Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение финансов и их связь с государственным развитием товарно-денежных отношений




ТЕМА 1 Финансы и финансовая система

Возникновение финансов и их связь с государственным развитием товарно-денежных отношений

Социально-экономическая сущность финансов

Признаки финансов как экономической категории и их отличия от денег

Роль финансов при создании и использовании национального дохода

Функции финансов

Роль и место финансов в регулировании экономики и обеспечении воспроизводственного процесса

Финансовые ресурсы в экономической системе

Основные направления инвестирования финансовых ресурсов

Общее понятие финансовой системы и ее структуры

Особенности государственной финансовой системы развитых стран

Возникновение финансов и их связь с государственным развитием товарно-денежных отношений

В современном обществе термин «финансы» используется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовая деятельность, финансовые активы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.

До сих пор в мировой экономической науке не сложилось общепринятого представления о происхождении этого слова. Считается, что термин “финансы” появился в Западной Европе в XVII веке и в переводе на русский означает “денежный платеж”, “платеж в срок”. Само слово было известно и ранее. 

Финансовые отношения возникли раньше и историки точно не называют дату их зарождения. Но все теоретики едины во мнении, что оно связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений.

Одни считают, что это произошло, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме - Древний Рим, Вавилон, Египет - где определенная часть доходов государства формировалась за счет налогов в денежной форме. Иные полагают, что это произошло еще раньше - при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. Считается, что первым европейским автором работы, посвященным финансам, был Ксенофонт (430-355 гг. д.н.э.) «О доходах Афинской республики», Аристотель (384-322 гг. д.н.э.) «Афинское государственное устройство».Также Фома Аквинский (1225-1274гг.).

Исторически финансы как категория связаны с появлением государства, с обеспечением его функций. Появление государства в экономике имеет долгую историю, и практика здесь почти всегда опережала теорию.

В рабовладельческом и феодальном обществе государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монархи, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). С развитием товарно-денежных отношений все большее значению стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Именно формированием доходов и расходов государства за счет доходов общества исторически связано появление финансов.

С развитием капиталистической формации возросло внимание к роли государственного регулирования экономики. Меркантилисты Вильям Стаффорд и Томас Мэн — писали в XVII в., что только скрупулезное руководство со стороны правительства способно обеспечить хозяйственный порядок и социальную справедливость. Меркантилисты настаивали на том, что следует запрещать или сокращать импорт при увеличении собственного вывоза, приращении собственного богатства в денежной форме.

Далее классическая политическая экономия (XVIII в.)«Исследование о природе и причинах богатства народов», предполагает, что государство не должно вмешиваться в экономические процессы, его роль сводилась в основном к охране первичных прав: право на частную собственность и право самостоятельного принятия решения. Отсюда броское выражение: «Государство — это ночной сторож частной собственности».

Активно использовать финансы в качестве средства регулирования экономики правительства развитых стран начали со времени Великой депрессии 1929-1933 гг. Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственных финансов в XX столетии является английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории (см макроэкономическое тождество).

Таким образом,значимость государства в экономической жизни постоянно менялась, однако его присутствие было необходимо. Именно поэтому на всем протяжении формирования и развития государства общество (население) удовлетворяло его потребности, формируя государственные доходы, современным аналогом которых выступают налоги, сначала в натуральной, а потом и в денежной форме.

Можно выделить две исторические особенности финансов. Во-первых, финансы формировались либо в виде натуральных повинностей или сборов в пользу государства, либо в форме налоговых платежей, призванных содержать государство как общественный институт. С помощью финансов реализовывались доходы и расходы государства в обществе. Менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференцировались расходы), увеличивалась или уменьшалась доля доходов общества, присваиваемая государством, но продолжало существовать государство как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним — и финансы как способ содержания этого института.

Во-вторых, способ перераспределения доходов общества в пользу государства носил, как правило, императивный (обязательный для всех) характер. Такой способ обеспечения экономического явления может быть обусловлен только тем, что оно — в нашем случае государство — необходимо обществу. Только в этом случае, как считал К. Маркс, в обществе сформируются механизмы, позволяющие экономическому явлению возникнуть, развиваться и выполнять свои функции.

Действительно, для нормального развития любого общества, национального хозяйства необходимо соблюдение всеми его участниками определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие всей экономики и повышение благосостояния населения. Эти правила возникают и изменяются в историческом развитии, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с главной целью экономической системы. И именно государство изначально призвано поддерживать механизм такого саморазвития, а при помощи экономического поощрения и наказания заставлять всех граждан соблюдать требуемые правила поведения.

Современные представители теории трансакционных издержек конкретизируют эту мысль следующим образом: функционирование общества было бы возможно без того или иного общественного института, но издержки такого существования были бы значительно больше, чем если бы этот институт был. Государство исторически развивалось, выполняя те функции, без которых общество не могло обойтись, поскольку оно делало это намного эффективнее и с более низкими, чем другие институты, издержками. Другими словами, если бы вместо государства возник иной частный институт, служащий интересам общества, на его содержание пришлось бы выделять больше национального дохода.

Например, только ли центральный банк страны может заниматься эмиссией денежных знаков? Вовсе нет. Частный коммерческий банк также способен этим заниматься, однако чьи интересы будут при этом приоритетны: общества в целом или частные интересы собственников и менеджеров данного банка? Следует ли в централизованном порядке следить за выполнением денежных обязательств заемщиками перед кредиторами? Несомненно. Кому поручить это? Государственным органам или частным структурам? Кто (теоретически) эффективнее будет отстаивать общественные интересы: государство или частное агентство? Скорее всего, государство.

Т.о. с помощью финансов осуществляется не только перераспределение доходов общества в пользу государства, но и наиболее эффективное их использование.Государство способствует формированию условий для повышения результативности хозяйственной деятельности.

Развиваясь в качестве обособленного раздела макроэкономической теории, финансы (сначала как государственные, потом корпораций и домашних хозяйств) в конечном счете приобрели достаточно отличительных признаков, чтобы выделиться в макроэкономической теории в виде теории финансов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...