Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3.               Общество как система. Структура общества.




Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Барулин В. С. Социальная философия. — М., 2002.

2. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М.,2006.

3. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М.,2008.

4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование запад­ной философии в связи с общественными и политическими об­стоятельствами. — М., 1998.

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2009.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.

8. Краткая история философии / Под ред. В. Г. Голобокова. — М.,2010.

 

Вопрос 1.    Социальная философия: ее предмет, специфика и задачи 

               

- предметсоциальной философии - общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества

- объект социальной философии - отдельные люди; объединения людей, со­стоящие хотя бы из двух человек; социальные связи, получающие свое выражение в виде социальных институтов или организаций; опреде­ленные виды социального взаимодействия и др.

- социальное познание – это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей

- задача социального знания – анализ общественных процессов, и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений (т.е. «социальное знание» стремится обобщить многообразие общественных явлений) =>

- типы социального знания

1. гуманитарное

2. социально – экономическое

3. социально – философское –разрабатывается на основе обобщения практики конкретного исторического этапа развития общества и представляет собой системообразующую основу для всех социальных знаний (Сократ, Платон)

- проблемы социальной философии

1. каким образом возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе

2. какие (в разные исторические эпохи) существовали и существуют пути и способы строительства социальных отношений

3. какой характер имеют объективные преграды, встающие перед людьми

4. как социальные ограничения осмысливаются людьми и отражаются в практике

- социальная философия –изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связь и роль в обществе

-функции социальной философии:

1. гносеологическая – исследует и объясняет наиболее общие закономерности и тенденции развития общества в целом

2. методологическая – выступает как учение о методах познания

3. интегративная – устанавливает всеобщие связи социального бытия

4. прогностическая – создает гипотезы об общих тенденциях развития социальной жизни и человека

5. социальная – объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению

6. гуманистическая – формирует гуманистические ценности и идеалы

- задача социальной философии– раскрытии сущности общества, характеристике его как части мира, отличающейся от иных его частей, но вязанной с ними в единый мировой универсум

 

Вопрос 2. Основные подходы к исследованию общества в философии

- основное предназначение общества - в обеспечении выживания человека как вида => природа человека заставляет людей жить друг с дру­гом => вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни

- общество1) совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающих сохранение и расширен­ное воспроизводство их жизни; 2)необходимая и естественная форма совместной жизни людей; 3) объективно существующая система, которой присущи свои характерные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая не­сводима к простой сумме составляющих общество индивидов; 4) система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности

- общество воспроизводит:

1. самих людей

2. основные отношения и связи между людьми

3. средства удовлетворения материаль­ных и духовных потребностей

понимание общества в истории философии

антич ность   - «общество» есте­ственная потребность людей в совместной жизни ПР: синонимы «общества» = «общежитие» = «община» - «общество» - как часть природы
средне веко вье   - понятие «общество» исчезает => заменяясь понятиями «государство», «страна», «народ»

новое время

 

 

  - «обществ» - самостоятельная сфера бытия, обла­дающая специфическими чертами существования, отличными от существования природы и человека - (+) до этого в философских учениях рассматривались отдельные стороны социальной бытия: антропологические, этические, политические, экономические и др.
ХVII- ХVIII вв. - формирование социологической проблематики => философия истории => - история стала рассматриваться как закономерное течение взаимообусловленных со­циальных процессов
Гегель - систематизировал учени­е об обществе => «философия истории» - «гражданское общество» сфера «всестороннего перепле­тения зависимостей всех ото всех»
Конт - «общество» -  самостоятельный объект изучения - «Курс позитивной философии» (1839) => создание новой науки об обществе ---> социологии - чем развитее отдельные индивиды (с позиции их способности к производственной материальной и духовной деятельностей), тем развитее общество - (?) проблема закономерного характера развития общества - закон «интеллектуальной эволюции» людей => 3-ри стадии: 1) теологическая, 2) метафизическая, 3) позитивная - закон «социальной динамики» ---> развитие общества закономерное и прогрессивное - (+) общественное разделение труда в процессе эволюции
  Спен сер - принципы «органицизма» в развитии общества (т.е. «организмы»---> животные = общество) - обосновал критерий социально – экономического прогресса в соответствии с потребностями развития личности - типологизировал общественные системы (ПР: типы общественный/промышленный) - структура социальной системы: регулятивная/распределительная - анализ проблем государства/власти - описал возможные проблемы общества: социальное управление, политику, семью, стратификацию и т.д. - теоретик – эволюционист (по аналогии с Ч. Дарвиным ----> естественный отбор и конкуренция) - наличие в обществе классов – явление – неизбежное и необходимое
  К. Мар кс - материалистическое понимание общества - прогрессивная смена форм общественной жизни (формации) - учение о классовой борьбе и социалистической революции, демократии - теория «отчуждения личности» и путей ее преодоления
  Уорд, Тард, Парето - психология общества - проблема взаимодействия личности и общества => - формирование групп людей с присущей им «групповой психологией»
  Парсон - структурно – функциональный подход => общество - целостная социальная система - исследовал факторы, способствующие стабилизации общества / и мешающие этому - общество функционирует на – нормах и ценностях
новейшая фило софия вторая полови на XX в. - «социобиология» - сексуально – биологическая энергия – основа развития человеческой культуры и общества

 

Вопрос 3.               Общество как система. Структура общества.

- 2-ва подхода к рассмотрению общества

системный (общество как система) общество как процесс
-вторая треть XIX в. - середина XX в. О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др. - общество - совокупность взаимосвязанных элементов  
- принципы системного подхода 1) целостность - свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством 2) элементы системы, назы­ваемые также подсистемами, сами могут рассматриваться как системы 3) открытая система, взаимо­действующая со средой 4) целенаправленный характер поведения как системы в целом, так и отдельных ее элементов  

Вывод: общество никогда не находится в статическом состоянии => всегда изменяется в том или ином отношении

структура (= сферы ) общества

в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни =>

1) экономическая (по со­зданию материальных благ)

2) социальная (по осуществлению связей между людьми)

3) политическая (по управлению обществом)

4) духовная (по созданию и освоению духовных ценностей)

экономическая -хозяйственная деятельность общества, создание материальных благ - компоненты: материальные потребности, экономические блага (товары), экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации)  - элемент - хозяйствующие субъекты
социальная -возникновение и функционирование отношений между социальными группами - состоит из: социальных групп (об­щностей), социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры - элемент - социальные группы
политическая -осуществление между людьми отношений власти и подчинения, управление обществом - элементы: политические организации, институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политической культуры, политические идеологии - элемент - государство
духовная - создание и освоение духовных цен­ностей - элементы: духовные потребности как источник духовной деятельности общества, созданные обще­ством духовные ценности, средства осуществления духовного произ­водства, субъекты духовной деятельности (отдельные люди, социальные группы, общество в целом) - эле­мент - духовные ценности в виде идей => материальное воплощение (язы­к, произведения искусства и т. д.) - формы духовной жизни 1) мораль 2) право 3)религия 4)наука 5) искусство

1) мораль(от лат. нравственный) - сфера существова­ния нравственных норм человека

- включает нравственные нормы (правила, образцы поведения человека), нравы (формы конкретного поведения), общественное мнение (оценки поведения людей)

- соблюдение моральных норм предписывается только общественным мнением

-функции морали: регулятивная, воспитательная

2) право - система норм поведения, устанавливаемых и охраняе­мых государством

- исторически право возникло гораздо позже морали =>

- появляется вместе с государством

- соблюдение правовых норм охраняется государством => нормы права обяза­тельны для исполнения

- формально определенный, однозначный характер правовых норм

- центральный элемент - норма права

- функции права - регулятивная, охранительная, воспитательная

3) религия -  (от лат. — воссоединение, совестливость) - сфера духовной жизни общества, основанная на вере в существование сверхъ­естественных сил

- ранние формы религии

1. фетишизм(от фр. - амулет, волшебство) - почитание неодушевленных предметов

2. тотемизм(сев.-амер. индейцев - божество рода) - почитание опре­деленных видов растений или животных

3. анимизм(от лат. - душа, дух) - верование в духов

4. политеизм-  обожествление различных сил приро­ды с развитым пантеоном богов

- VII в. до н. э. возникла первая мо­нотеистическаярелигия (основанная на принципе единобожия) — иудаизм

- 3-ри мировые религии: буддизм(VI - V вв. до н. э.), христианство(I в. н. э.),ислам(VII в. н. э.)

- религия включает религиозные верования (религиозные уче­ния и религиозные переживания), религиозные действия (культ), ре­лигиозные институты и организации (церкви)

- элемент религии ---> религиозные верования

- функций религии: мировоззренческая, воспита­тельная, психологическая, регулятивная, нормативная

4) наука- сфера жизнедеятельности общества, содержанием ко­торой является рациональное познание существующего мира

- компоненты науки: науч­ные знания, научная деятельность, научная методология

- функции науки: познавательная, мировоззренческая, практическая

5) искусство- форма духовной жизни общества, основанная на образ­ном восприятии окружающего мира

- сфера искусства: художе­ственные образы, воплощенные в произведениях искусства, создание предметов искусства, художественные представления

- функции искусства: эстетическая,  воспитательная

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...