Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмоциональное напряжение и беспокойство




Эмоциональное напряжение и сило конфликта. Если две противоположные силы равны по величине, результирующая сила будет равна нулю независимо от абсолютной мощности: сил. Сле­довательно, постольку, поскольку это касается изменений пози­ции, не должно быть никаких различий в действии конфликтов между слабыми и между сильными воздействиями (силами). На самом деле состояние человека весьма различно в слабом и в сильном конфликте. Одно из основных различий — интенсивность эмоционального напряжения (emotional tension) (et), которое, по-видимому, является функцией мощности противодействутощих сил

{et = ^(|/дС|)}. Как было упомянуто выше, у младенцев обнару­живается большая эмоциональность, если расстояние до недо­ступной цели мало, чем если оно велико. Это одна из причин того, почему увеличение стимуляции способствует решению про­блем обходного пути и других проблем только до определенно­го уровня интенсивности. Выше этого уровня, однако, увеличе­ние сил по направлению к цели делает необходимую реструк­туризацию более сложной отчасти потому, что человек должен двигаться против более мощных сил, отчасти потому, что появ­ляющаяся в результате эмоциональность ведет к примитивиза­ции (регрессии). Баркер, Дембо и Левин обнаружили, что час­тота негативных эмоциональных поступков возрастает с рос­том интенсивности фрустрации. То же самое справедливо для величины регрессии, измеряемой конструктивностью игры (рис. 2).

Форма беспокойного движения. Одно из простейших выра­жений эмоциональности — беспокойные движения, движения, которые не направлены к определенной цели, но являются про­сто выражением напряжения. На самом деле имеют место все сочетания ненаправленного выражения, такого, как беспокой­ное и бесцельное поведение (Dembo, I931). Ирвин (Irwin, 1932) обнаружил, что общая активность, измеряемая стабилиметром, возрастает у младенцев с увеличением времени, прошедшего с момента последнего кормления. Это указывает на то, что коли­чество ненаправленной активности — хорошее измерение состо­яния напряжения, сопровождающего голод, на этом возрастном уровне.

Беспокойные движения обычно перпендикулярны направле­нию силы, направленной к цели, или, в более общем смысле, они развиваются, насколько это возможно, вдоль линии равно­весия. Беспокойные движения рук и ног шестимесячного ре­бенка, пытающегося достать цель, происходят перпендикулярно направлению цели. За U-образным барьером (рис.3) беспокой­ные движения параллельны барьеру вдоль линии гт. В констел­ляции, соответствующей рис. 11 или 12, беспокойные движения будут следовать линии Е. Это подтверждается в ситуации, когда ребенок в возрасте полутора лет пытается достать игрушку G за круглым физическим барьером В. Беспокойные движения ре- . бенка принимают форму движения по кругу вокруг барьера.

Беспокойное движение можно понять как стремление отда­литься от нынешней ситуации, т. е. как движение, соответству­ющее силе /л_д.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛЕ И ЕГО ИЗМЕНЕНИЕ

В предыдущем разделе мы обсуждали результаты вли­яния когнитивной структуры и определенных констелляций сил на поведение. Теперь мы обсудим факторы, которые определя­ют констелляцию сил. Эта вторая проблема эквивалентна воп­росу, как одна часть или сторона жизненного пространства за­висит от других частей или сторон. Конечно, обе проблемы вза­имосвязаны, так как любое поведение, являющееся результатом определенной ситуации, отчасти изменяет ситуацию. Мы огра­ничим здесь наше обсуждение проблемами, связанными с по­требностями. Они касаются зависимости между состоянием того региона в жизненном пространстве, который представляет че-,ловека, и психологической средой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...