Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура семинарского занятия




Вступительное слово преподавателя: объявление темы и цели, определение места семинарского занятия в общей структуре курса, обозначение круга вопросов, определение порядка выступления и регламента, напоминание содержания предыдущего занятия.

Обсуждение темы зависит от методики: «вопросы-ответы», «круглый стол», «дебаты», «альтернативные вопросы» и т.д. 

Подведение итогов: характеристика деятельности студентов, характеристика результатов обсуждения, рефлексия семинара – обратная связь в форме анкет, опросов и т.д.

 

Диалоговые формы проведения семинарских занятий.

При проведении семинарских занятий предлагается использовать различные современные их формы. Преподаватель в зависимости от уровня подготовленности и активности студентов может выбирать наиболее целесообразные формы из предлагаемого списка.

 

Форма семинарского занятия Описание
«Альтернативные вопросы» На данном семинаре студентам предлагается в быстром темпе сконструировать альтернативные вопросы и подготовить ответы о персоналиях, событиях, или понятиях на основе ранее изученного материала. Цель данного занятия: расширить и закрепить знания студентов, развивать умения анализировать и обобщать изучаемый материал, развивать навыки коммуникации.
Круглый стол На семинаре студентам предлагается материал, позволяющий на основе знаний, полученных в результате изучения материала обсудить предлагаемую тему. Цель данного занятия: проверить и закрепить знания студентов по теме, сформировать коммуникативные умения.
Вопросы-ответы На семинаре проводится проверка и закрепление знаний студентов, полученных в результате изучения темы. В ходе семинара обучающиеся в быстром темпе и в условиях состязательности отвечают на вопросы преподавателя. Цель данного занятия: определить индивидуальный уровень подготовки каждого студента.
Дебаты Студентам предлагается материал, позволяющий на основе знаний, полученных в результате изучения дисциплины, обсудить конкретную проблему. Группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа защищает выдвинутую позицию, другая оппонирует. Цель данного занятия: проверить и закрепить знания студентов, сформировать коммуникативные умения.

 

Примерные темы для проведения семинарских занятий.

Семинарское занятие №1

Тема: «Психология насильственной и неосторожной преступности»

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристики личности насильственного преступника.

2. Влияние алкоголя на совершение преступления.

3. Наличие внутриролевого конфликта как провокатор преступления.

3. Неблагоприятные условия, способствующие совершению преступления.

4. Характеристики личности случайного преступника.

Литература:

    1. В.Л. Васильев «Юридическая психология», ПИТЕР, 2008, с 321-335
    2. Ю.В. Чуфаровский «Юридическая психология», Учебное пособие, http://www.klex.ru/books/legal_psychology/juridicheskaja_psihologia.rar; с.99, 101-108

Семинарское занятие № 2.

«Психология юридического труда. Предмет и задачи»

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие психологии юридического труда и ее место в юридической психологии.

2. Этика и психология правоприменительной деятельности.

3. Структура профессиограммы сотрудника правоохранительных органов:

- следователя

- юриста

- адвоката

- оперуполномоченного ОБЭП.

4. Виды готовности к деятельности в правоохранительной системе.

5. Типы профессиональной мотивации сотрудника правоохранительных органов.

Литература:

    1. В.Л. Васильев «Юридическая психология», ПИТЕР, 2008, с 195-261
    2. Ю.В. Чуфаровский «Юридическая психология», Учебное пособие, http://www.klex.ru/books/legal_psychology/juridicheskaja_psihologia.rar; с.13, 31-43

 

Семинарское занятие №3.

«Психология несовершеннолетних. Формирование противоправной установки подростка».

Вопросы для обсуждения:

1.Подростковая преступность, её особенности.

2.Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии.

3.Типология объединений подростков с девиантным поведением.

4.Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.

Литература:

1. В.Л. Васильев «Юридическая психология», ПИТЕР, 2008

2. Г.М. Миньковский «К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей»/Тезисы докладов, Тбилиси, 1971

3. В.А. Гурьева «Юношеские психопатии и алкоголизм», М., 1990

4. Л.С. Голубичная «Преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика м проблемы предупреждения», М., 2011

5. Ю.В. Чуфаровский «Юридическая психология», Учебное пособие, http://www.klex.ru/books/legal_psychology/juridicheskaja_psihologia.rar; с.13, 31-43

 

 

Семинарское занятие №4.

«Исправительная психология».

Вопросы для обсуждения:

1.Предмет и задача исправительно-трудовой психологии.

2.Динамика личности осужденного и воспитательный процесс.

3.Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

4.Категории лиц, освобождающихся из мест заключения.

Литература:

1. В.Л. Васильев «Юридическая психология», ПИТЕР, 2008

2. Ю.В. Чуфаровский «Юридическая психология», Учебное пособие, http://www.klex.ru/books/legal_psychology/juridicheskaja_psihologia.rar; с.13, 31-43

3. Трубников В.М. «Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания», Харьков, 1990

4. А.В. Виноградов «Лекции по пенитенциарной психологии», М., 2007

 

Семинарское занятие №5.

«Компетенция судебно-психологической экспертизы аффекта».

Вопросы для обсуждения:

1.Особенности диагностики состояния аффекта.

2.Отличие физиологического аффекта от патологического аффекта.

3.Фазы физиологического аффекта: содержание и юридическая оценка.

4. Практика проведения судебно-психологических экспертиз аффекта.

Литература:

1. В.Л. Васильев «Юридическая психология», ПИТЕР, 2008

2. Ю.В. Чуфаровский «Юридическая психология», Учебное пособие, http://www.klex.ru/books/legal_psychology/juridicheskaja_psihologia.rar; с.13, 31-43

3. Л.М. Балабанова «Судебная патопсихология», Донецк, 1998

4. Медицинская и судебная психология//ред. Т.Б. Дмитриевой, Генезис, 2004

 

 

Семинарское занятие №6.

«Психология серийной преступности».

Вопросы для обсуждения:

1.Психологические особенности личности серийного убийцы.

2.Мотивы преступлений, совершаемых серийными убийцами.

3.Предпосылки формирования личности серийного преступника.

4.Психологичексие особенности личности серийного сексуального преступника.

Литература:

1. В.Л. Васильев «Юридическая психология», ПИТЕР, 2008

2. В.В. Гульдан, С.П. Позднякова «Личность сексуального преступника с психическими аномалиями», ВНИИ МВД СССР, 1989

3. Г. Дерягин «Криминальная сексология», М., 2010

 

Вопросы к предварительной аттестации.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы.

К итоговой аттестации студент должен выполнить самостоятельную творческую работу, требования к которой изложены в приложении 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов

В процессе изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студенты должны выполнить самостоятельную работу. При написании этой работы следует руководствоваться методическими рекомендациями, изложенными в методическом пособии «Методические указания к оформлению контрольных, курсовых проектов (работ) и рефератов», имеющемся в библиотеке института.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросы к самостоятельной работе по Юридической психологии:

1. Определите степень общественной опасности и типы преступлений, которые могут быть совершены лицами с истероидной психопатией.

2. Составьте профессиограмму следователя прокуратуры, проанализируйте ее, объясните важность для этой должности тех или иных качеств.

3. «В отношении девушки, находящейся на улице со своим молодым человеком, был совершён грабёж, который её друг не смог предотвратить. Это послужило причиной длительного конфликта между молодыми людьми. Юноша уволился с предприятия, где работал и оформился в милицию. При собеседовании на вопрос о причинах выбора профессии заявил, что хочет бороться с уличной преступностью, так как граждане должны себя спокойно чувствовать на улицах города». Проанализируйте поступки и высказывание молодого человека и определите тип профессиональной мотивации, присутствующий в формальном объяснении причин поступления на службу в милицию, и тип профессиональной мотивации, который скорее всего лежит в основе принятия решения.

4. Определите основные критерии различия между состояние аффекта и состоянием длительного стресса. Каким образом оба эти состояния по отдельности влияют на совершённое преступление? Приведите пример.

5. «Некий мужчина был подвергнут нападению со стороны группы молодых людей на улице. Свидетелями драки явились 2 человека, находившихся рядом». Составьте перечень вопросов для свидетелей, которые позволят вам квалифицировать эмоциональное состояние нападавших в момент совершения проступка.

6. «Свидетелем разбойного нападения на человека во дворе дома стал 6-летний мальчик». Перечислите порядок беседы с ребёнком по описанию события преступления, поведения и внешности нападавших.

7. Перечислите причины, которые могут лежать в основе объединения подростков в группу, целью которой является употребление наркотических веществ.

8. Женщина в возрасте 30 лет освободилась из мест лишения свободы, пробыв там 12 лет. Какие основные мероприятия могут быть проведены психологом для ее реабилитации? Почему?

9. Перечислите, что необходимо знать эксперту-психологу относительно развития подэкспертного в детстве.

10. Перечислите детские семейные факторы, которые могут предрасполагать к убийству.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...