Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РЕГРЕССИЯ КАК ПРИНЦИП НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Линии развития и их нарушения, как было сказано выше, сами по себе не отвечают за все сложности, возникающие в детстве, в особенности за задержки, которые нарушают плавный ход развития. То, что существует прогрессивный переход от стадии незрелости к созреванию по линии, которая предопределена внутренними факторами, но подвержена влиянию и формируется в зависимости от окружающей среды, знакомо нам по процессам роста в органическом плане, когда анатомические, психологические и неврологические процессы находятся в постоянном развитии. Мы видим, что рост движется по прямой, прогрессивной линии до того момента, пока ребенок не превратится во взрослого или развитие не прервется тяжелым заболеванием. И только в старости эти процессы поворачивают вспять. Действительно, в психике раскрываются производные инстинктивных побуждений, импульсы и аффекты, интеллектуальные и моральные способности и г, п. по заранее намеченному плану, который осуществляется во взаимоотношении с внешней средой. Но на этом аналогия заканчивается. Б физическом развитии прогрессивное продвижение вперед остается единственной рассматриваемой силой. В психическом развитии нам дополнительно нужно считаться с явлениями, которые направлены в противоположную сторону, а именно с фиксациями и регрессиями. Лишь знание обоих, прогрессивного и регрессивного, влияний и взаимодействия сил между ними ведет к удовлетворительной информации о судьбе процесса развития. ТРИ ТИПА РЕГРЕССИИ В своем дополнении (1914) к «Толкованию сновидений» (1900) Фрейд провел различие между тремя типами регрессии: а) топической регрессией, при которой психическое возбуждение течет от моторной части психического аппарата обратно к своей сенсорной части и достигает системы восприятия —процесс, на 1 Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, т. II. М., 1999, стр. 81 — 126. котором основано галлюцинаторное исполнение желаний (в отличие от рационального мышления); б) временной регрессией как возвращением к исходным, более ранним психическим структурам; в) формальной регрессией, при которой примитивные методы выражения и представления занимают место более зрелых форм выражения. В этой связи он говорит: «Три вида регрессии являются... едиными в основании и, как правило, случаются вместе; что раньше по времени, то примитивнее по форме и психической топографии и лежит ближе к обозреваемому концу». Мы считаем, что для наших целей движения различных видов регрессии должны быть рассмотрены, несмотря на свою похожесть, отдельно и в соответствии с различными чертами незрелой личности ребенка. Существует также необходимость их подразделения на более мелкие структуры. Чтобы рассмотреть процесс мышления согласно современным метапсихологическим представлениям, я начну с перевода вышеуказанного утверждения касательно мыслительных органов на язык существующих терминов. Цитированное положение гласит далее следующее: регрессия может случаться во всех трех частях личностной структуры, в Ид так же, как и в Эго и Су-пер-Эго; это можно рассматривать как психическое содержание и как методы функционирования; временная регрессия происходит в отношении целенаправленных импульсов, объектных репрезентаций и содержания фантазий; топографическая и формальная регрессия — в функциях Эго (вторичные мыслительные процессы, принцип реальности и т. д.). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |