Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕГРЕССИЯ КАК ПРИНЦИП НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ




Линии развития и их нарушения, как было сказано выше, сами по себе не отвечают за все сложности, возникаю­щие в детстве, в особенности за задержки, которые нарушают плавный ход развития.

То, что существует прогрессивный переход от стадии не­зрелости к созреванию по линии, которая предопределена внут­ренними факторами, но подвержена влиянию и формируется в зависимости от окружающей среды, знакомо нам по процессам роста в органическом плане, когда анатомические, психологи­ческие и неврологические процессы находятся в постоянном раз­витии. Мы видим, что рост движется по прямой, прогрессивной линии до того момента, пока ребенок не превратится во взрос­лого или развитие не прервется тяжелым заболеванием. И только в старости эти процессы поворачивают вспять.

Действительно, в психике раскрываются производные ин­стинктивных побуждений, импульсы и аффекты, интеллектуаль­ные и моральные способности и г, п. по заранее намеченному плану, который осуществляется во взаимоотношении с внешней средой. Но на этом аналогия заканчивается. Б физическом раз­витии прогрессивное продвижение вперед остается единствен­ной рассматриваемой силой. В психическом развитии нам до­полнительно нужно считаться с явлениями, которые направле­ны в противоположную сторону, а именно с фиксациями и регрессиями. Лишь знание обоих, прогрессивного и регрессив­ного, влияний и взаимодействия сил между ними ведет к удов­летворительной информации о судьбе процесса развития.

ТРИ ТИПА РЕГРЕССИИ

В своем дополнении (1914) к «Толкованию сновидений» (1900) Фрейд провел различие между тремя типами регрессии: а) топической регрессией, при которой психическое возбуждение течет от моторной части психического аппарата обратно к своей сенсорной части и достигает системы восприятия —процесс, на

1 Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, т. II. М., 1999, стр. 81 — 126.

котором основано галлюцинаторное исполнение желаний (в от­личие от рационального мышления); б) временной регрессией как возвращением к исходным, более ранним психическим структу­рам; в) формальной регрессией, при которой примитивные методы выражения и представления занимают место более зрелых форм выражения. В этой связи он говорит: «Три вида регрессии яв­ляются... едиными в основании и, как правило, случаются вмес­те; что раньше по времени, то примитивнее по форме и психи­ческой топографии и лежит ближе к обозреваемому концу». Мы считаем, что для наших целей движения различных видов рег­рессии должны быть рассмотрены, несмотря на свою похожесть, отдельно и в соответствии с различными чертами незрелой лич­ности ребенка. Существует также необходимость их подразде­ления на более мелкие структуры.

Чтобы рассмотреть процесс мышления согласно современ­ным метапсихологическим представлениям, я начну с перевода вышеуказанного утверждения касательно мыслительных органов на язык существующих терминов. Цитированное положение гла­сит далее следующее: регрессия может случаться во всех трех частях личностной структуры, в Ид так же, как и в Эго и Су-пер-Эго; это можно рассматривать как психическое содержа­ние и как методы функционирования; временная регрессия про­исходит в отношении целенаправленных импульсов, объектных репрезентаций и содержания фантазий; топографическая и фор­мальная регрессия — в функциях Эго (вторичные мыслительные процессы, принцип реальности и т. д.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...