Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Постоянная регрессия и ее последствия
Как обсуждалось ранее, регрессия перестает быть положительным фактором развития, когда она становится постоянной, а не спонтанно обратимой. В этом случае различные компоненты структуры (Ид, Эго и Супер-Эго) должны прийти к новому соглашению, учитывая вред, нанесенный регрессией. Именно это последствие регрессии наиболее пагубно для личности. Его стоит рассматривать как патогенный фактор. Постоянная регрессия, в отличие от временной, может начаться в любой из структур личности. Одна из возможных ситуаций состоит в том, что регрессивные движения начинаются в Эго ц Супер-Эго и сводят их на более низкий уровень функционирования, а уже отсюда нарушения распространяются на область Ид. У регрессировавших Эго и Супер-Эго ослабевает сила контроля, и это проявляется в ослаблении «цензуры», т. е. разграничительной линии между Эго и Ид, и общей эффективности защит Эго. Результат — импульсивное поведение, прорыв аффективных и агрессивных тенденций, частые нарушения контроля над Ид и поток иррациональных элементов-в сознании ребенка и в прежде рациональном поведении. Родители очень тревожатся при таком развитии событий, ибо характер ребенка изменяется до неузнаваемости без всякой видимой причины. При клиническом исследовании произошедшие ухудшения можно проследить до некоего чрезмерного напряжения, которому подверглись Эго и Супер-Эго в результате таких событий, как, например, травматический шок, внутренние или внешние события, вызвавшие тревогу, отделение, серьезное разочарование в объекте детской любви или объекте идентификации и т.д. (Jacobson, 1946). Другая возможная ситуация состоит в том, что регрессия начинается в сфере производных Шд, а затем ее патогенное влияние распространяется в противоположном направлении. В этом случае повреждения затрагивают Эго и Супер-Эго одним из двух способов, в зависимости от того, оправдывают они-действия инстинктов или же возражают против них. По клиническим данным, при первом способе Эго и Супер-Эго сдаются перед регрессивным напором инстинктов и событий и тоже регрессируют, т. е. снижают уровень стандартов и требований. Тем сакым избегается внутренний конфликт между Ид и Эго, и инстинкты остаются приемлемыми Эго. Но повреждения затрагивают всю личность. Снижается общий уровень зрелости, что приводит ко многим непонятным формам нетипичного, делинквентного и пограничного поведения детей. Если разбирать подробно, то конечное расстройство зависит от интенсивности регрессивных движений с обеих сторон, от того, какие именно инстинктивные компоненты и функции Эго и Супер-Эго повреждены, и, наконец, от новых взаимодействий Эго и Ид на том уровне, где остановилась регрессия. Из-за сравнительной слабости if незрелости детского Эго такое двустороннее распространение регрессии более характерно для детей, чем для взрослых, хотя встречается и у последних. Второй способ характерен для гех детей, у которых с детства Эго и Супер-Эго организованы лучше, и потому они способны выстоять пере/у лицом регрессивных действий инстинктов. Функционирование их Эго и Супер-Эго по многим аспектам достигло определенной степени независимости от происходящего в Ид, что мы вслед за Гартманном (Hartmann, 1950) называем вторичной автономией Эго. Такие дети не принимают грубых сексуальных и агрессивных фантазий и импульсов, попадающих в сознание после того, как энергия инстинктов регрессировала до точек фиксации, а ужасаются им, с тревогой отвергают эти импульсы и под воздействием тревоги обращаются прежде всего к различным защитным механизмам. Если защиты подводят, то дети прибегают к компромиссным и симптоматическим образованиям. Коротко говоря, они идут по линии развития внутренних конфликтов, откуда путь лежит к знакомым картинам различных детских неврозов. К этой категории относятся истерические тревоги, фобии, навязчивости, ночные кошмары, ритуалы, церемонии укладывания, задержки и неврозы характера. Различия между эго-синтонными и эго-дисгонными регрессиями инстинктов лучше всего иллюстрирует регрессия с фаллической на анально-садистическую фазу. Она случается обычно у мальчиков на пике страха кастрации, возникающего в связи с какими-либо событиями во время Эдипова комплекса. Дети, у которых за регрессией инстинктов сразу следует регрессия Эго и Супер-Эго, ведут себя менее прилично, становятся в это время агрессивнее, жаднее или более пассивно-фемининными. Может наблюдаться различное сочетание этих атрибутов сексуальности анальной фазы. Характерно то, что эти дети не возражают против возврата к данным установкам, хотя успешно прошли их ранее. У детей, чье Эго достаточно сильно, чтобы сопротивляться регрессии, и которые отвечают типичными чувствами тревоги, вины и действием защиты, развиваются не одинаковые невротические симптомы или :черты характера, а разные. Это зависит от того, против какого именно инстинктивного элемента они возражают сильнее. Если Эго и Супер-Эго одинаково интенсивно отвергают грязные, садистские и пассивные наклонности, го защита распространяется на все поле. Картина симптомов будет весьма обшир'ной. Если же выделяется одна-две наклонности, то симптомы будут ограничены или чрезмерной чистоплотностью, страхом поллюции и навязчивым умыванием, или задержкой активности и соревновательности, страхами превратиться в женщину, компенсаторными всБышками агрессивной маскулинности и т.д. В любом случае результат очевидно невротичен, будь то в форме отдельных навязчивых симптомов или же зачатков формирования навязчивого характера. Верно и то, что в этих случаях Эго в конце концов тоже подвергается регрессии и становится более инфантильным. Но это — вторичное явление, своим возникновением обязанное.примитивным защитным механизмам, таким, как отрицание, магическое мышление, изоляция, уничтожение сделанного. Эти механизмы вступают в действие наряду с более адекватными возрасту вытеснениями и формированием реакций. Что касается уровня и суровости Эго-идеала и требований Супер-Эго, то здесь регрессивных движений нет. Напротив, ради соответствия им Эго претерпевает самые болезненные изменения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |