Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровни обобщения знаний, необходимых для формирования трудовых умений




Психология профессионального обучения

Обучение - целенаправленная, последовательная передача (трансляция) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

Цель обучения - развитие всех подструктур личности обучаемого: потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сфер, отношений и установок; знаний, умений и навыков, психических процессов; индивидуально-типологических особенностей.

Научение - целесообразное изменение деятельности и поведения в процессе выполнения каких-либо физических и умственных действий.

Различают следующие виды научения:

• стихийное, когда отсутствует цель приобретения новых знаний и умений;

• специально организованное;

• непреднамеренное, когда конечный результат - приобретение опыта - не совпадает непосредственно с целями деятельности и поведения.

Человек приобретет много разнообразных полезных и социально значимых знаний и умений, выполняя различные виды деятельности. общаясь и взаимодействуя с другими людьми, слушая радио,просматривая телепередачи, читая, используя Интернет. И доля, и роль этого научения в современных условиях тотальной компьютеризации жизнедеятельности людей и доступности Интернета возрастают.

Учение - специально организованная деятельность, целью которой является формирование новых знаний, умений и навыков, форм поведения и деятельности.

Структура учения:

• мотивы, направленные на удовлетворение определенных потребностей (познавательных, в развитии и саморазвитии, в достижениях). Стимулами учения могут выступать внешние источники активности: требование, ожидание, поощрение, наказание и т.п.;

• учебная ситуация, имеющая проблемный характер;

• обобщенные способы деятельности;

• контроль над способами выполнения учебных действий;

• оценка правильности выполнения учебных действий, а также конечного результата учения.

Уровни обобщения знаний, необходимых для формирования трудовых умений

Основная цель обучения сводится к освоению обобщенных результатов того, что создано предшествующим опытом человечества.

Учение как процесс состоит в том, что учащийся не только усваивает конкретные знания, но и овладевает способами действий в отношении усваиваемого материала.

Овладение способами мыслительной деятельности направлено на умственное развитие учащихся. Овладение способами предметной деятельности непосредственно связано с формированием профессиональных практических умений.

Деятельность человека осуществляется на основе:

1) знаний об окружающей действительности (знаний об объекте);

2) знаний о способах деятельности.

К первым относят, например, знания в области физических, химических законов; знания об устройстве и принципах действия машин, аппаратов, о свойствах материалов и др.

К знаниям второго рода относят знания о способах выполнения рабочих операций, действий с техническими объектами, управления машинами и др.

А.М. Новиков обосновал выделение уровней обобщения знаний с учетом деления их на знания об объекте и знания о способах действия.

Обучение знаниям реализуется посредством различных видов деятельности. К ним относятся:

• демонстрация учащимся различных предметов и явлений;

• наблюдение учащихся за этими предметами, явлениями и выделение их различных сторон, свойств, связей;

• сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств; выделение и объединение (синтез) таких свойств, которые являются общими для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают объекты одной группы от объектов другой группы;

• абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терминах;

• обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки.

Формирование трудовых навыков

В зависимости от того, какие стороны, компоненты действия автоматизируются, выделяют различные виды навыков:

• умственные;

• сенсорные;

• сенсомоторные:

- двигательные, связанные с тем, что для достижения цели действия учащиеся затрачивают в сравнительно больших количествах собственную мышечную энергию (опиливание, рубка металла, кладка кирпича и т.д );

- сенсорно-двигательные (навыки управления разнообразными установками, агрегатами, машинами).

А.М. Крестовников рассматривает формирование навыков как закономерное развитие условных рефлексов, которые в процессе управления объединяются в определенную систему - последовательную цепь осуществляемых в строго закрепленном во времени порядке условно-рефлексивных актов, представляющую собой динамический стереотип:

• анализ информации, поступающей от различных органов чувств (рецепторов) в кору больших полушарий;

• синтез - построение многообразия связей между отдельными областями коры головного мозга;

• генерализация - подчинение всех функций человека совершенствованию выполняемого действия;

• иррадиация - распространение нервных процессов, благодаря котором)1 возбуждение или торможение одного из участков мозга может охватывать и другие;

• появление стереотипичности - постоянство, стабильность структуры выполняемых действий при исчезновении лишних элементов, входящих в структуру действий, за счет развития внутреннего торможения, что приводит к концентрации нервных процессов;

• стабилизация - процесс завершения и закрепления динамического стереотипа.

К.К. Платонов выделяет шесть этапов формирования навыка:

1) начало осмысления - отчетливое понимание цели, но смутное представление о способах ее достижения, грубые ошибки при попытках выполнения действий;

2) сознательное, не неумелое выполнение - отчетливое понимание того, как надо выполнять действия, но само выполнение еще неточное, неустойчивое, со множеством лишних движений;

3) автоматизация навыка - все более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании, устранение лишних движений, появление возможности положительного переноса навыка;

4) высокоавтоматизированный навык - точное, экономичное, устойчивое выполнение действий;

5) необязательный - временное ухудшение выполнения действий, возрождение старых ошибок;

6) вторичная автоматизация навыка - восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального почерка в выполнении действий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...