Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Потребности как часть более общих потребностей
Было сказано, что цели или другие валентности тесно связаны с потребностями. Изменения целей в значительной степени зависят от взаимозависимости потребностей. Потребности могут быть взаимозависимы по-разному: а) две (или более) потребности могут быть связаны таким образом, что их напряжения изменяются согласованно. Как мы видели, такая связь важна для проблемы замещения; б) взаимозависимость между потребностями может быть зависимостью между управляющим и управляемым. Например, квазипотребности, которые соответствуют намерениям, индуцируются управляющими потребностями. В обоих случаях взаимозависимости потребность становится частью более широкой системы потребностей. Мы обсуждали влияние завершения и незавершения относительно удовлетворения или неудовлетворения потребности, стоящей за действием. Сейчас мы будем обсуждать влияние этих действий на постановку новых целей. Зрелость притязаний. Для шестимесячного ребенка, лежащего на животе и пытающегося достать погремушку, по-видимому, не имеет значения, дотянется ли он в конце концов до этой погремушки в результате своего собственного усилия или кто-то другой подвинет ее так, чтобы он мог ее достать. Ребенок будет удовлетворен в обоих случаях. Трехлетний ребенок, пытающийся спрыгнуть вниз с третьей ступеньки, может отказаться от помощи. Он не удовлетворится, пока не достигнет определенных результатов самостоятельно. Очень маленький ребенок, по-видимому, знает только удовлетворение и неудовлетворение, но не успех и неудачу. Другими словами, он имеет потребности и цели, но еще не уровень притязаний. Мы говорим о притязании в отиошении действия, если результат этого действия рассматривается как достижение, отражающее собственные способности человека; если, кроме того, можно выделить различные степени сложности, мы говорим об уровне притязаний, Уровень притязаний имеет основное значение для поведения людей и оказывает влияние на большую часть их стремления к цели. В этой связи мы имеем парадокс, что индивид может предпочесть что-нибудь более трудное чему-нибудь более легкому. Фэйлз в течение шести месяцев изучала развитие притязаний у детей от двух до трех лет. Она наблюдала такие виды деятельности, как надевание и снятие зимнего комбинезона. Отказ от помощи—это, вероятно, наилучший поведенческий признак существования притязания в отношении деятельности. Такое настойчивое требование независимости свидетельствует о том, что собственное действие человека стало частью цели. Наблюдая манипуляции различных степеней сложности (такие, как: расстегнуть молнию, вытащить руку из пальто, повесить шапку на крючок), она обнаружила, что дети этого возраста имеют притязания только в отношении определенных видов деятельности. Один из определяющих факторов — способности ребенка; он не откажется от помощи в тех видах деятельности, которые ему определенно недоступны. Когда он становится старше или лучше обучен, уровень притязаний обнаруживается в отношении более сложных действий. Фэйлз также обнаружила, что социальные ситуации или похвала способствуют повышению притязания. Это свидетельствует о том, что социальный компонент важен для притязаний начиная с их самого раннего периода развития. Можно выделить различные степени «зрелости притязаний», соответствующие различным типам целей и процедур для достижения этих целей на различных возрастных уровнях. Андерсон (Anderson С, 1940) разработал шкалу зрелости притязаний для детей между двумя и восемью годами, используя такие виды деятельности, как набрасывание ряда колец на палку и сбивание кеглей мячом. Ребенок восьми лет будет рассматривать ряд из пяти бросков как одну единицу и поэтому не будет перебрасывать отдельные кольца, которые не попали на палку, прежде чем подсчитать свои очки. Дети в самой младшей группе (трехлетние) всегда подбирают отдельные кольца, когда не попадают, и перебрасывают их или надевают их прямо на палку. Самые маленькие дети не выполняют правила не заходить за ли- Рис. 12. Зрелость притязаний на трех возрастных уровнях и величина регрессии в условиях социального давления (награда). Указана частота, с которой ребенок надевает или перебрасывает не попавшее кольцо на палку4 нию. Эти и другие признаки свидетельствуют о том, что развитие уровня притязаний, выбор цели определенной степени сложности, предполагает: 1) ряд целей рассматривается как подчиненные цели в рамках более крупной целевой структуры, 2) сама деятельность понимается как часть цели, 3) ребенок понимает смысл правил и готов выполнять их. Если на ребенка оказывают давление, предлагая награду, уровень притязаний (т. е. выбранная степень трудности) будет уменьшаться. Если сделано так, что понижение уровня притязаний невозможно, может регрессировать зрелость притязаний (рис. 12), т.е. используется процедура, которая характерна для более младшего возраста. Регрессию зрелости притязаний можно наблюдать у взрослых в эмоциональных ситуациях. Эгоизм и альтруизм. В эксперименте Моор (Мооге, 1931) детей в возрасте между двумя и тремя годами просили поделиться апельсиновым соком с товарищем, которого сажали рядом с испытуемым. Результаты показывают широкие индивидуальные различия и отсутствие корреляций со степенью уважения испытуемым прав других, определяемой другими методами. Харт-шорн и Мэй (Hartshorne & May, 1929) изучали тестовые ситуации, в которых можно было наблюдать помощь (альтруизм, сотрудничество} со стороны детей. Они утверждают, что тенденция Данные на этом рисунке взяты из исследования С.Андерсона (Anderson С, 1940). оказывать помощь «специфическая», а не «общая» у детей между десятью и четырнадцатью годами. Мак-Грат (McGrath, 1923), используя метод опросника, сообщает, что альтруистический ответ на гипотетическую ситуацию увеличивается с возрастом. Пиаже (Piaget, 1932) упорядочивает свои данные по моральному развитию детей с точки зрения двух психологически различных типов морали, которые являются продуктом двух типов социальных отношений: до семи или восьми лет имеет место социальная связь одностороннего уважения, в которой ребенок подчиняется власти взрослого. Постепенно устанавливается отношение взаимного уважения, в котором каждый член имеет более равную часть контроля. Б. Райт (Wright В., 1942) изучал детей в ситуации, когда у них был выбор оставить предпочитаемую игрушку себе или отдать ее кому-либо другому. Другим ребенком (который не присутствовал) был либо кто-то незнакомый, либо лучший друг. Пятилетний ребенок практически всегда был эгоистичным; восьмилетний ребенок демонстрировал значительный альтруизм, чаще -по отношению к незнакомцу (58% щедрых выборов), чем по отношению к другу (23% щедрых выборов). Действуя в качестве посредника между другом и незнакомым ребенком при распределении игрушек, пятилетний ребенок чаще оказывал предпочтение другу, чем незнакомцу. Восьмилетний чаще оказывал предпочтение незнакомцу, чем другу. Теоретически альтруистический или эгоистический выбор можно рассматривать как результат относительно мощных сил, действующих на различные регионы жизненного пространства, и потенции различных ситуаций. В жизненном пространстве ребенка С (рис. 13) сила fcc действует на него самого в направлении цели G. Кроме того, в его жизненном пространстве существует сила fcOlC, действующая на другого ребенка (the other child), Ot, в направлении той же самой цели. (Ситуация позволяет только одному человеку достичь цели.) Эта вторая сила fcOlG соответствует потребности другого ребенка (как ее воспринимает ребенок, чье жизненное пространство представлено) и готовности ребенка С поддержать цель ребенка Ot. Говоря с формалистической точки зрения, альтруистичный или эгоистичный выбор зависит от относительной мощности этих двух сил. Согласно Райту, очень маленький ребенок не воспринимает потребность другого ребенка. Это может быть причиной отсутствия кооперирующей игры у маленького ребенка. С увеличением возраста потенция воспринимаемой потребности другого ребенка увели- Рис. 13. Ситуация альтруизма. (Значение различных символов описано в тексте.) чивается. Подобным образом потенция внешней группы возрастает по отношению к потенции внутренней группы (друг). Больший альтруизм по отношению к незнакомцу, чем по отношению к другу, по-видимому, обусловлен частично тем фактом, что ребенок видит самого себя в положении хозяина по отношению к незнакомцу, но не по отношению к другу и что его идеология требует, чтобы он был гостеприимным. Дети оценивали других людей как альтруистичных или эгоистичных в той же степени, в какой они сами были такими. Предварительное исследование показывает, что взрослые в подобной обстановке более эгоистичны, чем восьмилетний ребенок. Покорность и социальное давление. Обсуждая проблемы конфликтов, мы видели, что силе, действующей на человека в направлении цели, могут противодействовать индуцированные силы, соответствующие воле другого человека. Ввиду связи между психологическими силами и психологическими потребностями мы можем также говорить об индуцированных потребностях. Отношения между двумя людьми могут быть дружескими или враждебными; потребность каждого сильно зависит от поля власти другого. Виэ наблюдал детей в возрасте между двумя и четырьмя годами, когда в комнату ребенка входил незнакомец. Он обнаружил, что на силу поля власти незнакомца в данный момент влияет физическая позиция обоих людей. Влияние поля власти на ребенка увеличивается с уменьшением расстояния. Оно очень сильно, если ребенка помещают на колени взрослого. Поле власти слабее позади незнакомца или там, где ребенка нельзя увидеть, впереди незнакомца. Другими словами, сила поля власти одного человека на другого различна дли различных областей. Дж. Д. Франк (Frank J.D., 1944) в экспериментах со студентами и Уоринг, Дуайер и Джанкин (Waring, Dwyer & Junkin, 1939) в экспериментах с детьми из детского сада за обеденным столом также обнаружили, что действенность поля власти при создании индуцированных сил больше, если расстояние между людьми меньше. Липпитт и Уайт (Lippitt & White, 1943) в экспериментах с десятилетними детьми проверяли влияние индуцированных потребностей во время присутствия и отсутствия индуцирующего поля власти. Они обнаружили, что объем выработки в автократической групповой атмосфере падал очень значительно в течение нескольких минут, когда руководитель покидал помещение. Не так было в демократической групповой атмосфере, где работа выбиралась и планировалась самой группой и где выработка была неизменной, когда руководитель уходил. С.-Е. Маерс (Meyers С. Е., 1944) изучал влияние конфликтующей власти взрослых на детей детсадовского возраста. Он обнаружил, что противоречивые приказы очень значительно понижают конструктивность игры детей. Ребенок может вообще прекратить деятельность (помимо самоманипуляций, сходных с теми, которые описаны Арсенианом [Arsenian, 1943]}, если он не находит способа следовать приказам обеих властей. Даже если приказы обоих взрослых согласуются, слишком частое вмешательство в игру ребенка несколько понижает ее конструктивность. Негативные приказы наносили больший ущерб, чем положительные команды, а неопределенные команды — больший ущерб, чем конкретные. Индуцированные потребности:, противоположные собственным потребностям, могут привести к постоянному состоянию конфликта, который более или менее скрыт. Если такой конфликт нельзя разрешить, разрушив господствующее поле власти, ребенок может стать агрессивным по отношению к менее могущественным людям. Левин, Лиепитт и Уайт (Lewin, Lippitt & White, 1939) обнаружили, что в нескольких случаях в автократической ' группе один из детей подвергался нападкам как «козел отпущения». Перенятие чуждых целей. Индуцированная потребность может медленно изменить свой характер в. направлении собственной потребности. Другими словами, человек будет не только следовать приказаниям, но и «принимать» их (в смысле перенимать их). Уоринг, Дуайер и Джанкин (Waiing, Dwyer & Junkin, 1939) наблюдали изменения в этом направлении у детей детского сада. Данкер (Duncker, 1938) изучал изменения в пищевых предпочтениях детей от двух до пяти лет, на которых повлиял рассказ, в котором герой ненавидел один из двух типов пищи и с восторгом наслаждался другим. После рассказа дети предпочитали любимую еду героя, хотя ранее она была непривлекательна для них. Этот эффект уменьшался с течением времени, но его еще можно было обнаружить после шести дней. Томсон (Thompson) изучал влияние предубежденного руководства на десятилетних детей. Руководитель создавал лишенное привилегий меньшинство в рамках группы детей, которые первоначально имели одинаковый статус. После ряда собраний клуба дети привилегированного большинства продолжали относиться к остальным детям как к лишенным привилегий, даже когда руководитель покидал комнату. Эта дискриминация, однако, была не такой сильной, как в присутствии руководителя. Это показывает как то, что присутствие поля власти руководителя имеет некоторое влияние, так и то, что в какой-то мере произошло перенятие индуцированных целей. Липпитт и Уайт (Lippitt & White,Л943) в исследовании автократической, демократической и попустительской групп обнаружили, что готовность индивида принимать автократию в клубе частично зависит от домашней ситуации. Для этой цели, по-видимому, наиболее благоприятно сочетание жесткой и теплой атмосферы в доме, т. е. атмосферы относительной автократии, которая своей теплотой препятствует тому, чтобы ребенок стремился стать независимым от семьи. Эти дети имеют тенденцию придерживаться «взрослых ценностей», а не «мальчишеских ценностей». Дети, которые следуют, мальчишеским ценностям, более общительны в своем кругу, но менее покорны в школе. А. Фрейд НОРМА И ПАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. ВИДЫ РЕГРЕССИЙ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ1 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 300. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |