Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура теоретического познания
1. проблема –форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать; процесс, включающий 2-ва основных этапа познания – постановку и решение 2. гипотеза – предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое 3. теория – 1)наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности,2)совокупность обобщенных положений, зафиксированных в суждениях, умозаключениях и терминах,3) (!)особый тип знания, возник с переходом от пред - науки к собственно науке 1. позволяет получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических аксиом 2. позволяет изменить статус знания - этапы научного исследования: 1) фиксирование факты 2) интерпретация фактов 3) вычленение понятий и законов 4) создание гипотез 5) из законов ----> следствия 6) сопоставление следствий с фактами 7) если следствия теории согласуются с фактами, то признается правота теории - техника – 1) система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса, 2) результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство Вывод: техника – необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории - философия техники –понимаемая как «философия человека», настаивает на том, что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек подчинен императиву техническому - задача философии техники – 1)научить человека относиться с уважением к хрупкому равновесию в природе,2)показать, что знание человека не должно быть направлено против остального творения природы вещей - «технический прогресс»- не вымирание других творений природы и в то же время омертвение душевных и чувственных потенций человека, но увеличение своеобразия человека, которое свершиться, главным образом, через расширение его духовности (Сколимовски Х. работа - «Философия техники как философия человека» (1986) - техника не есть цель сама по себе – она имеет ценность только как средство - сама по себе техника ни хороша/ни дурна => все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит (!)=> в качестве самостоятельной сущности техника – бесплодная сила - техника ----> ориентирована на науку => сами науки развивались во многом благодаря успехам техники (Хайдеггер М.) - (!?) техника не просто «конструирует технический мир» => техника подчиняет своему императиву едва ли не все пространство человеческого (= социального ) бытия => (!?) техника оказывает влияние на осмысление истории (ПР: К. Маркс «формации», Ростоу «теория стадий экономического роста») - 3-ри этапа исторического процесса развития техники 1. орудия ручного труда 2. машины 3. автоматы ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- исторические типы рациональности - рациональность - характеристика человеческой деятельности, сознания и научного познания, которую можно расценивать как проявление человеческого духовно-практического бытия - тип рациональности - часть культурно-исторического и философского самосознания эпохи => (свойство рациональности – историзм) - в развитии науки (с XVII в.) можно выделить основные типы рациональности:
Вопрос 2. Проблема демаркации в философии науки. Концепция Карла Поппера - демаркация -проблема разграничения научного и ненаучного знания (термин ввел в XX в. К. Поппер в работе «Логика и рост научного познания»)
- в качестве основания для решения проблемы демаркации предлагал принцип фальсификации => «критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, т.е. опровержимость, или проверяемость» - наблюдение - предполагает некоторую теоретическую установку, исходную гипотезу => нельзя просто наблюдать, не имея для этого никаких предпосылок (!) => наблюдение - всегда избирательно и целенаправленно => в процессе наблюдения идет решение какой – либо задачи - если подтверждать теорию с помощью фактов, то ничего не получится, поскольку между теорией и практикой есть существенный разрыв - (!) научная теория должна давать основания для ее опровержения Концепция Имре Лакатоса - предложил для определения научности гипотез и теорий ---> выдвижение исследовательской программы - научно-исследовательская программа - это теории, способные защищать себя в ситуациях столкновения с противоречащими ей эмпирическими данными - в структуре исследовательской программы Лакатос выделил: 1. ядро (основные принципы или законы) 2. «защитные пояса», которыми ядро окружает себя в случаях эмпирических затруднений - теория - никогда не фальсифицируется => она лишь замещается на другую, «более лучшую» теорию - исследовательская программа может быть: 1. прогрессирующей 2. регрессирующей, когда: - теоретический рост научно исследовательской программы предвосхищает рост эмпирический => программа успешно предсказывает новые факты - новые факты появляются неожиданно, а программа только дает им запоздалые объяснения, теоретический рост отстает от эмпирического (если одна исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, чем другая, с ней конкурирующая, то первая вытесняет вторую) - понимание науки как поля борьбы исследовательских программ помогло обнаружить новый критерий демаркации между «зрелой наукой» (состоящей из исследовательских программ), и «незрелой наукой» (состоящей из «затасканного образца метода проб и ошибок») |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 163. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |