Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОЦЕНКА ПО ТИПАМ ТРЕВОГИ И КОНФЛИКТА
В ходе нормального роста каждый ребенок предпринимает шаги, ведущие от исходной стадии относительной пе-разделеиности Ид, Эго и Супер-Эго к конечной завершенной структуре личности. За разделением Ид и Эго, у которых разные типы функционирования, цели и интересы, следует деление самого Эго, после чего Супер-Эго, Эго-идеал и идеал-Я берут на себя роль направлять и критиковать мысли и действия Эго. Нормальный рост и позицию ребенка на этой жизненно важной линии развития диагност может распознать по двум внешним проявлениям — тину конфликтов ребенка и преобладающему типу тревоги. Что касается конфликтов, то здесь есть три основные ситуации. Первая — цели ребенка и окружения прямо противоположны. Это происходит тогда, когда под влиянием принципа удовольствия Эго встаег на сторону Ид для удовлетворения потребности, влечения или желания, оставляя функцию контроля над стремлениями Ид внешнему миру. Это законное состояние раннего детства, когда Ид и Эго еще не полностью размежевались. Однако оно считается «инфантильным», если сохраняется в более позднем возрасте или если ребенок регрессирует до этого уровня. Тревоги, связанные с этой стадией и диагностически характерные для нее, вызываются внешним миром. Они принимают разные формы на разных ступенях-хронологической последовательности, которая выглядит так: страх: исчезновения, связанный с утратой ухаживающего объекта (г. е. тревога отделения в период биологического единства с матерью); страх потери объекта любви (после того, как установилось постоянство объекта); страх критики и наказания со стороны объекта (во время анально-садистической фазы, когда этот страх усиливается проекцией собственной агрессивности ребенка); страх кастрации (в фаллически-эдиповый период). Второй тип конфликтов возникает после идентификации с внешними силами и интериоризации их авторитетности в Супер- Эго. Причины столкновений могут оставаться теми же, т. е, удовлетворение влечений и стремлений, но сами столкновения происходят теперь между Эго и Супер-Эго. На уровне тревоги это проявляется как страх перед Супер-Эго, т. е. чувство вины. Для диагноста появление чувства вины является безошибочным знаком того, что произошел важнейший шаг структурализации —•■ сформировалось действующее Супер-Эго. Для третьего типа конфликтов характерно, что на них никак не влияют внешние условия — ни прямо, как в первом типе, ни косвенно, как во втором. Столкновения этого рода порождены исключительно отношениями Ид и Эго, а также глубинными различиями в их организации. Противоположные стремления и аффекты, такие, как любовь и ненависть, активная и пассивная, маскулинная и фемининная тенденции, мирно сосуществуют в Ид, пока Эго слабое. Но они становятся несовместимыми и превращаются в источник конфликтов, как только начинает действовать синтетическая функция зрелого Эго. С другой стороны, любое увеличение интенсивности влечений кажется для незрелого Эго угрозой его организации и потому превращается в источник конфликта. Эти исключительно внутренние конфликты возбуждают у ребенка сильную тревогу. Но, в отличие от страха и вины, эта тревога остается в глубине. С уверенностью говорить о ее существовании можно только во время анализа, но не на стадии диагностики. Классификация конфликтов на внешние, интериоризованные и исключительно внутренние помогает сопоставить серьезность тех детских расстройств, основой которых служит конфликт. Для терапии такая классификация может объяснить, почему в некоторых случаях улучшение наступает после изменений в окружении (они основаны на внешних конфликтах); в других улучшение наступает только после врачебного вмешательства, но им достаточно анализа средней продолжительности (интериоризованные конфликты); почему некоторым детям нужно чрезвычайно продолжительное и интенсивное аналитическое лечение, а также почему они представляют для аналитика такую трудность (подлинно внутренние конфликты) (Freud, 1937). ОЦЕНКА ПО ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ От детского аналитика, оценивающего серьезность расстройства у ребенка, неизбежно ожидают также прогнозов относительно психического здоровья или же болезни в будущем. Основание для предсказаний можно обнаружить не только в деталях существующего расстройства, но и в общих характеристиках личности, которые играют важную роль в поддержании внутреннего баланса. Эти характеристики составляют часть конституции данного индивида, т. е. они либо врожденные, либо приобретены под влиянием самых первых впечатлений. Поскольку именно Эго служит посредником и в самом человеке, и между человеком и окружением, то эти черты представляют собой в основном характеристики Эго. Факторы устойчивости таковы: высокая толерантность к фрустрации; хороший потенциал к сублимации; эффективные способы обходиться с тревогой и сильное желание вырасти. Толерантность к фрустрации и потенции к сублимации Опыт показывает, что для ребенка возможность быть психически здоровым тесно связана с его реакцией на неудовольствие, которое высвобождается всякий раз, когда инстинкты остаются неудовлетворенными. В этом отношении все дети очень разные, причем, по всей видимости, с самого рождения. Некоторые не выносят ни малейшего промедления или ограничения в удовлетворении желаний и протестуют, выражая гнев, нетерпение или ощущая, как они несчастны. Они настаивают, чтобы желание было исполнено именно таким, какое оно есть, и отвергают все замещения и компромиссы. Обычно впервые это проявляется в процессе кормления, но позднее распространяется на все стадии как привычный ответ на препятствия к осуществлению желаний. Другие дети переносят тот же уровень фрустрации, сохраняя, более или менее, равновесие, или систематически снижают уровень напряжения, довольствуясь какими-либо замещениями. Такая реакция тоже переносится на'пос-ледующие стадии. Очевидно, что дети первой группы находятся в большей опасности. Неснижаемый уровень напряжения и тревоги, с которым вынуждено справляться их Эго, они удерживают примитивными защитами, такими, как отрицание и проекция, или же дают ему выход в виде хаотических эмоциональных всплесков. От таких способов защиты до патологии, т. е. до образования невротических, делинквентных или перверсивных синдромов, путь очень короток. При таких же обстоятельствах дети второго типа либо сохраняют душевное равновесие, либо освобождаются при помощи здорового замещения и нейтрализации энергии инстинктов, которую они направляют на достижимые1 и приемлемые цели. Несомненно, способность к сублимации служит надежным стражем их психического здоровья. Овладение тревогой Дети переживают в основном одни и те же тревоги, поскольку, как уже отмечалось, тревога является неизбежным спутником всех стадий развития: биологического единства с матерью (тревога отделения); объектных отношений (страх потери любви); Эдипова комплекса (страх кастрации); образования Су-пер-Эго (вина). Предсказать здоровое или же болезненное развитие ребенка позволяет не наличие или отсутствие тревог, не их качество и даже не их количество, а только способность Эго обходиться с ними. В этом отношении все дети очень разные, и соответственно у них разные шансы сохранить душевное равновесие. При прочих равных обстоятельствах дети, которые с трудом переносят даже средний уровень тревоги, будут с большей вероятностью подвержены невротическим расстройствам в будущем. Им приходится отрицать или подавлять все внешние и внутренние опасности, которые представляют потенциальный источник тревоги; проецировать внутренние угрозы на внешний мир, из-за чего тот становится еще более угрожающим; фоби-чески отступать в опасных ситуациях, чтобы избежать приступов тревоги. Короче говоря, они создают для своей дальнейшей жизни такой паттерн, в котором нужно любой ценой освободиться от проявленной тревоги, что происходит за счет постоянного обращения к защитным установкам, а это благоприятствует возникновению патологии. Для других детей прогноз психического здоровья более благоприятен. Это дети, которые активно справляются с опасными ситуациями, прибегая к резервам Эго, таким, как интеллектуальное понимание, логическое рассуждение, изменение внешних обстоятельств, агрессивный ответ, т. е. это дети, которые овладевают опасными ситуациями, а не отступают от них. Поскольку они справляются с более высоким уровнем тревоги с помощью Эго, то соответственно могут обойтись без чрезмерной активизации защит, компромиссных образований и симптомов10. Активное овладение тревогой не надо путать с хорошо известными контрфобическими тенденциями детей. В первом случае Эго имеет дело напрямую с самой опасностью, а во втором оно уже вторично защищается от созданных фобическнх установок. Активное овладение тревогой лучше всего описал О. Исаковер. Он приводит слова одного испуганного ребенка, который с завистью говорит: «Даже солдаты боятся. Но им везет, они не боятся того, что боятся». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |