Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль и место финансов в регулировании экономики и обеспечении воспроизводственного процесса




Финансовое регулирование социально-экономических процес­сов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях коррек­тировки параметров воспроизводства.Оно порождено естественной эволюцией человеческого общества и является неотъемлемым усло­вием нормального функционирования экономики и социальной сферы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, свя­зана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечи­вающих максимально возможное удовлетворение потребностей обще­ства как на макро-, так и на микроуровне. Последнее предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и обществен­ных интересов, установок и ценностей и отражает финансовый ас­пект проблемы соединения системы государственного воздействия с эффективно работающим механизмом рынка.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

• налоги и неналоговые платежи в бюджет;

• финансовые льготы и санкции;

• эксплуатационные расходы бюджетных учреждений;

• общие и целевые субсидии, в том числе предназначенные для оплаты государственных заказов;

• доходы и расходы внебюджетных фондов;

• доходы и расходы государственных предприятий и организа­ций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешан­ные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с по­мощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процес­се финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок на­логов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных рас­ходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень дохо­дов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное госу­дарственное налогообложение и осуществление текущих государ­ственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер дея­тельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Конкретные виды государственных доходов и государственных расходов, методы их мобилизации и предоставления, наряду с процедурными моментами отражают приемы финансового регулирова­ния. Конкретные принципы взимания средств и предоставления финансирования определяют характер этого влияния. Наконец, фи­нансовое законодательство и уполномоченные органы власти обеспе­чивают организационные возможности для проведения финансового урегулирования. Вторгаясь в распределение создаваемой в сфере мате­риального производства стоимости, государственные финансы ак­тивно воздействуют и на формирование децентрализованных денежных фондов тем, что создают предпосылки для обеспечения индиви­дуального кругооборота средств.

В конечном счете, финансовое регулирование, но обязательно в комплексе, наряду с другими формами государственного воздействия (влияние на величину процента, уровень таможенных пошлин, цен на продукцию государственных предприятий, валютный курс, объем и структуру денежной массы, административно-законодательную де­ятельность) может обеспечить позитивные сдвиги в динамике основных макроэкономических показателей (во всяком случае, на оп­ределенном временном отрезке).

 

При обсуждении вопроса о размере государства важно понимать, что существует минимальный набор функций, который должно выполнять любое государство. Поэтому государство, так или иначе, всегда будет присутствовать в экономике[1]. Этими функциями являются: 1) формирование и обеспечение функционирования законодательной, судебной правоохранительной системы; 2) обеспечение суверенитета и защита от внешних угроз; 3) обеспечение макроэкономической стабильности[2].

Чаще всего, как в зарубежной, так и в отечественной литературе, в качестве размера государства принимается показатель отношения расходов расширенного правительства к ВВП. Однако, если бюджет сводится с профицитом, то последний нужно добавить к расходам, поскольку он часть бремени, налагаемого государством на экономику[3].

Исследования мировых тенденций изменения роли государственных финансов в экономике свидетельствуют, что в долгосрочном тренде (100-150 лет) государственные расходы увеличиваются. Это изменение вызвано согласно закону А. Вагнера[4] тремя основными причинами: относительным ростом затрат на государственное управление, повышением спроса на культурную и благотворительную деятельность, необходимостью государственного контроля за экспансией монополий. Однако к этим возрастающим функциям государства в настоящее время можно добавить также повышение роли государства в социальной и экологической политике и др. Таким образом, согласно концепции А.Вагнера величина госрасходов является эндогенной величиной по отношению к экономическому росту и уровню ВВП. Напомним, что согласно кейнсианской теории госрасходы определяют (среди прочих факторов) темпы роста экономики.

Таким образом, в теоретическом понимании факторов экономического роста сложились противоположные концепции. При этом эмпирические исследования не дают однозначного ответа, какая из них «более правильная».

Кроме этого, в научной экономической литературе последних лет сформировался пласт исследований, посвященных выявлению характера влияния госрасходов на экономику и поиску оптимальных значений размера государства. Одна из самых спорных изучаемых проблем это: является ли большой общественный сектор стимулом или преградой экономического роста. Так, согласно некоторым зарубежным исследованиям, такая взаимосвязь была определена как существенная и отрицательная (Landau 1983, 1985, 1986[5]; Grier and Tullock 1989; Alexander 1990; Barro 1989, 1990, 1991[6], Barro, Sala-i-Martin, 1995[7], Engen and Skinner, 1992; Grier, 1997; Hansson and Henrekson, 1994; de la Fuente, 1997, Bassanini, Scarpetta, Hemmings, 2001[8], Folster, Henrekson, 1999,2000[9] Heitger, 2001[10]), другие свидетельствуют о наличии положительной корреляции (то есть согласуются с Законом Вагнера или Кейнсианской теорией) (Ram, 1986; Romer, 1989, 1990a, 1990b, Ghali, 1998[11]; Anaman, 2004[12]), а третьи находят, что взаимосвязь не существенна (Kormendi и Meguire 1985; Lee, 1995[13]; Levine и Renelt 1992[14], Mendoza, Milesi-Ferreti and Asea (1997)[15] и Easterly and Rebelo (1993)). Существует пласт работ, посвященных поиску оптимума величины государственных финансов, который соответствует максимальному росту.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...