Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Постоянная регрессия и ее последствия




Как обсуждалось ранее, регрессия перестает быть по­ложительным фактором развития, когда она становится посто­янной, а не спонтанно обратимой. В этом случае различные ком­поненты структуры (Ид, Эго и Супер-Эго) должны прийти к но­вому соглашению, учитывая вред, нанесенный регрессией. Именно это последствие регрессии наиболее пагубно для лич­ности. Его стоит рассматривать как патогенный фактор.

Постоянная регрессия, в отличие от временной, может на­чаться в любой из структур личности.

Одна из возможных ситуаций состоит в том, что регрес­сивные движения начинаются в Эго ц Супер-Эго и сводят их на более низкий уровень функционирования, а уже отсюда

нарушения распространяются на область Ид. У регрессировав­ших Эго и Супер-Эго ослабевает сила контроля, и это проявля­ется в ослаблении «цензуры», т. е. разграничительной линии меж­ду Эго и Ид, и общей эффективности защит Эго. Результат — импульсивное поведение, прорыв аффективных и агрессивных тенденций, частые нарушения контроля над Ид и поток ирра­циональных элементов-в сознании ребенка и в прежде рацио­нальном поведении. Родители очень тревожатся при таком раз­витии событий, ибо характер ребенка изменяется до неуз­наваемости без всякой видимой причины. При клиническом исследовании произошедшие ухудшения можно проследить до некоего чрезмерного напряжения, которому подверглись Эго и Супер-Эго в результате таких событий, как, например, травма­тический шок, внутренние или внешние события, вызвавшие тре­вогу, отделение, серьезное разочарование в объекте детской люб­ви или объекте идентификации и т.д. (Jacobson, 1946).

Другая возможная ситуация состоит в том, что регрессия начинается в сфере производных Шд, а затем ее патогенное вли­яние распространяется в противоположном направлении. В этом случае повреждения затрагивают Эго и Супер-Эго одним из двух способов, в зависимости от того, оправдывают они-действия ин­стинктов или же возражают против них.

По клиническим данным, при первом способе Эго и Супер-Эго сдаются перед регрессивным напором инстинктов и собы­тий и тоже регрессируют, т. е. снижают уровень стандартов и требований. Тем сакым избегается внутренний конфликт между Ид и Эго, и инстинкты остаются приемлемыми Эго. Но поврежде­ния затрагивают всю личность. Снижается общий уровень зрелости, что приводит ко многим непонятным формам нетипич­ного, делинквентного и пограничного поведения детей. Если раз­бирать подробно, то конечное расстройство зависит от интенсив­ности регрессивных движений с обеих сторон, от того, какие именно инстинктивные компоненты и функции Эго и Супер-Эго повреждены, и, наконец, от новых взаимодействий Эго и Ид на том уровне, где остановилась регрессия.

Из-за сравнительной слабости if незрелости детского Эго та­кое двустороннее распространение регрессии более характерно для детей, чем для взрослых, хотя встречается и у последних.

Второй способ характерен для гех детей, у которых с дет­ства Эго и Супер-Эго организованы лучше, и потому они спо­собны выстоять пере/у лицом регрессивных действий инстинктов. Функционирование их Эго и Супер-Эго по многим аспектам до­стигло определенной степени независимости от происходящего

в Ид, что мы вслед за Гартманном (Hartmann, 1950) называем вторичной автономией Эго. Такие дети не принимают грубых сексуальных и агрессивных фантазий и импульсов, попадающих в сознание после того, как энергия инстинктов регрессировала до точек фиксации, а ужасаются им, с тревогой отвергают эти импульсы и под воздействием тревоги обращаются прежде все­го к различным защитным механизмам. Если защиты подводят, то дети прибегают к компромиссным и симптоматическим об­разованиям. Коротко говоря, они идут по линии развития внут­ренних конфликтов, откуда путь лежит к знакомым картинам раз­личных детских неврозов. К этой категории относятся истери­ческие тревоги, фобии, навязчивости, ночные кошмары, ритуалы, церемонии укладывания, задержки и неврозы характера.

Различия между эго-синтонными и эго-дисгонными регрес­сиями инстинктов лучше всего иллюстрирует регрессия с фал­лической на анально-садистическую фазу. Она случается обыч­но у мальчиков на пике страха кастрации, возникающего в свя­зи с какими-либо событиями во время Эдипова комплекса.

Дети, у которых за регрессией инстинктов сразу следует рег­рессия Эго и Супер-Эго, ведут себя менее прилично, становят­ся в это время агрессивнее, жаднее или более пассивно-феми­нинными. Может наблюдаться различное сочетание этих атри­бутов сексуальности анальной фазы. Характерно то, что эти дети не возражают против возврата к данным установкам, хотя ус­пешно прошли их ранее.

У детей, чье Эго достаточно сильно, чтобы сопротивляться регрессии, и которые отвечают типичными чувствами тревоги, вины и действием защиты, развиваются не одинаковые невро­тические симптомы или :черты характера, а разные. Это зави­сит от того, против какого именно инстинктивного элемента они возражают сильнее. Если Эго и Супер-Эго одинаково интенсивно отвергают грязные, садистские и пассивные наклонности, го за­щита распространяется на все поле. Картина симптомов будет весьма обшир'ной. Если же выделяется одна-две наклонности, то симптомы будут ограничены или чрезмерной чистоплотнос­тью, страхом поллюции и навязчивым умыванием, или задерж­кой активности и соревновательности, страхами превратиться в женщину, компенсаторными всБышками агрессивной маскулин­ности и т.д. В любом случае результат очевидно невротичен, будь то в форме отдельных навязчивых симптомов или же за­чатков формирования навязчивого характера.

Верно и то, что в этих случаях Эго в конце концов тоже подвергается регрессии и становится более инфантильным. Но

это — вторичное явление, своим возникновением обязанное.при­митивным защитным механизмам, таким, как отрицание, маги­ческое мышление, изоляция, уничтожение сделанного. Эти ме­ханизмы вступают в действие наряду с более адекватными воз­расту вытеснениями и формированием реакций. Что касается уровня и суровости Эго-идеала и требований Супер-Эго, то здесь регрессивных движений нет. Напротив, ради соответствия им Эго претерпевает самые болезненные изменения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...