Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ребенок в возрасте 2 лет (24 мес.)




Преддошкольный и дошкольный периоды

Период от 1 года до 7 лет называют периодом «молочных зу­бов». Условно в нем выделяют две фазы:

1-я — от 1 года до 3 лет — преддошкольный, или старший

ясельный возраст;    

2-я — от 3 до 7 лет — дошкольный возраст.

Данный период характеризуется интенсивным нервно- психическим

развитием и изменением пропорций тела ребенка.

В течение первых шести лет жизни закладывается основа лич­ности ребенка, формируются характер и привычки, проявляются его склонности и таланты.

Анатомо-физиологические особенности органов
и систем детей периода «молочных зубов»

Нервная система характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, ста­новлением и развитием второй сигнальной системы — речи. Де­ти этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвы­чайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Необходимо помнить, что привычки, закрепленные в этом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь.

Следует особо отметить, что дети до 3 лет удовлетворяют­ся общением с членами семьи. Дети старше 3 лет нуждаются в общении со сверстникам и способны организовывать с ними со­вместные сюжетные и ролевые игры. С учетом этого факта целе­сообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское, дошкольное учреждение.

 


Критерии оценки НПР детей периода «молочных зубов»

Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев (15 мес.):

РП — запас понимаемых слов быстро расширяется;

РА — лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний;

СР — различает до величине 2 полых куба (разница граней —3 см);        

Д —ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);

Н — самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев (18 мес,);

РП — обобщает предметы по существенным признакам в понимании
речи;

РА — облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности (словарный запас
30-40 слов);

СР — различает 3-4 контрастные формы предметов (щар, куб, кирпичики, призма);

И — воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия;

Д — перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу;

Н — самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев (21 мес.);

РП — понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинках;

РА — во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия;

PC—различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы
с разницей граней 3 см);

Д — перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки;

Н — раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого.




Ребенок в возрасте 2 лет (24 мес.)

РП -  понимаетбез иллюстраций короткий рассказ о ранеезнакомых событиях;

РА — при общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения (словарный запас 200-300 слов);

СР — подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета разных цветов (красный, синий, зеленый);

И — воспроизводит в игре рядпоследовательных действий (начало сюжетной игры);

Д — перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно положенные на полу палки; перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую над полом на 10 см;

Н — частично надевает одежду.

 

Ребенок в возрасте 2 года 6 месяцев:

Г — говорит многословными предложениями (не более трех
слов);

В — появляются вопросы: «Где?», «Куда?»;

ВФ — подбирает по образцу разнообразные предметы основных цветов;

И — игра носит сюжетный характер;

КД — самостоятельно делает простые сюжетные постройки
и называет их;

НО — полностью одевается, но еще не умеет застегивать пу­говицы и завязывать шнурки;                                         

НК—ест аккуратно;

Д — перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежа­щую на полу.

Ребенок в возрасте 3 лет:

РА — словарный запас — 1200-1300 слов;

Г — начинает употреблять сложные придаточные предложе­ния;

В — появляются вопросы: «Почему?», «Когда?»;

ВФ — в своей деятельности правильно использует геометри­ческие фигуры, по назначению;

ВЦ — называет 4 основных цвета;

И — появляются элементы простой игры;

КД — появляются сложные сюжетные постройки;

ИЗ — с помощью пластилина или карандаша изображает про­стые предметы и называет их;

НО — самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого;

НК— пользуется салфеткой, по мере необходимости, без на­поминания;

Д — перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивает через палку, лежа­щую на полу.

Ребенок в возрасте 4лет:

МР — группирует предметы по классам: классифицирует кар­тинки и определяет среди них лишнюю (не похожую на другие); складывает из 3 частей разрезанные картинки; составляет рассказ по сюжетной картинке, отвечая на вопросы взрослого;

ВП — из 4-5 показанных предметов вспоминает название одного-двух после того, как их убирает взрослый;

М — застегивает пуговицы, молнию, всегда или иногда за­шнуровывает ботинки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3 частей; подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь впе­ред; балансирует около 5 секунд на одной ноге;

С — умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилию, пол. .               ,

Ребенок в возрасте 5 лет: (

МР — строит и составляет по образцу различные узоры (из кубиков, мозаики и лего); может составить из нескольких пред­ложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом;

ВП — запоминает последовательность разложенных на. сто­ле картинок (4-5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1-2 четверости­шия, скороговорки или считалки;

М — самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигу­ру человека из 3-6 частей; прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед;

С — умеет играть с детьми разного возраста, не ссорясь и со­блюдая правила.

Ребенок в возрасте 6 лет:

PH —понимает значение всех слов из бытовой лексики, на­зывает, из чет сделаны отдельные предметы; составляет рассказ по 2-3 картинкам, связанным содержанием; решает простые ло­гические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду);

ВП — запоминает и рассказывает стихи и сказки; запоминает 6-8 слов и однозначных цифр, названных взрослым;

М—рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккурат­но закрасить его карандашом; прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;

С — знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т. п.; оценивает поступки и поведение окру­жающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.

Оценка НПР детей от 1 года до 7 лет проводится по тем же принципам, что и у младенцев, однако меняется содержание по­нятия «эпикризный срок». Если на первом году жизни эпикризный срок составлял 1 месяц, то в дальнейшем темпы роста замед­ляются, поэтому эпикризный срок увеличивается до 3 месяцев, а с 3 лет — до одного года.

Кожа и ее придатки продолжают развиваться. Совершен­ствуются терморегуляторная, выделительная и защитная функ­ции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьше­ние количества и выраженности естественных кожных складок (к 5- 6 годам они сглаживаются и исчезают).

Отмечается значительный рост и выраженность бровей и рес­ниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (подмыва­ние, умывание, чистка зубов и т. д.) и пользованию горшком.

Гигиеническая ванна в холодное время года может проводить­ся реже:

в 1-4 года — 2 раза в неделю;

с 4 лет—1 раз в неделю.

Костно-мышечная система также продолжает расти и разви­ваться.

К 2 годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молоч­ного прикуса — 20 молочных зубов.

С 5 лет начинается смена их на постоянные (в 6 лет — не менее одного постоянного зуба, в 7 лет — не менее четырех).

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шей­ных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост по­звоночника снова становится равномерным.

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височ­ной костей.

В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обе­спечивает их гибкость и подвижность. Однако при этом несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, имеющий неу­стойчивые изгибы, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформации костей особое внимание необходи­мо

— рациональному питанию;

— соблюдению осанки;         

— достаточной двигательной, активности;

—  адекватным физическим нагрузкам;     

— правильному подбору мебели и игрушек.

Характерно также развитие мышечной системы, нарастаниесилы, ловкости и массы мышц (диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза). При этом отмечается преимущественное разви­тие крупных и средних мышц, обеспечивающих бег, ходьбу, прыжки. Развитие же мелких мышц и, следовательно, мелкой моторики происходит гораздо медленнее и продолжается до 9-10 лет. Для стимуляции работы кисти детям рекомендуются специальные упражнения (мозаика, кубики, рисование, штри­ховка, лепка и т. д.).      

Дыхательная система значительно развивается, совершен­ствуется функция газообмена в легких.                       

К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.

До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая — нежной, слабозащищенной. В связи с тем, что ко­личество контактов у детей после годаа увеличивается, создаются условия для заболеваний респираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, ОРЗ, бронхитами, пневмониями при­ходится на возраст 1-3 года.

Тип дыхания:

к 2 годам — диафрагмально-грудной;

к 5 годам — грудной.               

Частота дыхания: в среднем 25-30 (до 3 лет — 28-32; по­сле 3—25-30) в минуту.

Дыхательная аритмия сохраняется до 2-3 лет.

При выслушивании до 2-3 лет определяется пуэрилъное дыха­ние, затем постепенно дыхательные шумы ослабевают, а к 7 го­дам оно становится, как и у взрослых, — везикулярным.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах, обогащается более разветвленной сетью капилляров.

Пульс составляет: в 1-3 года 105-115 уд. в мин; в 4—6 лет — 90—100 уд. в мин.

АДmax составляет:

90+2n, где n- число лет ребёнка

АДmin= ½ от АДmax+ 10 мм рт. ст.  

    При необходимости оценить АД ребенка более тщательно целесообразно использовать метод центильных таблиц.

Пищеварительная система значительно увеличивается в раз­мерах, совершенствуются еефункции — ферментативная, двига­тельная, всасывающая и т. д. Однако слизистая оболочка остается по-прежнему уязвимой, и при нарушении питания это проявляет­ся симптомами диспепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, рас­ширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пи­щевые пристрастия.     

Длина пищевода к 5 годам — 16 см.

Емкость желудка:       

· в 2 года — 300-400 мл;

· в 3 года — 400-500 мл;

· в 5-6 лет — 1000 мл.

Сохраняет свое значение наличие нормальной микрофлоры в кишечнике ребенка. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет — до 1 раза в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остаются менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значительные из­менения

К 5-6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции их еще несовершенны.

Суточный объем мочи составляет:

до 5 лет — 600 + 100 (n — 1), гдеn — число лет ребенка;

старше 5 лет —100 х (n + 5), где n — число лет ребенка.

Разовый объем мочи составляет 90-120 мл в сутки. Относительная плотность мочи — 1010-1020 ед.

Частота мочеиспусканий — 8-10 раз в сутки.

Произвольное мочеиспускание формируется:

· у девочек— к 1,5-2 годам;

· у мальчиков— к 3-3,5 годам.

 

Масса тела в возрасте от 1 года до 5 лет определяется по формуле:

Мд =10 + 2 х n(±3),

где n – количество лет, 10 – средняя масса тела ребенка 1 года.

 

Масса тела от 5 лет до 10 лет определяется по формуле:

Мд =20 + 3(n – 5) ±6 кг,

где 20 кг – масса тела ребенка в 5 лет

Или:

5 лет = 20 кг

                                             - 2 кг         + 3 кг,

т.е. на каждый недостающий до 5 лет год необходимо отнимать от 20 кг по 2 кг, а на каждый последующий после 5-ти лет год – прибавлять по 3 кг.

 

После 1 года длину тела можно рассчитать по формуле:

Дд = 75 + 5 х (n-1),



Или

Длина тела от 1 года до 5 лет:

Дд= 75 + 5 х n(±4 см)

где n – количество лет, 75 – средняя длина тела ребенка 1 года.

 

Рост от 5 лет до 10 лет определяется по формуле :

110 + 6 (n – 5 ) ±6 см

ИЛИ:

5 лет = 110 см

                                              - 8 см      +6 см,

т.е. на каждый недостающий до 5 лет год необходимо отнимать от 110 см по 8 см, а на каждый последующий после 5-ти лет год – прибавлять по 6 см.

Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в год; в 5. лет = 50 см, а затем увеличивается по 0,5 см в год.

Окружность груди увеличивается от 1 года до 10 лет — на 1,5 см в год; в 10 лет равна 63 см; после 10 лет увеличивается на 3 см в год.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...