Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА




История дипломатии

 

 

История дипломатии : [сб.] / сост. А. Лактионов. - М: ACT- ACT МОСКВА, 2006. - 943, [1] с.

 

Подписано в печать 15.02.2006. Формат 70x100 '/16, Усл. печ. л. 76,11 Доп тираж 3 000 экз. Заказ № 1295

Книга подготовлена издательством «Мидгард» (Санкт-Петербург)

УДК 94(100)

ББК 63.3(0)

И90

 

 

От редакции

 

Высокое искусство дипломатии

«Война есть продолжение политики иными, насильственными средствами», - отчеканил когда-то Карл фон Клаузевиц, Перефразируя Клаузевица, можно ска­зать, что дипломатия - это предотвращение войны ненасильственными средства­ми. Самое суть дипломатии состоит в том, чтобы не допустить эскалации внешне­политического конфликта и его перерастания в активные боевые действия, доби­ваясь при этом поставленных целей. Не удивительно, что человечество, оценившее преимущества дипломатии перед войной, присвоило этой сфере прикладной поли­тики «титул» высокого искусства. Предлагаемая вниманию читателя книга посвя­щена истории этого искусства - с древнейших времен и до окончания Первой мировой войны.

Дипломатия уже много столетий является одним из самых сложных и ответ­ственных видов человеческой деятельности и охватывает все страны и все народы. Правила и законы дипломатии сложны, загадочны, опасны и всегда ответственны. За ошибки дипломатов, как правило, расплачиваются тысячи людей, порой сами того не подозревая. История мировой дипломатии знает сотни и сотни совершенно удивительных, головоломных, невероятных сюжетов, многие из которых интерес­нее любого самого лихо закрученного детектива.

Еще Ф. Кальер, автор знаменитого сочинения «Способы ведения переговоров с государями» (1716 г.), считал, что дипломату необходим незаурядный интеллект. Это было и остается аксиомой. В относящихся к XVIII в. документах российской Коллегии иностранных дел отмечалось, что совершаемые этим ведомством дела «суть наиважнейшие», а посему его служащие должны быть «умными и в делах обученными». Российский канцлер А. М. Горчаков, представляя в Государствен­ный совет в январе 1860 г. проект преобразования министерства иностранных дел, в частности, отметил, что в названное учреждение необходимо «определять людей образованных, умственно развитых и способных...»

Как писал выдающийся отечественный историк, академик Е.В. Тарле, настоя­щий дипломат «в совершенстве владеет всей техникой своего дела. Он с величайшим достоинством представляет интересы своего государства в сношениях с иностранны­ми державами; с непререкаемым авторитетом и безупречным знанием дела ведет с ними переговоры и заключает нужные его стране соглашения. При этом он умеет сохранять непоколебимое самообладание в наиболее острые моменты и строго блюс­ти государственную тайну»1. Одному из виднейших европейских дипломатов про­шлого, шведскому канцлеру Акселю Оксеншерна, приписываются слова о том, что истинный дипломат «должен всегда иметь в готовности к своим услугам двух по­слушных рабынь - симуляцию и диссимуляцию: симулируется то, чего нет, а то,

1 Тарле Е. В. О приемах дипломатии // История дипломатии: В 3 т. М.; Л., 1945.

что есть на самом деле, - диссимулируется, пояснял он при этом, приводя извест­ное латинское определение "Simulantur quae non sunt, quae sunt vero dissimulantur"»l.

Людям, далеким от внешней политики, дипломатическая работа часто представ­ляется как непрерывная цепь приемов, бесед, обедов или ужинов в роскошной обста­новке, с красивыми женщинами, холеными лакеями, музыкой и развлечениями. Но за этой внешней стороной профессии скрывается кропотливый труд, бессонные ночи, многопудовый груз высочайшей ответственности, когда от принятых реше­ний зависят судьбы тысяч людей и целых стран, судьбы мира, а то и всей планеты.

Дипломатию нередко - и ошибочно - отождествляют с международными от­ношениями. На самом же деле дипломатия - своего рода «надстройка» над этими отношениями, их «формализованная квинтэссенция».

Возникновение дипломатии относится к незапамятным временам. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что первым дипломатом рода homo sapiens был тот первобытный человек, который выяснению отношений с помощью кулаков или подручных средств наподобие сука или камня предпочел «мирный договор» с со­перником. С тех пор прошло немало тысячелетий, на протяжении которых при­емы и методы работы дипломатов становились все более «цивилизованными» и изощренными, однако суть дипломатии не изменилась до сего дня - она по-пре­жнему призвана обеспечивать достижение внешнеполитических целей конкретно­го государства путем переговоров и иных «мирных технологий».

Разумеется, менялись не только методы и приемы работы, менялась и сама дип­ломатия. Менялась от «дипломатии вождей» и «дипломатии королей» к «диплома­тии народов» и «дипломатии корпораций». Сегодня же, поскольку мы живем в об­ществе потребления, в котором правит бал экономика во всех своих проявлениях, наиболее актуальна такая отрасль дипломатии, как экономическая дипломатия, по­этому торгово-экономический и научно-технический аспекты занимают все более важное место в деятельности дипломатических представительств многих стран.

В последние десятилетия определенную популярность приобрела та точка зре­ния, будто роль профессиональной дипломатии в осуществлении внешней полити­ки падает. Однако опыт многих поколений дипломатов доказывает, что диплома­тии суждена долгая и нужная мировому сообществу жизнь. Ситуация в мире ни на секунду не позволяет усомниться в непреходящем значении этой повседневной, малозаметной на первый взгляд текущей работы посольств, за качество и своевре­менность выполнения которой «центр» сурово спрашивает. В самом деле, подго­товка и проведение визитов в различные страны глав правительств, министров ино­странных дел, парламентских и других официальных делегаций, представление конкретных предложений и проектов документов немыслимы без объемного и пред­метного вклада посольств, а также работающих в тандеме с ними различных уч­реждений и организаций в стране пребывания.

Главы по дипломатии Древнего мира написаны профессором B.C. Сергеевым, по дипломатии Средних веков - профессорами С. В. Бахрушиным и Е. А. Косминским, главы по европейской дипломатии XVII-XVIII вв. -профессорами С. В. Бахруши­ным и С. Д. Сказкиным, главы по дипломатии США - профессором А. В. Ефимо­вым, главы по дипломатии эпохи Французской революции и наполеоновских войн - А. Л. Нарочницким и академиком Е. В. Тарле, главы по европейской дипломатии периода Крымской войны и по дипломатии Германии и Франции периода франко-прусской войны - академиком Е. В. Тарле, главы по истории дипломатии от Франк­фуртского мира до начала Первой мировой войны - профессором В. М. Хвостовым, глава о Версальском мире - профессором И. И. Минцем.

1 Тарле Е. Б. О приемах дипломатии. Ср. также слова Талейрана: «Хороший дипло­мат импровизирует то, что следует сказать, и тщательно готовит то, о чем следует промолчать».

 

 

Дипломатия в Древние века

 

Введение

Дипломатия в Древнем мире выполняла внешнеполитические задачи го­сударств, экономической основой которых было рабовладение.

Рабовладельческий строй не оставался неподвижным. В процессе своего исторического развития он прошел несколько последовательных стадий.

Раннее рабовладение, еще не вполне отделившееся от общинно-родового строя, лежало в основе государственных образований Древнего Востока - типа египетской деспотии, царства хеттов, Ассирии, Персии, государств Древней Индии. В этих военно-теократических державах, опиравшихся на силу внеэкономического принуждения, внешняя политика направлялась преимущественно завоевательными интересами: захват земель, рабов, ско­та, грабеж богатств, имевшихся в соседних странах, были главной целью тогдашних войн. Международные вопросы разрешались обычно вооружен­ной силой. Однако государствам Древнего Востока приходилось развивать и весьма оживленную дипломатическую деятельность. Дипломатические сношения велись самими царями. Властелины Древнего Востока почита­лись как боги, воплощали в своем лице все государство, имели в своем рас­поряжении целые армии «царских слуг» - чиновников и писцов.

В соответствии с основными задачами завоевательной внешней полити­ки военно-теократических царств Востока их централизованная диплома­тия разрешала сравнительно ограниченный круг вопросов. Наиболее силь­ной ее стороной являлась организация всепроникающей военно-политиче­ской разведки.

Более развитое рабовладение, связанное с товарно-денежным хозяйством и ростом приморских городов, лежало в основе античных государств - Гре­ции и Рима.

Внешняя политика этих рабовладельческих государств-городов (поли­сов) определялась интересами борьбы за расширение территорий, за приоб­ретение рабов, за рынки. Отсюда вытекали: стремление к гегемонии, поис­ки союзников, образование группировок, колониальная экспансия, кото­рая ставила своей задачей образование крупных держав и вызвала столк­новения у греков на Востоке, с Персидским царством, у римлян - на Западе, с богатейшей торговой республикой Древнего мира - Карфагеном.

Дипломатическая деятельность античных полисов выражалась в ожив­ленных переговорах, беспрерывном обмене посольствами, созыве совеща­ний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров.

Во всей полноте развертывается деятельность дипломатии государств классической Греции в период Пелопоннесской войны между двумя круп­нейшими военно-политическими союзами - Афинским и Спартанским, - которые боролись в течение 30 лет за преобладание в эллинском мире. В дальнейшем не менее напряженная деятельность дипломатии разгорает­ся с выступлением на общегреческую арену новой силы - Македонского царства, которое воплощало в себе объединительные тенденции Греции того времени в сочетании с колониальной экспансией на Восток.

На западе, в Римской республике, наибольшая активность дипломатии наблюдается в период Второй и Третьей Пунических войн. В это время креп­нущая Римская республика встречает в лице Ганнибала крупнейшего про­тивника не только в военной, но и в дипломатической области.

На организации дипломатии античных республик сказались особенно­сти политического строя рабовладельческой демократии. Послы республик выбирались на открытых собраниях полноправных граждан и по оконча­нии своей миссии отдавали им отчет. Каждый полноправный гражданин, если он считал неправильными действия посла, мог требовать привлечения его к судебной ответственности. Полностью это было проведено в греческих республиках, в меньшей степени - в Риме: здесь вместо Народного собра­ния полновластным руководителем внешней политики являлся орган рим­ской знати - Сенат.

В последние два века Римской республики и в первые два столетия Им­перии рабовладение достигло наивысшего развития в пределах античного мира. В этот период римское государство постепенно складывается в цент­рализованную форму Империи. Внешняя политика императорского Рима преследовала две основные цели: создание мировой державы, вобравшей в себя все страны известного тогда «круга земель», и оборону ее границ от нападения соседних народов.

На востоке, в своей борьбе и сношениях с Парфянским царством, дипло­матия Римской империи при первых императорах успешно разрешает на­ступательные задачи. В дальнейшем, вынужденная к отступлению, она переходит к искусному маневрированию.

На западе, в соприкосновении с варварами на европейских границах Им­перии, римская дипломатия стремится ослабить напор варварской стихии и использовать ее в качестве военной и рабочей силы.

Одновременно римской дипломатии приходилось разрешать задачу под­держания целостности Империи путем соглашений между отдельными ча­стями римской державы.

В связи с централизацией государственной власти все руководство внеш­ней политикой императорского Рима осуществлялось главой государства - императором, при посредстве его личной канцелярии.

Техника дипломатии императорского Рима стояла на довольно высоком уровне: она отличалась сложной и тонкой разработкой приемов и форм.

Уже с конца II в. замечаются признаки распада Римской империи, свя­занного с кризисом рабовладельческого способа производства: его вытес­няют новые, полуфеодальные, способы эксплуатации труда (колонат и вольноотпущенничество). Все это обостряло внутренние противоречия, подры­вало хозяйственную и военную мощь Империи и ослабляло активность внешней политики Рима. В соответствии с упадком политической и воен­ной мощи римской державы понижался и уровень ее дипломатии. На со­держании и формах дипломатической деятельности Поздней империи за­метно сильное влияние восточных государств, в особенности Персии, и вар­варского мира.

 

ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Документы древневосточной дипломатии

Телль-Амарнская переписка (XV-XIV вв. до н. э.)

История Древнего Востока сохранила для нас некоторое количество до­кументов - дипломатических писем, договоров и других международных актов, свидетельствующих об оживленных сношениях между царствами Древнего Востока.

Самым крупным государством Переднего Востока был Египет. Египет­ские границы при XVIII династии (середина второго тысячелетия до н. э.) доходили до отрогов Тавра и реки Евфрата. В международной жизни Древнего Востока этого времени Египет играл первенствующую роль. Египтяне поддерживали оживленные торговые, культурные и политичес­кие связи со всем известным им миром - с государством хеттов в Пере­дней Азии, с государствами севера и юга Месопотамии (государство Митанни, Вавилон, Ассирия), с сирийскими и палестинскими князьями, Критским царством и островами Эгейского моря. Дипломатической пере­пиской в Египте заведовала особая государственная канцелярия по иност­ранным делам.

Из многочисленных памятников древневосточной дипломатии наиболь­ший интерес по объему и богатству содержания представляют Телль-Амарн­ская переписка и договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный в 1278 г. до н. э. Амарна - местность на правом берегу Нила в Среднем Египте, бывшая резиденция египетского фараона Аменофиса (Аменхотепа) IV. В 1887-1888 гг. во дворце Аменофиса был от­крыт архив, содержащий дипломатическую переписку фараонов XVIII ди­настии - Аменофиса III и его сына Аменофиса IV (середина второго тысяче­летия, XV-XIV вв. до н. э.). В настоящее время Телль-Амарнский архив на­ходится в Британском музее в Лондоне и Государственном музее в Берлине.

Он содержит около 360 глиняных табличек, представляющих переписку на­званных фараонов с царями других государств и с подвластными сирийски­ми князьями.

Существенным дополнением к Телль-Амарнскому архиву служит архив хеттского царя Суббилулиумы из Богаз-Кей, столицы хеттского государ­ства (недалеко от современной Анкары).

Большую часть материала Телль-Амарнского архива составляют пись­ма сирийских и палестинских князей к фараону, от которого они зависели. Сирийские и палестинские княжества играли роль буферных государств между двумя крупнейшими державами древневосточного мира - государ­ством хеттов, с одной стороны, и Египтом - с другой. Фараону было выгод­но поддерживать постоянную вражду между князьями и таким образом укреплять свое влияние в Сирии. Главное содержание писем сиро-палес­тинских князей составляют: обмен взаимными приветствиями и любезно­стями, переговоры о заключении браков и просьбы к фараону о присылке военной помощи, золота и подарков. «Золота же в Египте, - постоянно повторяется в письмах, - так много, как песка». К приветствиям и прось­бам присоединяются жалобы, доносы и клевета князей друг на друга.

Наряду с Египтом на сиро-палестинские области претендовали хетты. При царе Суббилулиуме (1380-1346 гг. до н. э.) Хеттское царство достигло преобладающего влияния в Азии и успешно оспаривало у Египта права на азиатские владения - синайские рудники, ливанские леса и торговые пути.

