Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение культуры и общества?




- взаимопроникающие

ПР: категория «культура» дает возможность рассмотреть, как именно люди действуют, что создают и передают от поколения к поколению

соотношение культуры и цивилизации?

- культура (лат. культиваре - возделы­вание, уход) -  достижения науки и ис­кусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения

 - римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном зна­чении для характеристики человеческого мышления

категория «культура» в истории философии

антич ность   - понятие «культура» соотносится с поняти­ем «натура» (= природа) => человек преобразует природу, создает культуру => формирует и себя ПР: «философия есть культура ума» - «культура» как специфическое явление не было пред­метом изучения - «культура»  = воспитание («пайдейя») => природный про­цесс - «культура» ---> «человеческое достоинство» = гражданская доблесть
средне веко вье   - «культура» = богословская ученость, осведом­ленность в теологических вопросах - «культура» не рассматривалась как феномен самостоятельно создаваемый чело­веком
возрож дение   - появилось представление о специфически человеческом, отличающемся от природы бытии - культ «творческой» личности => - «культура» = твор­ческая (художественная) деятельность человека => - «культура» стала фиксироваться в результатах творческой деятельности - процесс осмысления «культуры» философией ---> «внутри философских об­ластей»: гносеологии,  антропологии, соци­альной философии, этики, эстетики - совершенствование разума Вывод: превращения «культуры» в предмет само­стоятельного философского анализа

новое

время

  - проблема «естественного и искусственного» =>
Т. Гоб бс - разграничивал естественное (существующее от природы) и искусст­венное (созданное людьми
Руссо, Вико, Гердер - открыли «историческое измерение культуры», обратив внимание на ее развитие
новей шая филосо фия   - стремление к научности понимания «культуры» -анализ конкретных феноменов культуры (мировоззренческих, социальных, этнических) - становление особой науки ---> «культурологи»

Вывод:в настоящее время можно говорить о ситуации диалога культур

Определения «культуры» в современной философии

1. Культура - искусственная среда, созданная человеком => «культура» противопоставляется природе («на­туре»)

2. Культура - научаемое поведение (т. е. не генетически насле­дуемое, а приобретенное в процессе социализации).

3. Культура - специфически человеческая деятельность

4. Культура - ценностная деятельность, способ развития чело­века и человечества => «культура» то, что направлено во благо человека => «культура»/ «антикультура»

5. Культура - память человечества, средство сохранения и пе­редачи опыта и традиций

6. Культура - новаторство, творчество, свободная деятель­ность

7. Культура - знаковая, символическая деятельность

Функции культуры

1.социализирующая функция -  процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков. Со­циализация протекает исключительно в культурном окружении. Именно культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения. В социологии и социальной психологии имеется также понятие «девиация» — отказ от социально одобренных норм поведения

2. коммуникативная функция - взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами

3. дифференциации и интеграции общества -  набор форм социального взаимодействия постоян­но изменяется, т. е. происходит дифференциация культуры.

4. знаково-коммуникативная - все явления куль­туры (= «артефакты») являются знаками, несущими символическое значение. Особенностью человеческой деятельности является именно ее символическая природа, благодаря которой осуществ­ляется общение между людьми. Знаки и символы упорядочены и образуют системы => «культуру» можно рассматри­вать как систему символов

5. игровая - в ее рамках существует свободная, творческая деятельность людей, в основе которой лежат состязательные и развлекательные моменты (ПР: празднества, соревнования, карнавалы)

Место личности в культуре?

человек -  это субъект и объект культуры

-«культура» - результат деятельности людей, но в то же время именно культура воздействует на формирование человека, социализирует его

- «культура» - способ внутренней регуля­ции, требующий рефлексии

ПР: если человек прояв­ляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творче­ства, то он культурно «дичает»

- субъект культуры ----> все человеческое общество (ПР: планетарная культура)

                             ----> цивилизации

                             ----> отдельные общества

                             ----> отдельная личность

Соотношение культуры и общества?

- взаимопроникающие

ПР: категория «культура» дает возможность рассмотреть, как именно люди действуют, что создают и передают от поколения к поколению

Цивилизация

-идея цивилизации ---> выдвинута Н. Я. Данилевским«Россия и Европа»:

1.отрицал общие закономерности развития общества => развитие параллельно несколькими социально-историческими организмами

2. цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый ха­рактер => их сосуществование может сопровождаться взаим­ной враждебностью

- цивилизационный подход - Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, Тойнби

- цивилизация(от лат. цивилиз - гражданский, государственный) - 1) синоним культуры, 2) определенная ступень общественного развития, характеризующа­яся наличием городских поселений, государства и письменности, 3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной сис­темой

- понятия «культу­ра» и «цивилизация» не тождественны, но связаны между собой (ПР: цивилизация – 1) уровень разви­тия культуры, 2) определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами (ближневосточных циви­лизациях, античной цивилизации и т. д.)

Религиозная концепция общественного развития

- христианский подход в понимании мировой истории =>  3-ри этапа:

1) языческий (все народы поклоняются множеству богов)

2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие)

3) новозаветный (связан с появлением христианства)

Вывод: в религиозной модели критерий ----> христианизация

- развитие духовной стороны культуры










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...