Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 3. Концепция научных революций Т. Куна.
- Томас Кун (1927—1996) в работе «Структура научных революций» поставил задачу ---> исследования процесса смены парадигм науки - парадигма - теория (или модель) постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач => - структурные элементы парадигмы: методы, теории, категориальный аппарат, научное сообщество, придерживающееся данной парадигмы - (!) смена парадигм влечет за собой коренные изменения в развитии науки (= научные революции) - парадигма (= модель) ----> исторический характер => объект для дальнейшей разработки и конкретизации на новом этапе развития науки - ввел понятие «нормальная наука» - «исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития дальнейшей практической деятельности» (Т. Кун) ПР:прошлые достижения, лежащие в основе традиции ----> выступают в качестве парадигмы - система Коперника, механика Ньютона - научные революции – это смена концепций такого рода => ввел понятие дисциплинарной матрицы, в состав которой включил следующие элементы: 1.символические обобщения, в качестве которых выступают фундаментальные научные законы 2. ценностные установки, определяющие выбор научным сообществом направления исследования и выражающиеся в оценке полученных результатов и состояния науки в целом 3. матрицы решений конкретных задач и проблем - традиция- в том, что научное сообщество воспроизводит одни и те же действия при разных обстоятельствах => - наука динамично развивается, систематизируя массив информации => опыт решения задач => развивается в русле научной традиции - (+) в науке постоянно происходит изменение и развитие самих традиций => возникают новые парадигмы (ПР: новые явления ----> требует выработки новых научных подходов и методов => новых теорий) Вывод: 1) ученый случайно натолкнуться на факты и явления, требующие изменения правил и традиции => концепция «революционной смены научных парадигм», 2)концепция «революционной смены научных парадигм» - первая попытка построить модель науки как надличностного явления, 3)Куна интересовал не ученый, а программа, которая определяет перед ученым необходимые задачи и методы научной работы
Вопрос 4. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Пол Фейерабенд (1924—1997) работы «Против метода, очерк анархистской теории познания», «Наука в свободном обществе», «Прощай разум» - анархизм - мало привлекателен как политическая доктрина, но незаменим для философии науки =>
- «отрицал» существование объективной истины (= догматизм) - «за» научный и мировоззренческий плюрализм - развитие науки - хаотическое нагромождение произвольных переворотов, не имеющих объективных оснований => их нельзя объяснить рационально - развитие научного знания - неограниченное приумножение конкурирующих теорий => их взаимная критика стимулирует научное познание - (!) успех теории определяется умением автора «организовать» научное открытие - источником альтернативных идейпризнавал и вненаучные формы знания - «отрицал» единые методологические стандарты и нормы научного познания => - «за» методологический плюрализм - сомневался в возможности эмпирической проверки научных теорий - вновь появляющиеся теории всегда отрицают старые => человек не в состоянии избежать теоретических допущений => ограничивается употреблением понятий - (-) знание отягощено идеологией (ПР: борьба альтернативных подходов в науке во многом определяется социальными ориентирами исследователей) => каждый вправе разрабатывать свои концепции - (!) анархизм в науке имеет больше шансов на успех, чем научные стандарты - (!?) аргументация - тормозит развитию науки хитрость - способствует прогрессу - «против» единообразия в науке => метод единообразия (= «метод обмана») - «за» плюрализм- способен обеспечить свободу творчества в любой сфере деятельности людей - свобода - необходимое свойство открытия и изменения мира Вывод:анархизм - возможен и плодотворен для внутреннего прогресса науки и для развития культуры в целом
Вопрос 5. Профессиональная ответственность ученого. - научная деятельность обязательно касается: 1) социальных взаимодействий и взаимоотношений, => 2) может быть объектом моральных суждений и оценок - (!) этическая составляющая - необходимое условие научной деятельности - 2-ва вида «научной этики»: - «внутренняя» - «внешняя» «внутренняя» этика науки - доверие (понятие этики) - играет ключевую роль в научной деятельности, в организации и жизни научного сообщества - при отсутствии доверия к результатам было бы невозможно устойчивое существование и развитие науки ПР: взаимоотношения в научном сообществе, которые позволяют оценить результаты, предлагаемые коллегами (методы, которые были использованы при проведении данной работы; источники, на которые ссылается автор; правдоподобность гипотезы и т.д.) => Вывод: (!) наука, будучи социальным институтом, опирается на определенные моральные основания - каждый ученый несет ответственность: 1) перед своими коллегами, 2) областью научного знания, 3) перед наукой в целом - за достоверность и качество результатов, предлагаемых им ----> «профессиональная ответственность ученого» «внешняя» этика науки - внешняя этика науки - исследует взаимоотношения между наукой и обществом - проблема ---> социальной ответственности: отдельного ученого, и науки в целом - задача ---> ученый обязан опираться на ценности науки и руководствоваться интересами научного сообщества ПР: ученые могут не знать о последствиях открытий, они не могут не знать, что «знание — сила», которая может быть и злой => - задача ---> предотвратить негативные последствия новых технологий => «принцип предосторожности» (=> бремя доказательства безопасности на введения новых технологий) - (+) развитие современной науки ---> ученым приходится заниматься этическими проблемами - регулирование научных открытий (!) ---> этическое и юридическое (ПР: нормативные акты) ПР: биомедицина - (+) бурный прогресс отражает тенденцию в развитии науки и техники — неуклонный рост удовлетворения, потребностей, устремлений человека
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |