Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

У. Ростоу концепция «стадий экономического роста»




- «стадия роста» -этап общественного развития, связанный с опреде­ленным уровнем развития промышленности, техники и науки

- критерий прогресса ---> раз­витие науки и техники

  доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграр­ным хозяйством) индустриальное общество (с возник­новения машинного производства) постиндустриаль ное общество (дальнейшее развити­е науки и техники) будущее постпостинду стриальное общество (ин­формационное общество XXI в.)
производство земля капитал

                      знание

продукт пища промышленность услуги информация
черты произво дства ручной труд механизмы, технологии автоматизация компьютериза ция
характер труда индивидуаль ный стандартизирован ный

                    творческий

занятия населения аграрный сектор промышленность +аграрный сектор  

                       услуги

             + промышленность

             +аграрный сектор

экспорт сырье продукты производства

                       услуги

социаль ная структура сословия, классы => включенность всех в коллектив, соц. замкнутость, низкая соц. мобильность классовое деление, упрощение соц. структуры, подвижность, открытость общества социальная дифференциация, рост численности среднего класса, профессиональ - ная дифференциация (квалификация) профессиональ - ная дифференциация (квалификация) => уровень заработной платы
воздейст вие на природу локальное, неконтроли - руемое глобальное, неконтроли - руемое

глобальное, контролируемое

государственное партнерство несущественное тесное открытость обществу глобализация
политика отсутствие политических свобод, сочетание самоуправляю щихся общин и традиционных империй провозглашение политических свобод, демократические преобразования политический плюрализм, сильное гражданское общество «демократия консенсуса»
культура традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры новые ценности прогресса, личный успех, массовая культура особая роль науки, образования, развитие индивидуализированного сознания особая роль информатизации, непрерывное образование

 

Цивилизационные концепции общественного развития

Культура

- культура (лат. культиваре - возделы­вание, уход) -  достижения науки и ис­кусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения

 - римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном зна­чении для характеристики человеческого мышления

категория «культура» в истории философии

антич ность   - понятие «культура» соотносится с поняти­ем «натура» (= природа) => человек преобразует природу, создает культуру => формирует и себя ПР: «философия есть культура ума» - «культура» как специфическое явление не было пред­метом изучения - «культура»  = воспитание («пайдейя») => природный про­цесс - «культура» ---> «человеческое достоинство» = гражданская доблесть
средне веко вье   - «культура» = богословская ученость, осведом­ленность в теологических вопросах - «культура» не рассматривалась как феномен самостоятельно создаваемый чело­веком
возрож дение   - появилось представление о специфически человеческом, отличающемся от природы бытии - культ «творческой» личности => - «культура» = твор­ческая (художественная) деятельность человека => - «культура» стала фиксироваться в результатах творческой деятельности - процесс осмысления «культуры» философией ---> «внутри философских об­ластей»: гносеологии,  антропологии, соци­альной философии, этики, эстетики - совершенствование разума Вывод: превращения «культуры» в предмет само­стоятельного философского анализа

новое

время

  - проблема «естественного и искусственного» =>
Т. Гоб бс - разграничивал естественное (существующее от природы) и искусст­венное (созданное людьми
Руссо, Вико, Гердер - открыли «историческое измерение культуры», обратив внимание на ее развитие
новей шая филосо фия   - стремление к научности понимания «культуры» -анализ конкретных феноменов культуры (мировоззренческих, социальных, этнических) - становление особой науки ---> «культурологи»

Вывод:в настоящее время можно говорить о ситуации диалога культур

Определения «культуры» в современной философии

1. Культура - искусственная среда, созданная человеком => «культура» противопоставляется природе («на­туре»)

2. Культура - научаемое поведение (т. е. не генетически насле­дуемое, а приобретенное в процессе социализации).

3. Культура - специфически человеческая деятельность

4. Культура - ценностная деятельность, способ развития чело­века и человечества => «культура» то, что направлено во благо человека => «культура»/ «антикультура»

5. Культура - память человечества, средство сохранения и пе­редачи опыта и традиций

6. Культура - новаторство, творчество, свободная деятель­ность

7. Культура - знаковая, символическая деятельность

Функции культуры

1.социализирующая функция -  процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков. Со­циализация протекает исключительно в культурном окружении. Именно культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения. В социологии и социальной психологии имеется также понятие «девиация» — отказ от социально одобренных норм поведения

2. коммуникативная функция - взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами

3. дифференциации и интеграции общества -  набор форм социального взаимодействия постоян­но изменяется, т. е. происходит дифференциация культуры.

4. знаково-коммуникативная - все явления куль­туры (= «артефакты») являются знаками, несущими символическое значение. Особенностью человеческой деятельности является именно ее символическая природа, благодаря которой осуществ­ляется общение между людьми. Знаки и символы упорядочены и образуют системы => «культуру» можно рассматри­вать как систему символов

5. игровая - в ее рамках существует свободная, творческая деятельность людей, в основе которой лежат состязательные и развлекательные моменты (ПР: празднества, соревнования, карнавалы)

Место личности в культуре?

человек -  это субъект и объект культуры

-«культура» - результат деятельности людей, но в то же время именно культура воздействует на формирование человека, социализирует его

- «культура» - способ внутренней регуля­ции, требующий рефлексии

ПР: если человек прояв­ляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творче­ства, то он культурно «дичает»

- субъект культуры ----> все человеческое общество (ПР: планетарная культура)

                             ----> цивилизации

                             ----> отдельные общества

                             ----> отдельная личность










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...