Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация твёрдых отходов




 

В нашей стране, как и во всём мире, образуется огромное количество твёрдых отходов (десятки миллиардов тонн). Отвалы, свалки и полигоны для твёрдых отходов занимают около 1 млн. га земли. Твёрдые отходы содержат много ценных веществ, которые зачастую легче добыть из отходов, чем из первичного сырья. Кроме того, при сжигании мусора отходы засоряют атмосферу, поверхностную и подземную воду и, конечно, почву.

В соответствии с принятой в нашей стране классификацией (ГОСТ 25916— 83) твердые отходы подразделяются на отходы производства и отходы потребления.

Основными отходами производства являются:

отходы черных и цветных металлов;

отходы добычи и обогащения полезных ископаемых; зола, шлаки и углесодержащие отходы;

отходы, содержащие пластмассы и полимеры;

отходы, содержащие хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые и синтетические волокна;

отходы, содержащие резину; отходы, содержащие асбест;

отходы стекла и строительных материалов;

отходы, возникающие при переработке древесины; отходы кожи и меха;

отходы пищевых производств;

отходы сельскохозяйственного производства. К основным отходам потребления относятся:

изношенные текстильные материалы;

макулатура (отходы бумаги и картона, в том числе тара); бой стекла;

изношенные резино- и асбестосодержащие изделия; изношенные изделия из пластмасс (в том числе тара); изношенные изделия из кожи;

вышедшие из употребления изделия из древесины;

металлические амортизированные изделия (в том числе тара); отходы жилищно-коммунальные (в том числе пищевые);

твердые продукты, улавливаемые на очистных сооружениях и установках.

 

В зависимости от объёма отходы делятся на крупнотоннажные и малотоннажные. Например, ил после использования в аппаратах биологической очистки воды на нефтеперерабатывающем заводе является крупнотоннажным отходом.

 

Отходы могут быть дорогостоящими и дешевыми, в частности отходы после регенерации катализатора являются дорогостоящими, а шлак после металлургической печи — дешевым.

 По влиянию на окружающую среду различают вредные и безвредные отходы.

 

Помимо промышленных отходов в жилых массивах образуется много твердых коммунальых отходов (ТКО). Так, на одного человека их приходится до 300 кг в год. Проблема ТБО особенно актуальна в больших городах. В состав ТБО: бумага и картон - 28,8 %; металлы - 5,7 %; пищевые отходы - 28,5 %; пластмасса - 5,1 %; текстиль - 3,1 %; стекло - 4,4 %; горючие материалы - 1,8 %; инертные материалы - 3,4 %; отсев (мелкие частицы менее 15 мм) - 19,2%.

 

Основными поставщиками твердых отходов (кроме КБО) являются: энергетика (зола и шлаки, образующиеся при сжигании твердого топлива); черная и цветная металлургия (шлаки, формовочная земля, коксовые остатки); угледобывающая промышленность (отвалы); деревообрабатывающая отрасль хозяйства (опилки, стружки); химическая промышленность (химические вещества в широком ассортименте, в том числе фосфогипс и др.).

 

По физико-химическим свойствам состав твердых отходов весьма разнообразен: от очень активных, токсических (соединения мышьяка, фтора, фосфора, ртути) до инертных (мел, гипс, глинозем) веществ.

 

Отрицательное влияние твердых отходов на окружающую среду весьма значительно. В населенных пунктах твердые отходы накапливаются на санкционированных (убираемых) свалках, которые состоят на учёте санитарно-эпидемиологических служб и закреплены за конкретными предприятиями, организациями и службами. Гораздо более опасными являются несанкционированные (бесконтрольные) свалки, которые, несмотря на штрафные санкции, тем не менее повсеместно возникают. Именно поэтому специалисты-экологи должны уделять им особое внимание.

 

 

4)Нормативно-правовая база обращения с отходами

 

Во всем мире одной из наиболее актуальных является проблема рационального обращения с отходами. Бесконтрольное обращение с отходами приводит к серьезным экологическим последствиям, в связи с чем во всех развитых странах принимаются специальные законодательные акты, регулирующие комплексное управление отходами (сбор, транспортировка, сортировка, обезвреживание, переработка, утилизация, ликвидация, захоронение, требования к местам складирования, правила маркировки и хранения), представляющими опасность для здоровья человека и окружающей среды, от которой зависит жизнь на Земле.

 

В законодательстве целого ряда стран главной целью деятельности государства признана охрана окружающей среды, и выполнение законов, устанавливающих правила сбора, переработки и уменьшения количества отходов как основных источников загрязнения природной среды контролируется очень строго. Поскольку нормирование выбросов все времени ужесточается, промышленники вынуждены постоянно увеличивать затраты на мероприятия по контролю вредных выбросов при производстве промышленной продукции, по закупке и установке очистного оборудования, по созданию малоотходного производства, а также по оплате услуг за сбор, удаление и захоронение отходов.

 

Нормативно-правовая база охраны окружающей среды определяется Конституцией РФ, 12 декабря 1993 г.  федеральными законами, нормативными актами, постановлениями правительства, указами президента, санитарными, строительными нормами и правилами.

Все граждане Российской Федерации имеют конституционное право на благоприятную окружающую среду. ст. 42 Конституции РФ и конкретизировано в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 1 ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности регламентируются федеральными законами РФ.

- «Об отходах производства и потребления» 24 июня 1998 года(с изменениями на 29 декабря 2014 года) (редакция, действующая с 1 февраля 2015 года)

определяет государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления и призван содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека при обращении с ними, а также максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.

 

В соответствии с Законом основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

приоритет охраны окружающей среды;

научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества;

создание и внедрение малоотходных технологических процессов;

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов;

использование механизмов экономического стимулирования для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

государственный надзор и контроль за соблюдением установленных санитарных правил, гигиенических нормативов и норм экологической безопасности при обращении с отходами;

защита национальных интересов и участие в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.

 

При обращении с отходами, в соответствии с Законом регламентируются требования при проектировании, строительстве и реконструкции объектов хозяйственной деятельности, при эксплуатации производств, при размещении отходов, при очистке населенных пунктов от ТБО. Особые требования регламентируют обращение с опасными отходами (содержащими в своем составе вещества, для которых характерно одно из опасных свойств - токсичность, инфекционность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность).

 

- «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ(с изменениями на 29 декабря 2014 года)

определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле.

В соответствии с Законом одним из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении (или планировании) хозяйственной деятельности является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и госу­дарства.

 Закон регламентирует обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Речь, таким образом, идет о предотвращении экологически вредного воздействия на природную среду и здоровье человека хозяйственной деятельности.

    Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, предусмотренных законом, является плата за негативное воздействие на окружающую среду. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (поверхностные и подземные) и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления и некоторые другие.

Весьма важно, что Закон запрещает ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых нормативов. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды.

 

Для обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной деятельности на территории РФ проводится экологическая сертификация - обязательная или добровольная (обязательность определяется порядком, установленным правительствам РФ).

 

- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населенияот 30 марта 1999 г(с изменениями на 29 декабря 2014 года) (редакция, действующая с 1 марта 2015 года)

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

Настоящий Закон регламентирует санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности жизнедеятельности человека.

 

В соответствии с Законом все предприятия обязаны осуществлять производственный контроль за выполнением санитарных правил. В случае несоблюдения санитарных правил может быть приостановлена эксплуатация действующих предприятий, а также прекращены работы по проектированию и строительству новых объектов.

 

 

- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 (с изменениями на 12 февраля 2015 года) регламентирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на решение вопросов охраны окружающей среды посредством предупреждения негативного воздействия на нее хозяйственной деятельности.

Экологическая экспертиза устанавливает:

соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям;допустимость реализации объекта экологической экспертизы (на основе оценки последствий реализации объекта с точки зрения воздействия на окружающую среду).

 

- «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Федеральный закон
 «О лицензировании отдельных видов деятельности» п. 74 ч. 1 ст. 17 от 4 мая 2011










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...