Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Греческая дипломатия в македонско-эллинистическую эпоху




Филократов мир (346 г. до н. э.)

Анталкидов мир явился торжеством персидской политики, которая ста­вила своей целью раздробление Греции и ослабление как спартанской, так и афинской гегемонии. Но в недрах самой Греции уже развивался противо­положный централистический процесс. Носителем этой тенденции стало Македонское царство. При царе Филиппе II (359-336 гг. до н. э.) Македо­ния превратилась в одно из сильнейших государств Эгейского бассейна, которое подчиняло своему влиянию одну греческую область за другой. Этой судьбы не миновали и Афины.

Подчинение греческих государств Македонии совершалось военным и дипломатическим путем. Филипп пускал в ход все имевшиеся в его распо­ряжении средства: подкуп, дипломатические послания («письма Филип­па»), материальную и моральную поддержку греческих «друзей Македо­нии» , союзы с соседними варварскими князьями, дружбу с персидским ца­рем, организацию восстаний во враждебных ему государствах. Особенно большое значение Филипп придавал подкупу, утверждая, что нагружен­ный золотом осел возьмет любую крепость.

Оплачивалось не только политическое красноречие, но и политическое молчание. На заявление одного греческого трагика, что он получил талант за одно лишь выступление, оратор Демад ответил, что ему царь за одно крас­норечивое молчание дал десять талантов1.

Помимо личных качеств Филиппа, прирожденного политика и дипло­мата, успехи Македонии исторически объяснялись прогрессивным харак­тером македонской политики. Стремление к созданию крупных государ­ственных объединений вызывалось ростом производительных сил в Среди­земноморском бассейне, развитием торговой и промышленной инициати­вы, увеличением числа наемников и подъемом завоевательных настроений. Замыслы смелого и властолюбивого македонского царя соответствовали стремлениям некоторых греческих идеологов, например популярного ора­тора Исократа. В своем сочинении «Панегирик» Исократ развивал идею

1 Aucuis Gelhus. Noctes Atticae. XI, 10.

объединения всех греческих государств под гегемонией одной страны и од­ного вождя. «Объединенная Греция, - писал Исократ, - предпримет по­ход против исконного врага эллинского народа - Персии. Счастливая вой­на с Персией откроет простор предпринимательскому духу и освободит Гре­цию от массы бедного люда, дав работу бродячим элементам, угрожающим самому существованию эллинского государства и культуре...» «Пусть оду­шевленное патриотической идеей воинство сделает Грецию обладательни-дай неисчерпаемых сокровищ Востока, центра мирового обмена».

В 346 г. до н. э. между Македонией, Афинами и их союзниками был под-дисан Филократов мир. Его горячо приветствовал Исократ как первый шаг к осуществлению его давнишней идеи объединения Греции для «счастли­вой войны» с Персией. «Ты освободишь эллинов, - писал он Филиппу, - от варварского деспотизма и после этого осчастливишь всех людей эллинс­кой культурой ».

Против централистических тенденций Филиппа и македонской партии Л Афинах выступала антимакедонская группа. Во главе ее стоял знамени­тый греческий оратор Демосфен. В своих речах против Филиппа («Филип-пиках»), как и во всех других речах, Демосфен со всей страстью своего бур­ного красноречия обрушивался на «македонского варвара». Но и сам Де­мосфен не отрицал необходимости объединения Греции. Он полагал лишь,

что это дело должно совершиться путем создания союза свободных эллин­ских городов, без участия Македонии. Однако, как показали последующие события, правильная сама по себе идея создания греческой федерации не могла быть осуществлена вследствие глубокого внутреннего разложения са­мой демократии полиса, подтачиваемой узостью ее базы, раздорами партий, восстаниями рабов и все обострявшегося соперничества между отдельны­ми греческими государствами.

Демосфена поддерживали афинские демократические массы граждан, стоявших вне и выше рабов. Для них победа Македонии означала конец демократических учреждений. Между тем ядро македонской партии, ко­торое составляло богатое гражданство, главным образом купечество, рас­считывало на наживу, в случае «счастливой войны» с Персией, и на под­держку государственного порядка со стороны твердой власти македонско­го царя. В рядах македонской партии находилось немало и греческой ин­теллигенции. Величайший представитель ее, Аристотель, удостоен был приглашения на должность воспитателя сына царя Филиппа - Александ­ра, будущего Александра Великого.

Дебаты в Афинской экклесии по вопросу о Филократовом мире

(346 г. до н. э.)

В афинском Народном собрании кипела своя ожесточенная борьба меж­ду сторонниками и противниками македонской гегемонии. Дело шло о на­правлении всей внешней и внутренней политики Афин. В центре спора сто­ял Филократов мир, заключенный в 346 г. до н. э. между Афинами и Маке­донией. Демосфен и другие демократические вожди считали этот мир губи­тельным для Афин. Они требовали предания суду Эсхина и Филократа, которые подписали этот договор. По вопросу о Филократовом мире Демос­фен произнес целый ряд речей («О мире», «Об острове Галоннесе», «Филип­пики»). Для истории дипломатии особенно интересна «Третья Филиппи­ка» Демосфена. В этой замечательной речи оратор предостерегал афинских граждан против лживых заверений Филиппа. Напрасно твердит македон­ский царь о своих мирных намерениях. Всем известны факты насиль­ственного захвата Филиппом греческих городов. «Я не говорю об Олинфе, Метоне, Аполлонии и о 30 городах Фракийского побережья, - говорил Де­мосфен, - которые все до единого беспощадно разорены Филиппом... Умал­чиваю я и о жестоком истреблении им фокидян. А каково положение Фес­салии? .. И разве эвбейскпе государства уже не подчинены тирану? И это - на острове, находящемся в ближайшем соседстве с Фивами и Афинами!»1 Все помыслы и действия Филиппа, продолжал Демосфен, направлены к одной цели - уничтожению греческой свободы и эллинской образованнос­ти. Правда, Филипп называет себя филэллином, т. е. другом Эллады. Это -

1 Demosthenes. Orationes. IX, 26.

не более как обман. Филэллином царь не может быть уже в силу своего вар­варского происхождения. «Он не эллин, и ни в каком родстве с эллинами не состоит, он даже не инородец добропорядочного происхождения. Он толь­ко жалкий македонец. А в Македонии, как известно, в прежнее время нельзя было купить даже приличного раба»1. Столь же резко обрушивался Демос­фен и на афинских граждан, которые стояли за мир с Филиппом. Эсхина и его брата Филократа, скрепивших этот мир своими подписями, Демосфен обвинял в измене интересам родины.

Приверженцы Македонии, как и сам Филипп, также не оставались в дол­гу. В дошедших до нас речах Эсхина и письмах Филиппа содержатся целые обвинительные акты против Демосфена и его друзей. Их обвиняли в клеве­те, демагогии и продажности. В речи «О недобросовестно выполненном по­сольстве» Эсхин называет Демосфена заносчивым человеком, который толь­ко себя самого считает «единственным охранителем государственных ин­тересов» , а всех остальных клеймит как предателей. «Он все время оскорб­ляет нас. Он осыпает возмутительной бранью не только меня, но и других». Клеветнические обвинения Демосфена столь многочисленны, запутанны и противоречивы, что трудно их даже и запомнить. Только афинский народ, говорил Эсхин, может избавить его, Эсхина, от возводимой на него гнусной клеветы. К народу, как к единственному прибежищу и носителю справед­ливости, Эсхин и обращается. «Вам я воздаю хвалу, - восклицает Эсхин, обращаясь к согражданам. -Вас я люблю за то, что вы больше верите жиз­ни обвиняемого, чем возводимым на него небылицам»2.

Наряду с обвинениями в забвении государственных интересов против­ники Эсхина утверждали, что он запятнан насилием над свободной женщи­ной. Это обстоятельство порочило звание посла Афин, от которого требова­лась безупречная нравственная чистота.

В развернувшейся в Афинах дипломатической борьбе принял участие и сам Филипп. У него имелись искусные секретари, да и сам македонский царь в совершенстве владел письменной и устной греческой речью. Об этом можно судить по нескольким сохранившимся открытым письмам царя, с которыми он обращался к афинскому народу.

Дипломатические письма македонского царя Филиппа II к афинскому народу

Поводом для составления одного из таких писем послужил инцидент с островом Ганесом в Эгейском море. В 342 г. до н. э. этот остров был захва­чен пиратами. Филипп изгнал их, но остров удержал за собой. На требова­ние афинян вернуть остров царь отвечал отказом. Остров принадлежит ему: при желании он может его подарить афинянам, но не возвратить им как их

1 Demosthenes. Orationes. IX, 31. 2Aeschines. De male gesta legationo. 2.

собственность. Демократические вожди подняли в экклесии кампанию про­тив Филиппа. Они упрекали его в самоуправстве и нарушении условий Филократова мира. К этому присоединился еще ряд других правонаруше­ний Филиппа: захват им нейтрального города Кардии, нападение на фра­кийского князя Керсоблепта и т. д. Филипп был весьма обеспокоен этими нападками. Чтобы оправдаться от возводимых на него обвинений, он обра­тился к Афинской экклесии с обширным письмом. Последнее было полно укоров по адресу афинских граждан, руководимых «продажными оратора­ми». Затем следовало приветствие афинскому народу и объяснение цели послания.

«Филипп желает всего хорошего Афинскому собранию и народу! После того как вы не обратили никакого внимания на мои частые посольства к вам, имевшие целью обеспечить соблюдение клятвенных обязательств и предлагавшие добрососедские отношения, я решил письменно обратиться к вам по поводу некоторых обвинений, которые, как мне кажется, возво­дятся на меня несправедливо». Эти обвинения Филипп считает выдумкой «продажных ораторов», которые сознательно разжигают войну. «Ведь сами наши граждане говорят, что мир для них - война, а война - мир. Поддер­живая вояк, они за это получают от них, что нужно, а пороча лучших граж­дан и нападая на людей, пользующихся доброй славой и за пределами Афин­ского государства, они делают вид, будто служат интересам народа».

Филиппу удалось достигнуть поразительных результатов. Он был избран членом Дельфийско-Фермопильской амфиктионии и стал арбитром в спо­рах между греческими городами. Это дало царю возможность отсрочить войну с Афинами и произвести необходимые преобразования в своем госу­дарстве. Однако даже дипломатическому искусству Филиппа не удалось предупредить войну Македонии с Афинами. Слишком велика была проти­воположность между единодержавной Македонией и демократическими Афинами. В 338 г. при Херонее и Беотии произошла генеральная битва меж­ду Филиппом и Греческой союзной лигой, созданной Демосфеном. В этом бою союзная лига была разбита наголову. Такое поражение зависело столько же от силы противника, сколько от внутреннего бессилия самой лиги.

Херонея заканчивает классический период античной истории. Она яв­ляется рубежом, обозначающим начало перехода от классического перио­да к эпохе эллинизма.

Коринфский конгресс (338-337 гг. до н. э.)

После Херонеи Филипп отправился походом в Южную Грецию. Все го­рода Пелопоннесского союза, за исключением Спарты, признали власть македонского царя. Филипп избегал практики односторонних повелений. С каждым городом в отдельности им был заключен оборонительный и на­ступательный союз. Основой этого союза было сохранение внутренней ав­тономии и свободы данного города. Для разрешения вопросов, касавшихся

всей Греции, Филипп созвал в 338 г. до н. э. в Коринфе общегреческое сове­щание - Коринфский конгресс (синедрион). На конгрессе представлены были все греческие государства, за исключением Спарты.

Председателем конгресса был сам Филипп. Конгресс провозгласил пре­кращение войны в Греции и установление всеобщего мира. Затем присту­пили к обсуждению других вопросов. Греческая раздробленность была пре­одолена созданием общегреческой федерации с включением в нее Македо­нии и под председательством македонского царя.

Между объединенными государствами и македонским царем был заклю­чен вечный оборонительный и наступательный союз. Под страхом тяжело­го наказания ни одно государство, ни один грек не должны были выступать против царя или помогать его врагам. Все возникавшие между греческими государствами спорные вопросы передавались на рассмотрение суда амфик-тионов. Главой же коллегии амфиктионов был Филипп. Преступными ак­тами объявлялись какие бы то ни было изменения в конституции городов, конфискация имущества, отмена долгов, призыв рабов к восстанию и пр. В заключение конгресс принял решение начать войну с Персией. Филипп надеялся отвлечь внимание от греческих дел «быстрой и счастливой» вой­ной в Азии1. Предводителем (гегемоном) союзного греческого ополчения был назначен тот же Филипп. Слово «царь» в актах Коринфского конгресса не встречается. В сношениях с греками Филипп никогда не именовал себя ца­рем (басилевсом). Для свободных эллинов он был не басилевс, а гегемон.

1 Diodorus Siculus Bibliotheca historica XVI, 89

В 336 г. до н. э. Филипп был убит, и выполнение его планов принял на себя его сын Александр Великий (336-323 гг. до н. э.). В течение каких-нибудь 10 лет Александр покорил всю Персию, которая включала в себя весь Передний Восток до Индии. Подобно своему отцу, Александр действо­вал не только силой оружия, но и дипломатическими средствами. Путем дипломатии он склонил на свою сторону малоазиатские города, заключил союз с египетскими жрецами и использовал взаимную вражду индийских раджей.

К Александру прибывала масса посольств от самых различных стран и народов - греков, персов, скифов, сарматов, индусов и многих других. С од­ними он был чрезвычайно любезен и щедр, с другими - открыто жесток.

Манифест Полисперхона, регента малолетнего сына Александра Великого (319 г. до н. э.)

После смерти Александра наступает самый сложный и запутанный пе­риод греческой истории - период эллинизма. После Александра оставалось огромное наследство в виде массы покоренных земель. Совершеннолетних наследников у Александра не было. В качестве претендентов на престол выступили сподвижники Александра, его полководцы. После долгих спо­ров и вооруженных столкновений верховным правителем был признан Пер-дикка, старший из полководцев Александра. Пердикка правил в качестве регента малолетнего сына Александра. Однако назначение Пердикки ре­гентом вызвало неудовольствие других полководцев, которые считали себя обойденными. Следствием этого были ожесточенные войны, заполняющие весь период преемников Александра (диадохов) вплоть до битвы при Ипсе (301 г. до н.э.).

Для истории дипломатии правление диадохов, как и вся эллинистиче-екая эпоха (IV-II вв. до н. э.), представляет богатейший материал. Никогда в течение всей греческой истории не заключалось такого множества симма-хйй и эпимахий (оборонительных и наступательных союзов), как в элли­нистическую эпоху.

Памятниками дипломатии эллинистической эпохи служат союзные до-говоры, дипломатические письма и некоторые другие документы.

Одним из наиболее интересных памятников эллинистической диплома-тии является нижеприводимый манифест Полисперхона к греческим горо­дам (319г. до н. э.). После смерти Пердикки и Антипатра регентом сделал-ся  Полисперхон, проживавший тогда в Македонии. Против него образова­лась сильная коалиция, во главе которой стояли Кассандр, сын Антипат-ра, Антигон Одноглазый, Птолемей, Селевк и другие. Коалиция была сильнее Полисперхона. Это обстоятельство и заставило его пойти на искус-ный дипломатический маневр. В поисках союзников Полисперхон обратил­ся с широковещательным манифестом к греческим городам, обещая им вос­становление демократии и свободы.

В этом манифесте Полисперхон выступает в роли законного наследника и защитника династии Филиппа и Александра, а своих врагов объявляет мятежниками и узурпаторами.

Вступительные слова манифеста гласили: «Так как наши предки всегда оказывали эллинам благо, то и мы желаем продолжать их дело и предста­вить доказательство нашей благосклонности к греческому народу. Элли­нам возвращается государственное устройство, которое они имели при Фи­липпе и Александре», - говорилось в манифесте1.

Изгнанным демократам разрешалось вернуться на родину, чтобы полу­чить прежние гражданские права. Все распоряжения мятежных стратегов отменялись. Если бы в законах Филиппа и Александра, говорилось в мани­фесте, оказались какие-либо недочеты, то они подлежат исправлению. Особо оговаривались права Афин. Все афинские владения объявлялись неприкос­новенными. Кроме того, Афинам отдавались Самос и Ороп.

1 Diodorus Siculus. Biblhotheca Historica. XVIII, 55.

Манифест заканчивался призывом, обращенным ко всем грекам, ни при каких обстоятельствах не поднимать оружия против законных правителей и не поддерживать мятежников. Ослушникам этого постановления грози­ли изгнание и конфискация имущества как их самих, так и всех их род­ственников и друзей.

Своим манифестом Полисперхон достигал намеченной цели: временно­го ослабления враждебной коалиции. Рядом политических мероприятий в пользу демократических низов он обессиливал верхние слои (олигархов), которые поддерживали его врагов. Вместе с тем Полисперхон обратился с особым посланием к Аргосу и другим городам Пелопоннеса с призывом из­гнать из своих стен всех граждан, подозреваемых в сочувствии мятежным стратегам. Наконец, Полисперхоном было отправлено письмо в Эпир к Олимпиаде, матери Александра, с предупреждением об опасности, угрожа­ющей династии.

Манифест Полисперхона вызвал во всех греческих городах волнения де­моса, громившего олигархов. Игра на социальных противоречиях являлась одним из обычных приемов античной дипломатии, как греческой, так и римской. Эллинистические цари в этом отношении следовали примеру сво­их учителей, Филиппа и Александра. Тем не менее победа в конце концов осталась за коалицией.

В результате ряда войн за наследство Александра образовались три круп­ных эллинистических царства: 1) царство Птолемеев в Египте; 2) царство Селевкидов в Азии и 3) царство Антигонидов в Европе.

По своему характеру эллинистические царства представляли своеобраз­ное сочетание греческого (эллинского) полиса и древневосточных деспотий. Монархический элемент в этих царствах с каждым столетием усиливался. Зато влияние эллинского мира отчетливо сказывалось в культурной облас­ти. Греческая культура широко распространялась по всему Средиземномор­скому бассейну и землям Древнего Востока. Самый термин «эллинизм» обо­значает соединение западных и восточных культур и религий.

История эллинистических царств охватывает около двух столетий, с JV по II в. до н. э., когда эллинистические царства пали под ударами другой великой античной державы - Рима.

ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕГО РИМА










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...