный (разделяет кровообращение матери и плода), эпителий молочных желез, печеночный барьер. Все биологические барьеры построены из оболочек (мембран). Эти мембраны состоят из двойного слоя фосфолипидов, с наружней и внутренней стороны являются гидрофильными. Ф/л в толще мембраны являются гидрофобными и формируют слой непроходимый для сильно полярных водорастворимых веществ. Слой мембран пронизан специальными каналами через которые проникают питательные вещества и в том числе ЛП. Абсорбция (всасывание). Известно, что ЛС может всасываться через биомембраны посредством одного из транспортных механизмов: Пассивная диффузия, (основной вид всасывания) по градиенту концентрации, пока концентрация ЛВ по обе стороны мембраны =0 Облегченная диффузия, по градиенту концентрации при помощи белков переносчиков, скорость переноса выше (В12 перенос белком (внутренний фактор Кастла), который содержится в клетках слизистой оболочки тонкого кишечника. Когда этот белок не вырабатывается В12 не попадает в организм, в результате развивается анемия – болезнь Аддисона-Бирмера). Активный транспорт – транспорт против градиента концентрации, требуется энергия в виде АТФ (поступление йода в клетки щитовидной железы). Пиноцитоз – происходит путем выпячивания клеточной стенки, затем захватывается молекула ЛП и перемещается внутрь клетки (полипептидные гормоны). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 597. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |