Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальное предпринимательство




Социальное предпринимательство основано на совмещенииэкономических и социальных ценностей. Теоретическую основу составляет концепция смешанных ценностей, сформулированная ДжедомЭмерсономсогласно которой:благо включает в себя 3 компонента: экономическую, социальную и экологическую ценность. Социальное предпринимательство - это довольноновое явление, которым называют деятельность как коммерческих, так инекоммерческих организаций, осуществляющих социальную функцию.

Социальное предприятие (socialenterprise) – это бизнес-предприятие,организованное для создания социальной ценности, призванное смягчить илисократить социальную проблему, функционирующее на основе финансовойдисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе. Сочетание инноваций и предпринимательства позволяетназывать социальные предприятия социальными венчурами.

Венчурные предприятия (venturecompany) – это обычно малые предприятия, занятые научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений, в том числе по заказамкрупных фирм и государственным субконтрактам. Венчурные предприятияотносятся к рисковым формам бизнеса с неопределенным заранее доходом.

Факторы, определяющие социальное предпринимательство:

– миссия по созданию и поддержанию социальной ценности;

– выявление новых возможностей для реализации миссии;

– непрерывный процесс инноваций, адаптации и обучения;

– решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми

ресурсами;

– высокая ответственность предпринимателя перед клиентами и перед

обществом.

Социальное предпринимательство относится к производству товаров, услуг, созданию новых организаций. Основное отличие социального предпринимательства от обычного предпринимательства – это характеристика производимой ценности:

– для обычного предпринимательства ценность имеет рыночный,

экономический характер и выражается в категориях дохода и прибыли;

– для социального предпринимательства ценность – это преимущество,

которое получает значимая часть общества или общество в целом от произведенной социальным предпринимателем «крупномасштабной трансформации». При этом целевыми группами, которым предназначена«ценность», служат наименее защищенные и наименее благополучные слоинаселения, не имеющие финансовых ресурсов, либо политических рычаговдля достижения «получаемой в результате трансформации ценности» собственными силами.

Характерные особенности социального предприятия:

1. Ориентация предприятия на производство товаров и услуг для

рынка.

2. Цели: социальные, экологические. Они имеют ясные социальные и/или экологические цели, выраженные в создании рабочих мест, обучении или предоставлении социальных услуг. И этические ценности могут включать повышение квалификации местных сообществ. Их прибыль преимущественно реинвестируется для достижения социальных целей.

3. Общественная собственность, которая может выражаться в общественном характере производимого продукта (услуги), общественномуправлении. Структура управления и собственности обычно основана научастии групп стейкхолдеров (т.е. персонала, потребителей, представителейместного сообщества, инвесторов), либо попечителей и директоров, выступающих от имени более широкого круга стейкхолдеров. Они подотчетны своим стейкхолдерам и более широкому сообществу за социальные, экологические и экономические результаты деятельности предприятия.

4. Социальный результат – изменение за счет решения конкретной социальной проблемы, либо устранения «провала» рынка.

5. Предпринимательский подход использует бизнес-механизмы: инновации, стратегический менеджмент, маркетинг, дисциплину и организацию, присущие прибыльному бизнесу.

6. Использование прибыли исключительно для выполнения социальной миссии.

7. Демократизация управления за счет использования различных формучастия работников в управлении.

8. Государственный и общественный контроль, прежде всего, за целевым использованием государственных и других средств, выделенных посоциальным программам и заказам.

Компоненты социального предпринимательства:

1. Выявление устойчивого, несправедливого равновесия, определяющего социальнуюисключенность или страдание у части общества;

2. Выявление внутри несправедливого равновесия возможности для производства социального блага посредством творчества, прямого действия исмелости предпринимателя;

3. Достижение нового равновесия, высвобождающего скрытый потенциал, или облегчающего страдания целевой группы.

Классификация социальных предприятий

1. По типу собственности: общественные, частные, кооперативные. Общественная собственность сближает социальные предприятия с традиционным НКО. Общественный характер структуры собственностиозначает, что управляющий совет определяет стратегию и осуществляетфинансовый надзор.

Преимущества частной собственности на социальное предприятие:

– возможность справедливого финансирования;

– прозрачность собственности на активы, их оценки;

– свобода продажи.

Недостатки частной собственности на социальное предприятие:

– возможен конфликт между мотиваций на создание прибыли и

социальной миссией;

– жесткая финансовая зависимость и налоговые обязательства, что

требует от него большей производительности, нежели удовлетворения

социальных нужд.

2. По степени интеграции социальной программы и бизнес- активности.

– «встроенные» – это социальные предприятия, в которых бизнес-деятельность организована непосредственно для реализации социальнойпрограммы. При этом целевые социальные группы (клиенты, потребители,работники) интегрированы в модель как получатели социальных услуг. Этот тип интеграции рождает наибольшее разнообразие моделей социальный предприятий, в том числе:

- модель предпринимательской поддержки;

- модель рыночного посредничества (содействия включению в рынок);

- модель занятости;

- модель платы за услуги;

- модель рынка для низкодоходных клиентов;

- кооперативная модель;

- модель рыночного сцепления.

– интегрированные, когда бизнес-деятельность лишь частично покрывает социальную деятельность в рамках их социальной программы иорганизуется как механизм финансовой поддержки социальной программы.Это может происходить через коммерциализацию услуг организации, которые продвигаются на широкий рынок, либо через предложение дополнительных (платных) услуг сложившемуся кругу клиентов.

– экстернализированные, когда бизнес-деятельность не связана с социальными программами и миссией организации. В этом случае деятельность социального предприятия отделена от деятельности НКО, хотяосуществляет финансовую поддержку социальных ее программ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...