Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подходов к изучению истории




формационный подход цивилизационный подход
соотношение субъективных/ объективных факторов общественно го развития - объективные закономерности развития носят всеобщий характер - общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей - человек – единственный творец истории => стоит в центре: прошлого – настоящего - общественно – историческое познание- познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и т.д. деятеьностей
соотношение материальных/ духовных сфер жизни общества - материальные факторы (производство) => решающую роль в развитии общества - ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев - определяющую
направлен - ность истори - ческого развития («прогресс») - общество движется от более низкой к более высокой ступени развития - главный критерий прогресса – совершенствование производственных отношений - каждая цивилизация неповторима => вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия - прогресс относителен (может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, политику и т.д.) => применительно к духовной культуре это понятие можно использовать ограниченно
(+) - увидеть то общее, что было в историческом развитии - представить историю человеческого общества как единый процесс - установить определенные закономерности исторического развития - предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран - позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ во всем их многообразии и специфике - ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и т.д.) - ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
(-) - многие народы не проходили в своем развитии через все (или даже через большинство) формаций - большинство процессов политического, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений объяснены с экономических позиций - отодвигается на задний план роль человеческого фактора, человеческой деятельности - недостаточное внимание уделяется своеобразию отдельных народов - невозможен взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом - отрицает возможность полного единства человеческой истории => изоляция целых народов - сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческих обществ









Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...