Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 1. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Научное знание как система.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Тема – Философия науки и техники
Учебные цели – изучить проблематику философии науки и техники, вопросы демаркации в философии науки и концепции научных революций, а также «демонизма» техники и профессиональной ответственности ученого Цели модуля – уяснить основные понятия философии науки и техники, проанализировать интерпретацию природы техники в истории философии, исторические типы рациональности, научить ориентироваться в проблемах современной научной цивилизации Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных теориях научного развития, ознакомить с профессиональной ответственностью ученого.
Вопросы учебного занятия 1. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Научное знание как система. 2. Проблема демаркации в философии науки. 3. Концепция научных революций Т. Куна. 4. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. 5. Профессиональная ответственность ученого. 6. Современная техническая цивилизация.
Литература Основная 1. Философия и методология науки. - М., 2012 2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2007. 3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2011 Дополнительная 1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012 2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. - М., 2011 3. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 2009 4. Традиции и революции в истории науки. – М., 1991 5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2009. 6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003. 7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002. 8. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Природа научной истины. – М., 2007
Вопрос 1. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Научное знание как система.
- в XX в. все расширяется сфера использования науки => управления социальными процессами =>
- наука превращается в серьезную социальную силу - наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний; научное знание то, которое проверено и обосновано=> - (!) знание становится научным, когда достигает достаточно высокого уровня развития - основные вопросы философии науки: 1. что такое научное знание? 2. какова ее структура? 3. каковы принципы, по которым она функционирует? 4. что собой представляет наука как производство знаний? 5. каковы закономерности и динамика формирования и генезиса научных дисциплин 6. чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют -современная философия науки видит в научном познании социокультурный феномен => -задача---> философии науки – 1) исследование исторически трансформирующихся способов формированная нового научного знания, механизмов воздействия социокультурных факторов на этот процесс, 2) выявление объективных законов действительности, а непосредственная цель науки и высшая ценность – объективная истина - 2-ва уровня научного исследования:
- научное познание – социально обусловленный процесс познания законов объективного мира, результатом которого является развивающаяся система истинных знаний и методов, служащих целям преобразования действительности => - характеристики научного познания: объективность, внутренняя системность, нацеленность на практику, ориентация на предвидение, доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов - научное знание 1. знание соотносится с осуществленным опытом и с качественно иной практикой будущего 2. знания формулируются в качестве предписаний для практики и выступают как знания об объектах реальности «самой по себе» => 3. вырабатываются стратегии будущего практического изменения объектов - методология (= эпистемология) философии науки– 1) система определенных приемов, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере, 2) теория методов 1. обращается к материалу истории различных конкретных наук => 2. на их основе создаются гипотезы и модели развития знания => 3. связь философии науки с историко-научными исследованиями 4. акцент на анализ структуры динамики знания конкретных наук (но (!) эпистемология сравнивает разные научных дисциплины, выявляя общие закономерности их развития) => 5. (+) наука получает возможность изучить предметные связи, включенные в стереотипы практики и анализировать динамику изменений объектов - методы научного познания
- теоретическое познание – это достижение истины во всей ее конкретности |
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |