Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СИЛА И СИЛОВОЕ ПОЛЕ А. Сила и валентность
Структура жизненного пространства определяет, какие передвижения возможны в данное время. То, какое изменение происходит на самом деле, зависит от констелляции психологических сил. Конструкт сила характеризует для данной точки жизненного пространства направление и мощность тенденции к изменению. Этот конструкт не подразумевает никаких дополнительных предположений о «причине» этой тенденции. Комбинация ряда сил, действующих в одной и той же точке в данное время, называется результирующей силой. Связь между силой и поведением можно, следовательно, выразить следующим образом: всякий раз, когда существует результирующая сила (отличная от нуля), происходит либо передвижение в направлении этой силы, либо изменение когнитивной структуры, эквивалентное такому передвижению. Обратное также верно: всякий раз, когда имеется передвижение или изменение структуры, в этом направлении существуют результирующие силы3. Психологические силы соответствуют связи между по крайней мере двумя регионами жизненного пространства. Простой пример — сила fKG, действующая на ребенка С в направлении к цели G (рис. 5). Эта сила зависит от. состояния ребенка С, в частности от состояния его.-дотребностей, и от характера региона G. Если регион G (который может представлять деятельность, социальную позицию, объект или любую другую возможную цель) привлекателен для человека, говорят, что он имеет положительную валентность. Такая валентность соответствует полю сил, которое имеет структуру положительного центрального поля (рис. 5). Если бы не существовало никаких других валентностей, человек, находящийся в любом регионе А, В, D, £..., всегда старался бы переместиться в направлении к G. Другими словами, валентность G Мы не обсуждаем здесь сложные проблемы чуждых факторов, т. е. тех физических и социальных факторов, которые можно рассматривать как пограничные условия жизненного пространства. Мы не выходим за рамки психологии. Рис. 5. Положительное центральное поле сил, соответствующее положительной валентности соответствует силе /AG, /BG, fDC и т. д. Наблюдение поведения позволяет определить не только сознательные цели, но и «бессознательные цели», как этот термин использует Фрейд. Если G отталкивает человека, мы говорим q6 отрицательной валентности G, соответствующей отрицательному центральному полю (рис. 6), которое состоит из сил fA'_G, fB_G, fD_G и т. д., направленных от G. Влияние сил можно наблюдать с самого раннего младенчества: движения к и от груди во время кормления можно заметить в первые недели жизни. Смотрение на объект (фиксация) — другой пример направленного действия. Позже появляется хватание. Более сложные направленные действия предполагают соответственно более высокую дифференциацию жизненного пространства. У маленького ребенка сила с большей вероятностью будет оказывать прямое влияние на все части ребенка, чем в более позднем возрасте. Например, шестимесячный ребенок, который тянется к игрушке, может двигать в этом направлении как руки, так и ноги. Он можег открывать рот и наклонять голову в направлении цели. Более старший, более дифференцированный ребенок, вероятно, будет реагировать более «контролируемым» образом только одной частью тела. Мощность силы и удаленность валентности. Позже мы обсудим, какие факторы определяют изменение валентности. Сначала давайте зададим вопрос, какое влияние имеет данная валентность или распределение валентностей на поведение. Мощность силы в направлении к или от валентности зависит от мощности этой валентности и психологического расстояния (еАС) между человеком и валентностью (fAG= F{Va(G), eAGA}). Рис. 6. Отрицательное центральное поле сил, соответствующее отрицательной валентности Фаянс (Fajans, 1933) обнаружила, что упорство детей (в возрасте от одного до шести лет) в стремлении достичь цели с различных физических дистанций (8—100 см) возрастает с уменьшением расстояния. Это может означать, что с увеличением расстояния либо уменьшается сила, либо ребенок быстрее видит, что барьер непреодолим. Если преобладает первый фактор, тогда эмоциональное напряжение должно уменьшаться с увеличением расстояния. Фаянс обнаружила, что это верно только для младенцев. Для более старших детей, по-видимому, преобладает второй фактор, вероятно, потому, что эти дети рассматривают препятствие как нечто, зависящее от воли экспериментатора, а не как физическую дистанцию. В некоторых экспериментах с крысами было обнаружено, что скорость бега к цели увеличивается с уменьшением расстояния (Hull, 1930). Г.Ф.Райт (Wright, 1942) не обнаружил никакого соответствующего указания на такой градиент скорости в экспериментах, в которых дети из детского сада тянули цель (стеклянный шарик) к себе. Это показывает, что в психологии связь между мощностью силы и телесным передвижением довольна сложна и что физическая и психологическая дистанции могут быть связаны совершенно по-разному при различных обстоятельствах. В качестве особого примера можно упомянуть ситуацию, в которой человек «почти» достигает цели. У животных, как и у детей, наблюдалось заметное замедление на последнем этапе до того, как цель достигнута. Если бы сила была просто связана с физической дистанцией, в этой точке не было бы никакого внезапного падения скорости. Очевидно, после того как индивид попал внутрь региона цели, сила fAG больше не может иметь направление «к» региону цели, но она превращается в силу fGG, которую нужно правильно интерпретировать как тенденцию сопротивляться вытеснению из региона цели (подробно см.: Lewin, 1938). Нахождение в регионе цели часто неэквивалентно потреблению цели, или телесному контакту с ней, а эквивалентно власти над целью, уверенности в ней. Вероятно, это причина замедления на последнем отрезке перед целью. Это также объясняет частое «снижение интереса» после овладения, иллюстрируемое следующим примером. Девятимесячный ребенок тянется к двум погремушкам, лежащим перед ним. Когда он достает одну, он не начинает играть, а интересуется только той погремушкой, которой у него нет. Пример уменьшения мощности силы с увеличением расстояния от отрицательной валентности можно найти в некоторых ситуациях принятия пищи (Stein & MacDonald, 1937). Для ребенка, который не любит шпинат, акт принятия пищи может состоять из ряда относительно изолированных шагов, как, например, положить руку на стол, взять ложку, положить еду на ложку и т. д. Мощность силы, направленной от съедения неприятной пищи, и, следовательно, сопротивление следующему шагу возрастают в зависимости от близости шага фактического съедения. После того как ребенок начинает жевать, структура ситуации в отношении этого куска обычно меняется коренным образом. Вместо сопротивления ребенок пытается покончить с куском. Это пример того, как направление и мощность сил, действующих на человека, зависят от региона, в котором находится человек. Изменение мощности силы в зависимости от расстояния до валентности различно для положительных и отрицательных валентностей. Последняя обычно уменьшается гораздо быстрее. Величина уменьшения зависит также от характера региона, который имеет положительную или отрицательную валентность. Величина уменьшения, например, в случае опасного животного, которое может передвигаться, отличается от.величины уменьшения в случае неподвижного неприятного объекта. Влияние временной дистанции на мощность сил в некоторых отношениях, по-видимому, аналогично влиянию физической дистанции. Э. Кац (Katz, 1938} в экспериментах с детьми из детского сада обнаружил, что частота возобновления прерванных заданий возрастает с увеличением близости прерывания к завершению задания, но падает для прерываний, очень близких к концу. Находящиеся в исправительных заведениях подростки, подобно другим заключенным, могут попытаться бежать незадолго до того, как они получают право на освобождение. Нередко они становятся непокорными {Farber, 1944). Их эмоциональное напряжение повышает временная близость цели. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |