Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие сенсомоторных ключевых квалификаций, формирование умений




Основой для более быстрого формирования многих навыков является сенсомоторная квалификация, представляющая собой совокупность следующих компонентов: точности зрительного и кинестетического анализа положения рук и инструмента в пространстве, способности коррекции движений в процессе их выполнения, глазомера, чувства времени, слухового восприятия.

Рассмотрим возможности формирования ключевых квалификаций в профессиональном обучении. В ФРГ широкое распространение получил четырехступенчатый метод формирования навыков:

• подготовительная ступень - создание учебной ситуации;

• демонстрационная ступень - формирование представления о трудовых действиях;

• пробное выполнение трудовых действий;

• упражнения и отработка навыков.

Формула данного .метода: «что как почему так».

В процессе производственного обучения используются следующие методы:

• обучение на основе регуляции выполняемых действий. Суть его - в формировании у обучаемых ориентировочных основ, представлений об осваиваемых трудовых действиях при помощи инструкционных карт (вербальный тренинг), различных ТСО (активный тренинг), психорегуляционного тренинга;

• метод когнитивного конструирования При его применении широко используются инструкционные карты с неполными данными, что позволяет активизировать интеллектуальный поиск обучаемых в процессе самостоятельного освоения трудовых действий;

• метод направляющих текстов. Его суть - в управлении самостоятельным учением на основе пошаговых (поэтапных) предписаний:

1- й этап информационный (что нужно сделать?);

2- й этап планирование (как можно достигнуть этого?);

3- й этап - принятие решения (определение путей и средств реализации);

4- й этап - реализация;

5- й этап контроль (правильно ли выполнено задание?);

6- й этап - оценка (что нужно в следующий раз сделать лучше?).

В психологии труда умение рассматривается как сложное структурное Образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях протекания.

Трудовые умения - это умения осуществлять труд.

Практические умения - умения, направленные на реальное изменение наличного материального бытия (нс только природного, но и социального).

Профессиональные умения - четко определенный круг трудовых умений, характеризующих высокий уровень качества выполнения трудовых действий, без которых нельзя обеспечить качественные и количественные требования, предъявляемые современным производством к результатам труда рабочего.

Общетехнические умения - это умения чтения и составления чертежей, выполнения технических расчетов, измерений, настройки и наладки технических устройств и т.д.

Политехнические умения - способ практической реализации знания типичных, общих сторон технических объектов, процессов производства и их научных основ. Эти умения, отличающиеся гибкостью и широтой применения, связаны с решением интеллектуально-практических задач.

Этапы формирования умений:

• первоначальное умение - осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Действия выполняются методом проб и ошибок;

• частично умелая деятельность - овладение умениями выполнять отдельные приемы, операции, уточнение необходимой системы знаний, сформированности специфических для данных действий навыков, появление творческих элементов деятельности;

• умелая деятельность - творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения; овладение умениями на уровне практики трудовой деятельности;

• мастерство - овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели - целеполагания, творческое использование различных умений в соединении с высокой профессиональной активностью, развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе.

Трудовые умения целесообразно рассматривать на трех уровнях:

• уровень выполнения отдельных операций: умения успешно выполнять технологические и другие трудовые операции (опиливание, резание, обтачивание поверхностей на токарном станке, пользование контрольно-измерительными инструментами, микрокалькулятором и т.д.);

• тактический уровень: умения осуществлять полный технологический процесс, успешно использовать совокупность наличных средств труда, имеющихся операционных умений для решения текущих трудовых задач в Изменяющихся условиях;

• стратегический уровень: умения ориентироваться во всей системе производства, производственных и общественных отношений, определять место и цели собственной трудовой деятельности и основных ее этапов в соответствии с целями производственного коллектива.

Комплекс стратегических, тактических и операционных умений образует ключевые компетенции.

При развитии ключевых компетенций используют личности ориентированные методы:

• Метод конструктивного обучения аналогичен техническому конструированию.

• Имитационное планирование представляет собой разновидность ролевой игры, стимулирует индивидуальную активность обучаемых и вместе с тем развивает способность к групповой работе.

• Экспериментальное учение по ситуативному методу ориентировано на применение теории на практике. Учащимся предлагается производственная ситуация, в которой заложена ошибка, своеобразная ловушка. Требуется се обнаружить и после группового обсуждения устранить. Этот дидактический прием стимулирует аналитическое мышление, развивает способности к переносу и применению теоретических знаний на практике, учит работать в группе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...