Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3.                 Концепция научных революций Т. Куна.




 - Томас Кун (1927—1996) в работе «Структура научных революций» поставил задачу ---> исследования процесса смены парадигм науки

- парадигма - теория (или модель) постановки проблем,  принятая в качестве образца решения исследовательских задач =>

- структурные элементы парадигмы: методы, тео­рии, категориальный аппарат, научное сооб­щество, придерживающееся данной парадигмы

- (!) смена парадигм влечет за собой коренные изме­нения в развитии науки (= научные революции)

 - парадигма (= модель) ----> истори­ческий характер => объект для дальнейшей разра­ботки и конкретизации на новом этапе развития науки

- ввел понятие «нормальная наука» - «исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых до­стижений, которые в течение некоторого вре­мени признаются определенным научным сообществом как основа для развития дальнейшей практической деятель­ности» (Т. Кун)

ПР:прошлые достижения, лежащие в основе традиции ----> выступают в качестве парадигмы - система Коперника, механика Ньютона

- научные революции – это смена концепций такого рода => ввел понятие дисциплинарной матрицы, в состав которой включил следующие элементы:

1.символические обобщения, в качестве которых вы­ступают фундаментальные научные законы

2. ценностные установки, определяющие выбор науч­ным сообществом направления исследования и выра­жающиеся в оценке полученных результатов и состо­яния науки в целом

3. матрицы решений конкретных задач и проблем

- традиция-  в том, что научное сооб­щество воспроизводит одни и те же действия при раз­ных обстоятельствах =>

- наука динамично развивается, систе­матизируя массив информации => опыт решения задач => развивается в русле научной традиции

- (+) в науке постоянно происходит изменение и развитие самих традиций => возникают новые парадигмы (ПР: новые явления ----> требует выработки новых научных подходов и методов => новых теорий)

Вывод: 1) ученый случайно натолкнуться на факты и явления, требующие изменения правил и традиции => концепция «революционной смены научных парадигм», 2)концепция «революционной смены научных парадигм» - первая попытка построить модель науки как над­личностного явления, 3)Куна интересовал не ученый, а программа, которая определяет перед ученым необходимые задачи и методы научной работы

 

Вопрос 4.      Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

Пол Фейерабенд (1924—1997) работы «Против метода, очерк анархистской теории познания», «На­ука в свободном обществе», «Прощай разум»

- анархизм - мало привлекателен как политическая доктрина, но незаменим для философии науки =>

эпистемологический анархизм политический анар­хизм
- эпи­стемологический анархизм может использовать толь­ко разум - «против» универ­сальных законов, форм, методов, идей и т.д. - «про­тив» поведения, основанного на универсальных идеях - запрограммирован на уничто­жение другой формы политического устройства

- «отрицал» существование объективной истины (= догматизм)

- «за» научный и мировоззренческий плюрализм

- раз­витие науки - хаотическое нагромождение произвольных пе­реворотов, не имеющих объективных оснований => их нельзя объяснить рационально

- развитие на­учного знания - неограниченное приумножение конкурирующих теорий => их взаимная критика стимули­рует научное познание

- (!) успех теории определяется умением автора «организовать» научное открытие

- источником альтернативных идейпризнавал и вненаучные формы знания

- «отрицал» единые методологические стандарты и нор­мы научного познания =>

- «за» методологический плюрализм

- сомневался в возмож­ности эмпирической проверки научных теорий

- вновь появляющиеся теории всегда отрицают старые => человек не в состоянии избежать теоретических допуще­ний => ограничивается употреб­лением понятий

- (-) знание отягощено идеологией (ПР: борьба альтернативных подходов в науке во многом опреде­ляется социальными ориентирами исследователей) => каждый вправе разрабатывать свои концепции

- (!) анархизм в науке имеет больше шансов на успех, чем научные стандарты

- (!?) аргументация - тормозит развитию науки

    хитрость - способствует прогрессу

- «против» единообразия в науке => метод единообразия (= «метод обмана»)

- «за» плюрализм- способен обеспечить свободу творчества в любой сфере деятельности людей

- свобода - необходимое свойство открытия и изменения мира

Вывод:анархизм - возможен и пло­дотворен для внутреннего прогресса науки и для раз­вития культуры в целом

 

Вопрос 5.     Профессиональная ответственность ученого.            

- научная деятельность обязательно касается: 1) соци­альных взаимодействий и взаимоотношений, => 2) может быть объектом моральных суждений и оценок

- (!) этическая составляющая - необходимое условие научной деятельности

- 2-ва вида «научной этики»: - «внутренняя»

                                               - «внешняя»

«внутренняя» этика науки

 - доверие (понятие этики) - играет клю­чевую роль в научной деятельности, в организации и жизни научного сообщества

 - при отсут­ствии доверия к результатам было бы невозмож­но устойчивое существование и развитие науки

 ПР: взаимоотношения в научном сообществе, которые позволяют оценить резуль­таты, предлагаемые коллегами (методы, которые были использованы при проведении данной работы; источ­ники, на которые ссылается автор; прав­доподобность гипотезы и т.д.) =>

Вывод: (!) наука, будучи социальным институтом, опирается на определенные моральные основа­ния

- каждый ученый несет ответ­ственность: 1) перед своими коллегами, 2) областью научного знания, 3) перед наукой в целом - за достоверность и качество результатов, предлагаемых им ----> «профессиональная ответственность ученого»

«внешняя» этика науки

- внешняя этика науки - исследует взаимоотношения между наукой и обществом

- проблема ---> социальной ответственности: от­дельного ученого, и науки в целом

- задача ---> ученый обязан опираться на ценности науки и руководствоваться интересами научного сообщества

ПР: ученые могут не знать о последствиях открытий, они не могут не знать, что «знание — сила», которая может быть и злой =>

- задача ---> предот­вратить негативные последствия новых технологий => «принцип предосторож­ности» (=> бремя доказательства безопасности на введения новых технологий)

- (+) развитие современной науки ---> ученым приходится заниматься этическими проблемами

- регулирование научных открытий (!) ---> этиче­ское и юридическое (ПР: нормативные акты)

ПР: биомедицина

- (+) бурный прогресс отражает тенденцию в развитии науки и техники — неуклонный рост удовлетворения, потребностей, устремлений человека

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...