Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы, оказывающие влияние на рост и развитие ребенка младенческого возраста и состояние его здоровья




1. Наследственность — наследственные заболевания или склонность к какому-либо заболеванию, унаследованная от родителей или близких родственников (в том числе особенности иммунной системы).

2. Организация ухода — наличие определенного режима дня, достаточное пребывание на воздухе, проведение гигиенических мероприятий, организация бодрствования.

3. Вскармливание.

4. Безопасность окружающей среды.

5. Организация физического воспитания и закаливающих мероприятий.

На последних факторах необходимо остановиться подробнее.

Организация безопасной окружающей среды

Имеет огромное значение для здоровья ребенка. По мере развития моторных навыков малыш пользуется все большей свободой. Но ребенок не имеет предшествующего опыта и, значит, не знает, что опасно, а что нет. Это сочетание факторов создает условия для повышенного травматизма детей, особенно от 6 до 12 мес. Предотвратить беду может только постоянный контроль за малышом (с него нельзя «спускать глаз») и выполнение ряда правил безопасности.

1. Убрать из комнаты ребенка ковры, из-за которых он может упасть.

2. Убрать салфетки с секретеров, шкафов, тумбочек и стоящие на них тяжелые предметы (вазы, статуэтки и т. д.).

3. Все розетки закрыть специальными пластмассовыми заглушками, а электроприборы убрать за пределы досягаемости ребенка.

4. Исключить из игр ребенка и постоянного обихода мелкие предметы (шарики, гвоздики, болты и т. д.).

5. Спрятать под ключ все острые, режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, спицы, ножи и т. д.).

6. Поместить в одно место под замок все лекарственные препараты (например, в шкатулку).

7. Спрятать предметы бытовой химии под замок (моющие средства, дезодоранты, инсектициды и т. д.).

8. Огородить выходы на лестницы (если в доме более одного этажа).

9. Окна в комнате ребенка должны быть закрыты, а если их открывают при проветривании, ребенка на это время выносят в другое помещение.

10. Сделать невозможным доступ ребенка на кухню и в санитарные комнаты.

11. Поместить в закрывающийся на ключ бар все алкогольные напитки, упаковки с сигаретами и спичками.

Помните! 90% травм детей до 3 лет происходит из-за халатности и беспечности взрослых!

Перечисленные правила помогут удовлетворить потребность ребенка «избегать опасности».

Физическое воспитание и организация закаливания на 1-м году жизни и в период преддошкольного и дошкольного возраста

Физическое воспитание — один из важнейших факторов, влияющих на развитие ребенка и его здоровье, и в то же время это способ удовлетворения потребностей:

ü «двигаться»;

ü «быть здоровым»;

ü «общаться».

Физическое воспитание — это комплекс мер, направленных на укрепление здоровья ребенка, профилактику заболеваний и его гармоничное физическое и умственное развитие.

Из определения ясно, что физическое воспитание решает 2 взаимосвязанные и взаимозависимые задачи:

ü охрана и укрепление здоровья;

ü полноценное развитие личности.

Решение этих задач осуществляется с помощью следующих мер:

ü соблюдение режима дня;

ü соблюдение гигиенических норм и правил;

ü проведение общих и специальных закаливающих процедур;

ü выполнение массажа и адекватных возрасту комплексов гимнастики.

I.  Режим дня. Основой любого режима дня являются:

ü деятельность;

ü сон;

ü питание;

ü пребывание на свежем воздухе.

Правильно организованный режим дня предоставляет организму необходимые паузы, которые обеспечивают периоды меньшей активности, т. е. отдых в физическом и психоэмоциональном смыслах. Это позволяет обеспечивать бодрое настроение в течение дня и гармоничное развитие личности.

Режим дня строится с учетом:

ü состояния здоровья;

ü возраста;

ü индивидуальных особенностей ребенка.

При построении режима дня исходят из следующих положений:

ü обеспечить ребенку глубокий, достаточный по продолжительности сон.

ü обеспечить регулярность приема пищи.

ü своевременно чередовать активную деятельность с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе.

1. Сон является необходимым для отдыха и восстановления сил ребенка.

Длительность сна:

ü у детей до 1 года составляет 22 - 1/2 m, где m - число месяцев;

ü у детей старше года составляет 16 - 1/2 n, где n — число лет (по И. Н. Усову, 1969, 1992).

Кратность дневного сна:

ü до 1 года — 3-4 раза в день;

ü от 1 года до 3 лет — 1 раз;

ü с 3 лет — по желанию ребенка;

ü с 10 лет — по медицинским показаниям.

2. Прием пищи должен соответствовать возрасту и индивиду­альным потребностям ребенка:

ü до 1 года:

- от 1 до 5 мес. — 6 раз в сутки (ночной перерыв 6 часов);

- с 5 до 12 мес. — 5 раз в сутки (ночной перерыв 8 часов);

ü от 1 года до 3 лет — 4 раза в день;

ü с 3 лет и старше — 3-4 раза в день.

3. Деятельность необходимо организовывать с учетом воз­раста и индивидуальных особенностей ребенка.

ü Длительность бодрствования составляет:

ü до 1 мес. — 1 час;

ü от 1 до 3 мес. — 1,5 часа;

ü от 4 до 12 мес. — 3 часа;

ü старше года — 5,5 - 6 часов.

Необходимо соблюдать последовательность компонентов ре­жима:

ü до 1 года: пробуждение, кормление, бодрствование, сон;

ü старше 1 года: пробуждение, бодрствование, кормление, сон.

II. Соблюдение гигиенических норм и правил.

1. Температура в комнате, необходимая для закаливания кож­ных рецепторов, правильного дыхания и крепкого сна:

ü в 1-м полугодии — 20-22 °С;

ü во 2-м полугодии — 19-20 °С.

Снижение температуры в помещении осуществляют:

ü проветриванием (сквозным);

ü кондиционированием.

Цели проветривания:

ü снизить температуру воздуха;

ü увеличить концентрацию кислорода;

ü снизить концентрацию микробов.

Кратность и длительность проветривания:

ü зимой: 4-5 раз в сутки по 10-15 мин;

ü летом: круглосуточно (несквозным, а если сквозным, то каждый час).

2. Личная гигиена: ежедневная гигиеническая ванна, подмывание, а на 2-м году жизни — пользование мылом, зубной щеткой, полотенцем.

Своевременная смена нательного и постельного белья.

3. Прогулки:

ü летом 2-3 раза в день по 2 - 2,5 часа;

ü зимой 2 раза в день по 1 - 1,5 часа (если безветрие — до -10 °С, если ветрено — до -5 °С).

4. Одежда должна быть удобной, не стеснять движений, соответствовать сезону и должна быть из натуральных тканей.

5. Обувь должна быть кожаной, с твердой пяткой, с фиксацией голеностопного сустава и с каблучком до 1 см.

III. Закаливание — это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды. Оно необходимо для профилактики заболеваний у ребенка. С целью закаливания используют естественные природные факторы:

ü воду;

ü солнце;

ü воздух.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 670.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...