Рост Хеттского царства заставлял фараонов искать союзников среди госу­дарств Месопотамии - Митании и Вавилона, - враждебных хеттам. В Телль-Амарнском архиве сохранились дипломатические письма вавилон­ских и митаннийских царей к Аменофису III и Аменофису IV. Содержание этих писем довольно разнообразно, но речь всегда идет о самих царях, лич­ность которых отождествляется со всем государством. Аменофис III жела­ет иметь в своем гареме вавилонскую царевну и уведомляет об этом своего «брата», вавилонского царя Кадашман-Харбе. Вавилонский царь медлит с удовлетворением этой просьбы, ссылаясь на печальную участь своей сест­ры, одной из жен фараона. В ответном письме фараон жалуется на недобро­совестность вавилонских послов, давших царю ложные сведения о положе­нии его сестры. Кадашман-Харбе со своей стороны упрекает фараона в не­достаточно вежливом обращении с его уполномоченными. Их даже не при­гласили на юбилейный праздник. В конце концов Кадашман-Харбе соглашается отправить свою дочь в гарем фараона, но в благодарность за это желает получить себе в жены египетскую царевну, золото и подарки. Письмо начинается с обычных приветствий и изъявлений «братской» пре­данности. «Царю египетскому, моему брату, Кадашман-Харбе, царь Кардуниаша [Вавилона], твой брат. Привет твоему дому, твоим женам, всей твоей стране, твоим колесницам, твоим коням, твоим вельможам, всем боль­шой привет». Заканчивается послание настойчивым требованием присыл­ки золота и подарков. «Что касается золота, - пишет царь, - шли мне зо­лото, много золота, шли его до прибытия посольства. Пришли его теперь же, как можно скорей, в эту жатву, в месяц Таммуз».

Столь же настойчив в требовании золота и царь Митанни Тушратта. Свое послание Аменофису IV он заканчивает такими словами: «Итак, пусть брат мой пришлет мне золото, в таком большом количестве, которого нельзя было бы и исчислить... Ведь в стране моего брата много золота, столько же, сколько и земли. Боги да устроят так, чтобы его было еще больше в десять раз». Со своей стороны Тушратта готов оказать фараону какие угодно услу­ги и прислать всякие дары. «Если брат мой чего-либо пожелает для своего дома, я отдам в десять раз больше, чем он требует. Моя земля - его земля, мой дом - его дом».

Все эти документы составлены клинописью, на вавилонском языке - дипломатическом языке того времени.

Договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III (1278 г. до н. э.)

Следующее столетие (XIV-XIII вв. до н. э.) заполнено было ожесточен­ными войнами между хеттами и Египтом. Войны в одинаковой степени истощили обоих противников и не дали положительных результатов. Об­щее ослабление и отсутствие надежды на полную победу заставили борю­щиеся стороны пойти на обоюдные уступки и заключить дружественное

соглашение. В 1278 г. до н. э. был заключен мир и подписан договор меж­ду фараоном XIX династии Рамзесом II и хеттским царем Хаттушилем III. Инициатива мира и дружественного соглашения исходила от хет­тского царя. После долгих предварительных переговоров Хаттушиль по­слал Рамсесу проект договора, начертанный на серебряной доске. В удос­товерение подлинности документа на передней стороне доски имелось изображение царя, стоящего рядом с богом ветра и молнии Тешубом. На оборотной стороне изображена царица в сообществе солнечной богини Аринны.

Рамзес принял условия мира, предложенные ему хеттским царем, и в знак согласия отправил Хаттушилю другую серебряную доску с начертан­ным на ней текстом мирного договора. Оба экземпляра скреплены были го­сударственными печатями и подписями.

Договор сохранился в трех редакциях (надписях) - двух египетских, в Карнаке и Рамессее, и одной хеттской, открытой в Богаз-Кёе. Сохранился как самый текст договора, так и описание предшествовавших его заключе­нию переговоров. Договор состоит из трех частей: 1) введения, 2) текста до­говорных статей и 3) заключения - обращения к богам, клятв и прокля­тий против нарушителя договора.

Во введении говорится, что испокон веков хетты и египтяне не были вра­гами. Отношения между ними испортились лишь в дни печального царство­вания брата Хаттушиля, сражавшегося с Рамзесом, великим царем Егип­та. Со дня подписания настоящего «прекрасного договора» между царями устанавливаются на вечные времена мир, дружба и братство. «После того, как я стал царем Хеттов, я с великим царем Египта Рамзесом и он со мной пребываем в мире и братстве. Это будет лучший мир и братство из суще­ствовавших когда-либо на земле». «Да будет прекрасный мир и братство между детьми детей великого царя Хеттов и Рамзеса, великого царя Егип­та. Египет и страна Хеттов да пребывают, подобно нам, в мире и братстве на все времена».

Между Хеттским царством и Египтом заключался дружественный обо­ронительный и наступательный союз. «Если пойдет какой-либо враг про­тив владений Рамзеса, то пусть Рамзес скажет великому царю Хеттов: иди со мной против него со всеми твоими силами». Договор предусматривал поддержку против врага не только внешнего, но, по-видимому, также и внутреннего. Союзники гарантировали друг другу помощь на случай вос­станий и мятежей в подвластных им областях. Имелись в виду, главным образом, азиатские (сиро-палестинские) области, в которых не прекраща­лись войны, восстания, разбойничьи налеты и грабежи.

«Если Рамзес разгневается на своих рабов (азиатских подданных), когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен дей­ствовать и царь Хеттов».

Особой статьей предусматривалась обоюдная выдача политических пе­ребежчиков знатного и незнатного происхождения. «Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну Хеттов, то царь Хеттов не будет его задерживать

в своей стране, но вернет в страну Рамзеса». Вместе с перебежчиками воз­вращаются в целости также и все их имущество и люди. «Если убежит из египетской земли один, два, три и т. д. человека в землю Хеттов, то они должны быть возвращены в землю Рамзеса». Как они сами, так и их иму­щество, жены, дети и слуги возвращаются в полной невредимости. «Да не казнят их, да не повредят их глаз, уст и ног».

В свидетели верности и точности выполнения договора призываются боги и богини обеих стран. «Все, начертанное на серебряной доске, тысяча богов и богинь страны Хеттов обязуются исполнять по отношению к тыся­че богов и богинь Египта. Они свидетели моих слов». Затем следует длин­ный перечень египетских и хеттских богов и богинь: «боги и богини гор и рек страны Египта, неба и земли, моря, ветра и бури». За нарушение дого­вора угрожают страшные кары. За честное его выполнение боги даруют здоровье и благоденствие. «Да сгинут дом, земля и рабы того, кто нару­шит сии слова. Да будет здравие и жизнь тому, земле и рабам того, кто их сохранит».

Обмен дипломатическими письмами и посольствами продолжался и пос­ле заключения «прекрасного договора». Обменивались письмами не толь­ко цари, но и царицы. Египетская и хеттская царицы выражали друг другу радость по поводу «прекрасного мира» и «прекрасного братства», устано­вившегося между двумя могущественными деспотиями.

После смерти египетской царицы политический союз между хеттами и Египтом был скреплен династическим браком - женитьбой Рамзеса на кра­савице дочери Хаттушиля. Новая супруга великого царя Египта была тор­жественно встречена на границе обоих царств. На устроенном в честь ее прибытия пиршестве было предложено угощение и египетским и хеттским воинам.

Для истории дипломатии договор Рамзеса с Хаттушилем имеет перво­степенное значение. Во-первых, это древнейший из известных нам памят­ников международного права. Во-вторых, по своей форме он послужил об­разцом всех последующих договоров как для царств Древнего Востока, так и для Греции и Рима. Форма международного договора в основном остава­лась неизменной на протяжении всей истории Древнего мира. Греция и Рим в этом отношении копировали древневосточную договорную практику. На­ряду с этим в договоре Рамзеса-Хаттушиля нашла свое отражение харак­терная черта государственного строя Древнего Востока - полное отож­дествление государства с личностью носителя верховной власти. Все пере­говоры велись исключительно от имени царя. Отдельные статьи договора содержат обязательства ненападения и взаимной помощи. Достойно вни­мания, что эта помощь предусматривается даже в виде обусловленной сторонами обоюдной интервенции для подавления внутренних восстаний. Та­ким образом, египетско-хеттский договор, имеющий больше чем трехтысячелетнюю давность, являлся в некоторой степени прототипом поздней­ших международных соглашений.

Международная политика Ассирии в период ее преобладания

(VIII-VII вв. до н. э.)

В последующие столетия Египет и царство хеттов слабеют и постепенно утрачивают руководящую роль в международных отношениях Востока. Первенствующее значение приобретает государство Передней Азии - Ас­сирия, с главным городом Ашур в среднем течении реки Тигра в Месопота­мии. Первоначально Ассирия представляла небольшое княжество (патеси), состоявшее из нескольких земледельческих и скотоводческих общин. Но постепенно, приблизительно с XIV в. (до н. э.), территория Ассирии начи­нает расширяться и Ассирия превращается в одно из самых сильных госу­дарств Древнего Востока. Уже в эпоху Телль-Амарнской переписки асси­рийские цари называют себя в надписях «повелителями вселенной», кото­рых боги призвали господствовать над «страной, лежащей между Тигром и Евфратом».

В ранний период своей истории Ассирия входила в состав Вавилонского царства, и царь Ашура подчинялся царю Вавилона. Но эта зависимость по­степенно исчезала, и ассирийские цари становились самостоятельными. Вавилоняне против этого протестовали, но их протесты не имели успеха. Первое упоминание об Ассирии как самостоятельной державе находим в Телль-Амарнской переписке, где говорится о прибытии ассирийских послов в Египет. Против принятия их египетским фараоном Аменофисом IV ре­шительно протестовал вавилонский царь Бурнабуриаш, который считал себя главой Ашура. «Зачем, - спрашивает он своего союзника Аменофиса, - они пришли в твою страну? Если ты расположен ко мне, не вступай с ними в сношения. Пусть они уезжают, ничего не добившись. Со своей стороны шлю тебе в подарок пять мин голубого камня, пять конных упряжек и пять колесниц». Однако фараон не счел возможным удовлетворить просьбу своего друга и отказать в приеме послам ассирийского царя.

Усиление Ассирии внушало тревогу наиболее крупным державам Вос­тока - хеттам и Египту. Под влиянием этого опасения и был заключен до­говор 1278 г. между Рамзесом II и Хаттушилем III, косвенно направленный против Ассирии.

Таковы были первые шаги ассирийских царей на международном по­прище.

Своего наибольшего могущества Ассирийское царство достигает при Сар-гонидах (VIII-VII вв. до н. э.) - Саргоне, Синнахерибе и Ашурбанипале. Главным городом при Саргонидах становится Ниневия, на север от Ашура. Саргониды - выходцы из среды военных командиров - произвели круп­ные реформы в политическом и военном строе Ассирии, увеличили числен­ность ассирийского войска до высшего по тому времени предела - 150 ты­сяч человек - и повели широкую завоевательную политику.

Движущей силой ассирийской политики являлось стремление Ассирии завладеть плодородными оазисами, захватить места нахождения металлов,

добычу и людей и, кроме того, обеспечить за собой обладание важнейшими торговыми путями. Наибольшее значение в то время имели две торговые артерии. Одна из них шла от Великого (Средиземного) моря к Месопотамии и далее, в восточном направлении. Другая торговая дорога вела на юго-за­пад, в сторону Сиро-Палестинского побережья и Египта.

До выступления Персии Ассирия была самой крупной древневосточной державой. Географическое ее положение вызывало постоянные столкнове­ния с соседями, вело к непрерывным войнам и заставляло ассирийских пра­вителей проявлять особую изобретательность как по части военной техни­ки, так и в области дипломатического искусства.

Наступательная политика ассирийских царей вызывала сильное беспо­койство среди государств Переднего Востока и заставляла их забыть взаим­ные распри перед лицом общей опасности. Против Ассирии образовались три внушительные коалиции: первую - на юго-западе - возглавлял Египет, вторую - на юго-востоке - Элам и третью - на севере - Урарту. Все эти коалиции были очень пестры по своему составу, что облегчало победу ассирийцев. В конце VIII в. до н. э. Саргон при Рафии в Палестине разбил союзников египетского фараона и затем обратился против второй, эламско-халдейской, коалиции на Востоке. При этом он весьма искусно использо­вал недовольство халдейских городов против вавилонского царя Мардук-Белиддина. Ассирийский царь выступал якобы защитником вольностей халдейских городов, нарушенных его противником. Халдейские города получили прежние права, а победитель Саргон провозгласил себя вавилон­ским царем. Таким образом, Ашур и Вавилон связывались личной унией. Политическая гегемония переходила к Ассирии, но культурное преоблада­ние оставалось за Вавилоном.

Более грозная коалиция образовалась при сыне Саргона Синнахерибе (705-681 гг. до н. э.). В состав ее входили сиро-палестинские города во гла­ве с Тиром, иудейский царь Езекия, египетский фараон Эфиопской динас­тии Тахарка и др. Одновременно с этим создалась вторая коалиция на Вос­токе. Центром ее являлись Элам и Вавилон. Синнахериб использовал ис­конную вражду Тира и Сидона и тем самым значительно ослабил силы вра­гов. В 701 г. до н. э. он осадил Иерусалим и заставил царя Езекию уплатить тяжелый выкуп в 30 талантов золота и 300 талантов серебра. В то же самое время с египетским фараоном (Шабака) им был заключен мирный договор, печати которого с именами подписавших его царей найдены в развалинах дворца в Ниневии. Из документов явствует, что международный престиж Египта в это время стоял невысоко. При переговорах с городом Иерусалимом ассирийский посол сравнивал Египет с хрупкой тростью, которая сломается и вонзится в руку того, кто попытается на нее опереться. Следствием разгро­ма западной коалиции было завоевание ассирийцами Вавилона (689 г. до н. э.) - одного из наиболее важных культурных центров Востока1.

Вавилонская хроника сообщает, что эламский царь, пытавшийся вторг­нуться в Вавилонию с целью оказать помощь вавилонскому царю, «умер, не будучи болен, в своем дворце». Другими словами, царь был насильственно устранен сторонниками ассирийского монарха.

Во главе третьей коалиции, с которой приходилось бороться Саргону, стояло царство Урарту (Арарат), или Ванское царство, расположенное на территории современной (бывшей советской и турецкой) Армении. В цент­ре Урарту находилось озеро Ван, а главным городом был город Тушпа. Воз­вышение Урарту относится ко второй половине VIII в., т. е. к правлению царя Сардура (750-733 гг. до н. э.) и его преемников. Урарту - прародина древних грузин (колхи, иберы) и, быть может, армян - приобрела миро­вую известность своими замечательными металлическими изделиями, оро­сительными сооружениями, обилием скота и богатством плодов. Урартские народы образовали среди гор и речных долин множество мелких княжеств, управляемых местными князьями. Иногда эти мелкие «политические тела»

1 Вторая Книга Царств, 19, 21.

объединялись в более крупные союзы, опасные для Ассирии. В предгорьях Кавказа издавна добывались высококачественные сорта железа, получив­шего широкое распространение в период политического преобладания Ас­сирии. Возвышение Ассирии находится в прямой связи с переходом от брон­зы к железу. Ассирийцев называли «железными людьми». Весьма вероят­но, что большая часть железа и меди, открытых в развалинах дворца Саргона в Хорсабаде, была получена из Урарту. Значение государства Урарту, знакомством с которым наука обязана, главным образом, трудам русских ученых (Никольский, Марр, Орбели, Мещанинов), очень велико. Через Урарту история народов античного мира органически связывается с про­шлым народов России.

 

Дипломатия царя Ашурбанипала (668-626 гг. до н. э.)

Последним могущественным царем Ассирии был Ашурбанипал (668-626 гг. до н. э.). Личность и политика этого царя в настоящее время доста­точно полно освещены благодаря открытию государственного архива и библиотеки Саргонидов, которые найдены были в развалинах царских дворцов в Ниневии и Куюнджике, недалеко от Ниневии. Клинописная библиотека Саргонидов содержит богатый материал по всем отраслям об­щественной и государственной жизни Ассирии, в том числе и по диплома­тии. По количеству и ценности исторических данных ассирийские архивы, содержащие около двух тысяч документов, не уступают Телль-Амарнской переписке.

Большая часть материала названных архивов относится ко времени царя Ашурбанипала. Все царствование Ашурбанипала проходит в напряженной борьбе с антиассирийскими коалициями, которые возникали то на одной, то на другой границе. Сложнее всего обстояло дело в Египте. Здесь поли­тика Ассирии наталкивалась на отчаянное сопротивление со стороны фа­раонов Эфиопской династии. Подобно Саргонидам, эти фараоны вышли из среды военных командиров, начальников ливийских отрядов. Самым круп­ным из них был Тахарка. С целью ослабления эфиопского влияния в Егип­те Ашурбанипал поддерживал египетского царевича Нехо, который про­живал в Ассирии в качестве военнопленного. При ассирийском дворе Нехо пользовался особым почетом. Ему были подарены царем дорогие одежды, меч в золотых ножнах, колесница, лошади и мулы. С помощью своих еги­петских друзей и ассирийских отрядов Нехо победил Тахарку и завладел египетским престолом. Однако сын Нехо Псаметих изменил ассирийскому владыке. Опираясь на поддержку ливийских наемников и прибывавших с моря греков, он отделился от Ассирии и провозгласил независимость Егип­та (645 г. дон. э.).

Основанная Псаметихом новая, по счету XXVI, династия с главным центром в городе Саисе просуществовала до завоевания Египта персами (525 г. до н. э.).

Ашурбанипал вынужден был примириться с утратой Египта вследствие серьезных осложнений, возникших в Эламе и Вавилоне. В течение всего правления Саргонидов Вавилон являлся центром международных союзов и политических интриг, направленных против Ассирии. Кроме того, неза­висимость Вавилона препятствовала государственной централизации, ко­торую проводили ассирийские цари. Наконец, полное подчинение старин­ного торгового и культурного города развязывало руки ассирийским царям в отношении двух враждебных им стран - Египта и Элама. Всем этим объяс­няется долгая и упорная борьба Ассирии с Вавилоном.

При Ашурбанипале «наместником Бела» (Вавилона) сделался млад­ший брат царя Шамаш-Шумукин. Шамаш-Шумукин изменил Ашурбани-палу, провозгласил независимость Вавилонского царства, а себя объявил вавилонским царем. Из Вавилона во все страны, ко всем царям и народам были отправлены посольства с целью вовлечения их в общий союз против Ассирии.

На призыв Шамаш-Шумукина откликнулись многие цари и народы от Египта до Персидского залива включительно.

Кроме Египта в союз вошли мидяне, Элам, город Тир и другие финикий­ские города, Лидия и арабские шейхи - словом, все, боявшиеся усиления политической гегемонии Ассирии. Узнав о военных приготовлениях Ша­маш-Шумукина, Ашурбанипал объявил его узурпатором и стал готовить­ся к войне.

Враги Ассирии оказались достаточно сильными, и вследствие этого Ашурбанипалу пришлось вести борьбу с большой осторожностью. Было очевидно, что исход всей кампании зависит от поведения таких богатых и влиятельных городов Междуречья, как Вавилон и Ниппур, и соседнего царства Элама. Это понимал и ассирийский царь. Поэтому он немедленно обратился к названным городам с дипломатическим посланием, текст ко­торого сохранился в царском архиве.Содержание этого важнейшего до­кумента дипломатии древневосточных народов заслуживает особого вни­мания.

Обращение царя Ассирии к вавилонскому народу:

«Я пребываю в добром здравии. Да будут ваши сердца по сему случаю пре­исполнены радости и веселья.

Я обращаюсь к вам по поводу пустых слов, сказанных вам лживым чело­веком, именующим себя моим братом. Я знаю все, что он говорил вам. Все его слова пусты, как ветер. Не верьте ему ни в чем. Я клянусь Ашуром и Мар-дуком, моими богами, что все слова, произнесенные им против меня, достой­ны презрения. Обдумав в своем сердце, я собственными моими устами заяв­ляю, что он поступил лукаво и низко, говоря вам, будто я "намереваюсь опо­зорить славу любящих меня вавилонян, так же как и мое собственное имя" Я таких слов не слыхал. Ваша дружба с ассирийцами и ваши вольности, ко­торые мною установлены, больше, чем я полагал Не слушайте ни минуты

его лжи, не грязните вашего имени, которое не запятнано ни передо мною, ни перед всем миром. Не совершайте тяжкого греха перед богом...

Имеется еще нечто такое, что, как мне известно, вас сильно тревожит. "Так как, - говорите вы, - мы уже восстали против него, то он, покорив нас, увеличит взимаемую с нас дань". Но это ведь дань только по названию. Так как вы приняли сторону моего врага, то это уже можно считать как бы наложенной на вас данью и грехом за нарушение клятвы, принесенной бо­гам. Смотрите теперь и, как я уже писал вам, не порочьте вашего доброго имени, доверяясь пустым словам этого злодея.

Прошу вас в заключение как можно скорее ответить на мое письмо.

Месяц Аир, 23 числа, грамота вручена царским послом Шамаш-Балат-Суикби».

Обращение Ашурбанипала к населению Вавилона и обещание сохранять впредь вольности города имели решающее значение для всей последующей истории отношений с вавилонским царем. Города отпали от Шамаш-Шу-мукина и перешли на сторону Ашурбанипала.

Сохранение союза Вавилона с Ашурбанипалом нанесло удар всему дви­жению, поднятому Шамаш-Шумукином, который являлся в глазах асси­рийского царя узурпатором.

Сохранилось еще другое обращение того же самого царя к жителям го­рода Ниппура, в котором тогда находился ассирийский представитель Бе-либни. К сожалению, этот документ сильно испорчен, что часто затрудняет точную передачу его смысла.

По обычаю того времени царское послание начинается торжественным приветствием.

«Слово царя вселенной к Белибни и гражданам города Ниппура, всему народу, старому и молодому.

Я пребываю в добром здравии. Да будут ваши сердца по сему случаю пре­исполнены радости и веселья».

Далее следует изложение самой сущности дела. Речь, по-видимому, идет о поимке главы антиассирийской партии, покинувшего Ниппур пос­ле взятия города ассирийскими войсками. «Вы знаете, - пишет царь, - что вся страна разрушена железными мечами Ашура и моими богами, вы­жжена огнем, вытоптана копытами животных и повержена ниц перед моим лицом. Вы должны захватить всех мятежников, которые ищут ныне спасения в бегстве. Подобно человеку, который у дверей просеивает зерна, вы должны отделить его от всего народа. Вам надлежит занять ука­занные вам места. Конечно, он изменит теперь свой план побега... Вы не должны никому позволять выходить из ворот города без тщательного обыс­ка. Он не должен уйти отсюда. Если же он каким-либо путем ускользнет через лазейку, то кто позволит ему это сделать, будет строго мною нака­зан со всем своим потомством. Тот же, кто захватит его и доставит ко мне живым или мертвым, получит большую награду. Я повелю бросить его на

весы, определю его вес и доставившему его мне уплачу количество сереб­ра, равное этому весу...

Прочь всякую медлительность и колебания. Прочь! Я уже писал вам об этом. Вам дано строгое повеление. Следите, чтобы связали его, прежде чем он уйдет из города».

Другим источником для знакомства с ассирийской дипломатией служат тайные донесения царских уполномоченных. Во всех городах «царь вселен­ной» имел своих людей, которые обычно именовали себя в переписке цар­скими рабами или слугами. Из этих донесений видно, с каким вниманием ассирийские уполномоченные следили за всем, что происходило в погра­ничных областях и соседних государствах. О всех замеченных ими переме­нах: приготовлениях к войне, передвижении войск, заключении тайных союзов, приеме и отправлении послов, заговорах, восстаниях, постройке крепостей, перебежчиках, угоне скота, урожае и прочем они немедленно ставили в известность царя и его чиновников.

Больше всего донесений сохранилось от вышеназванного царского упол­номоченного Белибни, находившегося во время военных операций в Вави­лоне или Эламе. После разгрома Шамаш-Шумукина многие вавилоняне бежали из опустевшего города в соседний Элам. В числе бежавших нахо­дился и внук престарелого вавилонского царя Мардук-Белиддина. Элам становился центром антиассирийских группировок и очагом новой войны. Это сильно беспокоило ассирийского царя, который не решался немедлен­но открыть военные действия против Элама. С целью выиграть время Ашур-банипал отправил в Элам посольство, старался разжечь раздоры в правя­щей фамилии, неугодных ему правителей устранял, а на их место ставил своих приверженцев.

Прибыв в Элам, посольство царя Ашура потребовало немедленной выда­чи беглецов. Требование было выражено в весьма решительной форме. «Если ты не выдашь мне этих людей, - заявлял царь Ашура, - то я пойду на тебя войной, разорю твои города и уведу их жителей в плен, а тебя сверг­ну с престола и посажу на твое место другого. Я раздавлю тебя так же, как раздавил прежнего царя Теуемана, твоего предшественника». Эламский царь (Индабигас) вступил в переговоры с ассирийским царем, но отказался выдать беглецов. Вскоре после этого Индабигас был убит одним из своих военачальников Уммалхалдашем, который провозгласил себя царем Эла­ма. Однако Уммалхалдаш не оправдал доверия Ашурбанипала и вследствие этого был свергнут с престола, а Элам подвергся жестокому опустошению (около 642 г. до н. э.).

«Я уничтожил моих врагов, жителей Элама, которые не пожелали вой­ти в лоно Ассирийского государства. Я отсек им головы, отрезал губы и пе­реселил в Ашур».

В таких словах Ашурбанипал изображает свою расправу с эламитами.

После изгнания Уммалхалдаша на престол Элама был возведен новый царь Таммарит, поддержанный ассирийским двором. Некоторое время Там-марит успешно выполнял приказы ассирийского царя, но потом неожидан-

но изменил ему, организовал заговор против Ашурбанипала и перебил цар­ские гарнизоны, стоявшие в Эламе. Это послужило поводом к открытию военных действий между Эламом и Ассирией. Во время этой войны элам­ский царь был убит, и на политической арене вновь появился Уммалхал-даш. Он захватил город Мадакту и крепость Бет-Имби, но на этом его успе­хи и закончились. Ашурбанипал, подтянувший свежие силы, взял столи­цу Элама Сузы, «вступил во дворец эламитских царей и предался в нем от­дохновению».

Занятие ассирийскими войсками столицы Элама еще не означало пол­ного покорения страны. Война продолжалась. Враждебные Ассирии эле­менты сгруппировались около Набу-Бел-Шумата, вавилонского царевича, который находился в Эламе. Поимка мятежного вавилонянина была пору­чена Ашурбанипалом Уммалхалдашу, который вновь всячески искал сбли­жения с ассирийским царем. В конце концов мятежное движение было по­давлено. Набу-Бел-Шумат лишил себя жизни. После этого Элам утратил политическую самостоятельность и вошел в состав Ассирийского царства.

Все вышеописанные события, связанные с покорением Элама, с мель­чайшими подробностями отражены в донесениях Белибни и других про­водников ассирийского влияния в Эламе. В 281-м письме (по изданию «Цар­ская корреспонденция Ассирийской империи» Л. Уотермана) Белибни сле­дующим образом описывает положение вещей в Эламе после вступления ассирийских войск:

«Царю царей, моему повелителю, твой раб Белибни. Новости из Элама: Уммалхалдаш, прежний царь, который бежал, затем вернулся, захватил престол и, подняв восстание, покинул город Мадакту. Захватив мать, жену, детей и всю свою челядь, он перешел реку Улаи в южном направлении. Он подступил к городу Талах, его военачальники Умманшибар, Ундаду и все его союзники идут к городу Шухарисунгур. Они говорят, что намерены по­селиться между Хуханом и Хайдалу.

Вся страна вследствие прибытия войск царя царей, моего повелителя, объята великим страхом. Элам как бы поражен чумой. Когда они [мятеж­ники] увидали столь великие бедствия, они впали в ужас. Когда они при­шли сюда, вся страна отвернулась от них. Все племена Таххашаруа и Шал-лукеа находятся в состоянии мятежа.

Уммалхалдаш вернулся в Мадакту и, собрав своих друзей, упрекал их такими словами: "Разве я не говорил вам, прежде чем я оставил город, что желаю изловить Набу-Бел-Шумата, которого я должен был выдать царю Ассирии, чтобы он не посылал против нас своих войск? Разве вы не уразу­мели моих слов? Вы - свидетели сказанного"».

«И вот, - пишет далее Белибни, - теперь, если будет угодно царю ца­рей, моему господину, пусть он пришлет скрепленную царскими печатями грамоту на имя Уммалхалдаша о поимке Набу-Бел-Шумата и прикажет мне собственноручно передать ее Уммалхалдашу. Разумеется, мой повелитель думает: "Я отправлю тайное послание с приказом схватить его". Но когда прибудет царский посланный в сопровождении вооруженной свиты, про-

клятый Белом, Набу-Бел-Шумат услышит об этом, подкупит царских вель­мож, и они его освободят. Поэтому пусть боги царя царей устроят дело так, чтобы мятежник был схвачен без всякого кровопролития и доставлен царю царей».

Послание заканчивается заверениями в полной преданности Белибни своему повелителю.

«Я точно выполнил приказ царя царей и делаю все согласно его жела­нию. Я не иду к нему, так как мой господин не зовет меня. Я поступаю по­добно собаке, которая любит своего господина. Господин говорит: "Не ходи близко к дворцу", и она не подходит. Чего царь не приказывает, того и не делаю».

Те же самые средства ассирийцы применили и в отношении северных государств Урарту и других. В северные страны ассирийцев привлекали железные и медные рудники, обилие скота и торговые пути, которые свя­зывали север с югом и запад с востоком. Ванское царство было наводнено ассирийскими разведчиками и дипломатами, следившими за каждым дви­жением царя Урарту и его союзников. Так, в одном письме Упахир-Бел ста­вит в известность царя о действиях правителей армянских городов.

«Царю царей, моему повелителю, твой раб Упахир-Бел. Да будет здрав царь. Да пребывают в добром состоянии его семья и его крепости. Пусть сердце царя преисполнится радостью.

Я отправил особого уполномоченного собрать все новости, которые каса­ются Армении. Он уже вернулся и, по своему обыкновению, сообщил сле­дующее. Враждебно к нам настроенные люди в настоящее время собрались в городе Харда. Они внимательно следят за всем происходящим. Во всех городах до самой Турушпии стоят вооруженные отряды... Пусть мой госпо­дин дозволит прислать вооруженный отряд и разрешит мне занять город Шурубу во время жатвы».

Сходного типа донесение о положении дел в Урарту находим в письме Габбуаны-Ашура. «Царю, моему владыке, твой слуга Габбуана-Ашур. В ис­полнение твоего повеления относительно наблюдения за народом страны Урарту сообщаю. Мои посланцы уже прибыли в город Курбан. А те, кото­рые должны пойти в Набули, Ашурбелдан и Ашуррисуа готовы отправить­ся. Имена их известны. Каждый из них выполняет одну определенную за­дачу. Ничего не упущено, все сделано. У меня имеются такие данные: на­род страны Урарту еще не продвинулся за город Турушпию. Нам надлежит быть особенно внимательным к тому, что мне приказал царь. Мы не долж­ны допускать какой-либо небрежности. В шестнадцатый день месяца Там-муза я вступил в город Курбан. В двенадцатый день месяца Аб я отправил письмо царю, моему владыке...»1.

Другой ассирийский уполномоченный доносит из Урарту о прибытии по­слов от народа страны АН дня и Закария в город Уази. Они прибыли по очень

1 Royal correspondence of the Assyrian Empire /Ed by L Waterman Michigan, 1930 P J. №123. P. 85.

важному делу - поставить в известность жителей этих мест, что ассирий­ский царь замышляет против Урарту войну. По этой причине они предла­гают им вступить в военный союз. Далее указывается, что на военном сове­щании один из военачальников предлагал даже убить царя Ашура.

Борьба между Ассирией и Урарту продолжалась несколько столетий, но не привела к определенным результатам. Несмотря на ряд поражений и всю изворотливость ассирийской дипломатии, народы Урарту сохранили свою независимость и пережили своего сильнейшего противника - Ассирию.

При Ашурбанипале Ассирия достигает высшей точки своего могущества и включает в себя большую часть стран Переднего Востока. Границы Асси­рийского царства простирались от снеговых вершин Урарту до порогов Ну­бии, от Кипра и Киликии- до восточных границ Элама. Обширность асси­рийских городов, блеск двора и великолепие построек превосходили все когда-либо виденное. Ассирийский царь разъезжал по городу в колеснице, в которую были впряжены четыре пленных царя; по улицам были расстав­лены клетки с посаженными в них побежденными царями. И тем не менее Ассирия клонилась к упадку. Признаки ослабления ассирийской мощи чувствуются уже при Ашурбанипале. Беспрерывные войны истощили силы

Ассирии. Число враждебных коалиций, с которыми приходилось бороться ассирийским царям, все возрастало. Положение Ашура сделалось крити­ческим вследствие притока новых народов, приходивших с севера и восто­ка, - киммеров, скифов, мидян и, наконец, персов. Ассирия не выдержа­ла напора этих народностей, постепенно утратила свое руководящее поло­жение в международных отношениях Востока и стала добычей новых заво­евателей. В VI в. до н. э. самым сильным государством античного мира становится Персия, вобравшая в себя все страны Древнего Востока.

Вступление Персии на мировую арену открывается широковещательным манифестом «царя стран» Кира, обращенным к вавилонскому народу и жречеству. В этом манифесте персидский завоеватель именует себя освобо-

дителем вавилонян от ненавистного им царя (Набонида), тирана и утесни-теля старой религии. «Я - Кир, царь мира, великий царь, могучий царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света... отпрыск вечного царства, династия и владычество которого любезны сердцу Бела и Набу. Когда я мирно вошел в Вавилон и при ликованиях и веселии во двор­це царей занял царское жилище, Мардук, великий владыка, склонил ко мне благородное сердце жителей Вавилона за то, что я ежедневно помыш­лял о его почитании...»

Персидская держава Ахеменидов представляла собой одно из самых мо­гучих древневосточных политических образований. Влияние ее распрост­ранялось далеко за пределы классического Востока как в восточном, так и в западном направлениях.

Дипломат и дипломатия по учению Ману (первое тысячелетие до н. э.)

Интереснейшим памятником древневосточной дипломатии и междуна­родного права являются индийские законы Ману. Подлинный текст зако­нов Ману до нас не дошел. Сохранилась лишь его позднейшая (стихотвор­ная) передача, по всей вероятности относящаяся к I в. Законы Ману были в этой редакции открыты англичанами в XVIII в. Написаны они на класси­ческом санскрите. В XIX-XX вв. они переведены были на ряд европейских языков, в том числе и на русский.

Согласно индийскому преданию, законы Ману - божественного проис­хождения: относятся они к эпохе легендарного Ману, считавшегося родо­начальником арийцев. По своему характеру законы Ману представляют собой свод различных древнеиндийских постановлений, касающихся по­литики, международного права, торговли и военного дела. Эти правила складывались на протяжении всего первого тысячелетия до н. э.

С формальной стороны законы Ману являются сводом законов Древней Индии. Но содержание памятника значительно шире и разнообразнее. Он богат философскими рассуждениями; много внимания уделено в нем рели­гиозным и нравственным правилам.

В основу древнеиндийской философии положено учение о совершенном человеке-мудреце. Под этим углом зрения рассматривается и дипломатия. Центр внимания переносится на личные качества дипломата, от которых зависит успех дипломатической миссии.

Дипломатическое искусство, согласно учению Ману, заключается в уме­нии предотвращать войну и укреплять мир. «Мир и его противоположность [война] зависят от послов, ибо только они создают и ссорят союзников. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят между царями мир или война».

Дипломат осведомляет своего государя о намерениях и планах иностран­ных правителей. Тем самым он предохраняет государство от грозящих ему

опасностей. Поэтому дипломат должен быть человеком проницательным, всесторонне образованным и способным расположить к себе людей. Он дол­жен уметь распознавать планы иностранных государей не только по их сло­вам или действиям, но даже по жестам и выражению лица1.

Главе государства рекомендуется назначать дипломатов с большим вы­бором и осторожностью. Дипломат должен быть человеком почтенного воз­раста, преданным долгу, честным, искусным, обладающим хорошей памя­тью, представительным, смелым, красноречивым, «знающим место и вре­мя действия». Самые сложные вопросы международной жизни должны разрешаться прежде всего дипломатическим путем. Сила стоит на втором месте.

Таковы основы учения Ману, касающиеся дипломатии и роли дипло­мата.

ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. Международные связи Древней Греции

В своем историческом развитии Древняя Греция, или Эллада, прошла ряд сменявших друг друга общественных укладов. В гомеровский период эллинской истории (XII-VIII вв. до н. э.), в условиях складывавшегося ра­бовладельческого государства еще сохранялся родовой строй. Для Греции классического периода (VIII-IV вв. до н. э.) характерным типом полити­ческого образования являлись города-государства, по-гречески полисы. Между этими самодовлеющими мирками возникали самые разнообразные формы международных связей.

Проксения

Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции была проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в нем, по сравнению с прочими иност­ранцами, известными правами и преимуществами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Со своей стороны про-ксен принимал на себя нравственное обязательство по отношению к горо­ду, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интере­сам и быть посредником между ним и властями своего города. Через про-ксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посоль­ства обращались прежде всего к своему проксену.

Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распростра­нение, лег в основу всех последующих международных связей Древнего мира.

Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, со­стояли под покровительством божества - Зевса-Ксения (гостеприимца).

Амфиктионии

Столь же древним международным институтом были и амфиктионии. Так назывались религиозные союзы, возникавшие возле святилища како­го-либо особо чтимого божества. Как показывает само наименование, в эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища (амфиктионы - вокруг живущие), вне зависимости от их родственных отношений. Перво­начальной целью амфиктионии были общие жертвоприношения и празд­нества в честь почитаемого божества, защита храма и его сокровищ, накоп­лявшихся от частных и общественных приношений, а также наказание свя­тотатцев - нарушителей священных обычаев.

В случае надобности собравшиеся на празднества совещались по обще­ственным делам, представлявшим интерес для всех членов данной амфик-

тионии. Во время празднеств запре­щалось вести войны и провозглашал­ся «божий мир» (иеромемия). Таким образом, амфиктионии превраща­лись в религиозно-политический ин­ститут международного характера.

Амфиктионии в Древней Греции существовало много. Самой древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильская амфик-тиония. Она образовалась из двух ам­фиктионии: Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопиль­ской при храме Деметры. В Дельфий-ско-Фермопильскую амфиктионию входило 12 племен. Из них каждое имело по два голоса.

Верховным органом амфиктионии было общее собрание. Оно созывалось два раза в год, весной и осенью, в Фер­мопилах и Дельфах. Решения общего собрания были обязательны для всех амфиктионов. Уполномоченными ли­цами собрания, фактически руково­дившими всеми делами, были иеро-мнемоны, назначаемые государствами по числу голосов амфиктионии, т. е. в количестве 24. Одной из главнейших обязанностей иеромнемонов было со­блюдение «божьего мира» и устрой­ство религиозных празднеств.

2 История ли ом щи

В конце V и IV вв. до н. э. появляется еще новая коллегия -пилагоров. Через посредство пилагоров и иеромнемонов входившие в состав амфикти-оний города приносили друг другу клятвы и принимали на себя известные обязательства по отношению к амфиктионам. Дельфийско-Фермопильская амфиктиония представляла значительную политическую силу, оказывав­шую большое влияние на международную политику Греции. В руках Дель-фийско-Фермопильской амфиктионии сосредоточивалась и светская, и ду­ховная власть. Дельфийские жрецы объявляли и прекращали войну, на­значали и смещали общих правителей, входивших в амфиктионию. Иером-немоны считались провозвестниками воли Аполлона. Согласно преданию, у дельфийских жрецов имелись «тайные книги», в которых содержались древние предсказания. Читать их разрешалось только тем, кто признавал­ся потомком самого Аполлона, т. е. жрецам и царям.

Могущественным орудием в руках греческого жречества были священ­ные войны, которые оно направляло против всех, причинявших какой-либо ущерб святилищу Аполлона. В священной войне должны были принимать участие все члены амфиктионии, связанные присягой. Текст этой присяги гласил: «Не разрушать никакого города, принадлежащего амфиктионии; не отводить воды ни во время мира, ни во время войны; общими силами выступать против всякого нарушителя присяги, разорять его город; нака­зывать всеми средствами, имеющимися в распоряжении, всякого, дерзнув­шего нарушить достояние бога рукой или ногой »х.

Все политические договоры, прямо или косвенно, утверждались дель­фийским жречеством. По всем спорным вопросам международного права тяжущиеся стороны обращались в Дельфы. Сила жречества заключалась не только в его духовном, но и в материальном влиянии. Дельфы распола­гали огромными капиталами, образовавшимися из взносов городов, от до­ходов с массы паломников, от храмовых ярмарок и ростовщических сде­лок. Все это объясняет ту страстную борьбу, которая велась между грече­скими государствами за влияние и голоса в Дельфийской амфиктионии в V-IV вв. до н. э.

Договоры и союзы

Третьим видом международных связей Греции служили договоры и во­енно-политические союзы - симмахии. Из них самыми значительными были Лакедемонская и Афинская (Делосекая) симмахии.

Лакедемонская симмахия образовалась в VI столетии до н. э. как союз городов и общин Пелопоннеса. Во главе союза стояла Спарта. Высшим со­юзным органом было общесоюзное собрание (силлогос), созываемое горо­дом-гегемоном (Спартой) один раз в год. Все города, входившие в союз, име­ли в нем по одному голосу, вне зависимости от их величины и значения.

1Aesckines. De male gesta legatioue, 115. In Ctosiphontern, 10.

Дела решались по большинству голосов, после долгих прений и всяческих дипломатических комбинаций.

Другим крупным союзом эллинских городов была Афинская, или Де-лосская, симмахия, во главе которой стояли Афины. Делосская симмахия образовалась во время греко-персидских войн для борьбы с персами. Де­лосская симмахия отличалась от Лакедемонской двумя чертами: во-первых, входившие в нее союзники платили особый взнос (форос) в общественную казну на Делосе; во-вторых, они более зависели от своего гегемона - Афин. С течением времени Делосская симмахия превратилась в афинскую держа­ву (архэ).

Отношения между обеими симмахиями с самого начала были враждеб­ными. В конце концов во второй половине V в. это привело к общегрече­ской Пелопоннесской войне.

Послы и посольства

Возникавшие между общинами и полисами конфликты разрешались при посредстве специальных уполномоченных лиц, или послов. В гомеровской Греции они назывались вестниками (керюкс, ангелос), в классической Гре­ции - старейшинами (пресбейс).

В государствах Греции, как, например, в Афинах, Спарте, Коринфе и других, послы избирались Народным собранием из лиц почтенного возра­ста, не моложе 50 лет. Отсюда и происходит термин «старейшины». Обыкновенно послы избирались из состоятельных граждан, пользовав­шихся авторитетом, имевших проксенов в других городах, степенных, рассудительных и красноречивых. Чаще всего посольские поручения да­вались архонтам данного города и в особенности архонту-полемарху (вое­начальнику).

Известны случаи, когда послами назначали актеров. Актером, напри­мер, был знаменитый оратор Эсхин, представлявший афинское государство у македонского царя Филиппа П. Избрание актеров для выполнения высо­кой и почетной миссии посла находит свое объяснение в большом значе­нии, какое в античных обществах имели красноречие и декламация. Ис­кусство актера придавало большой вес и убедительность словам делегата, выступавшего на многолюдном собрании, на площади или в театре.

Число членов посольства не было установлено законом: оно определя­лось в зависимости от условий данного момента. Все послы считались рав­ноправными. Лишь позже вошло в обычай выбирать главного посла - «ар­хистарейшину» , председателя посольской коллегии. На содержание послов за время их полномочий отпускались некоторые денежные суммы, «дорож­ные деньги». К послам назначался определенный штат прислуги. При от­правлении им давались рекомендательные письма (симбола) к проксенам города, в который выезжало посольство. Цель посольства определялась вру­чаемыми старейшинами инструкциями, написанными на грамоте, состо-

явшей из двух сложенных вместе листов (5исА,оца). Отсюда и происходит самый термин «дипломатия».

Инструкции служили основным руководством для послов. В них указы­валась цель посольства; однако в пределах данных инструкций послы пользо­вались известной свободой и могли проявлять собственную инициативу.

Послы, прибывшие на место своего назначения, одни или вместе с про-ксеном направлялись к должностному лицу данного города, ведавшему дипломатическими делами. Они предъявляли ему свои грамоты и получа­ли от него соответствующие указания и советы.

В ближайшие после регистрации дни (в Афинах обычно через пять дней) послы выступали в Совете или Народном собрании с объяснением цели сво­его прибытия. После этого открывались публичные дебаты или же дело пе­редавалось на рассмотрение специальной комиссии.

Как правило, к иностранным послам относились с почтением, обеспечи­вали им хороший прием, предлагали подарки, приглашали на театральные представления, игры и празднества. По возвращении в родной город члены посольства отдавали отчет в Народном собрании о результатах своей миссии. В случае одобрения им выдавались почетные награды. Самой высокой из них

был лавровый венок с приглашением на следующий день обедать в прита-нии, особом здании близ Акрополя, в котором обедали почетные гости госу­дарства. Каждому гражданину предоставлялось право при отчете посла вы­сказывать свое мнение и даже выступать против посла с обвинениями.

Одной из главных обязанностей послов в Греции, как и вообще в антич­ных государствах, было заключение союзов с другими государствами и под­писание договоров. На договор в Древнем мире смотрели, как на нечто ма­гическое. Нарушение договора, по суеверному убеждению людей древно­сти, влекло за собой божественную кару. Поэтому заключение договоров и ведение дипломатических переговоров в Греции были обставлены строги­ми формальностями. Договорные обязательства скреплялись клятвами, призывавшими в свидетели сверхъестественную силу, якобы освятившую подписанный договор. Клятвы давались обеими сторонами в присутствии магистратов того города, где подписывался договор. К клятве присоединя­лось еще проклятие, падавшее на голову нарушителя договора.

Возникавшие на почве нарушения договора споры и столкновения пе­редавались на рассмотрение третейской комиссии. Она налагала на винов­ников нарушения денежные пени, которые вносились в казну какого-либо божества - Аполлона Дельфийского, Зевса Олимпийского и др. Из надписей известны такие взыскания, равнявшиеся десяти и более талан­там, что в то время составляло очень крупную сумму. В случае упорного нежелания подчиняться требованиям третейского суда против непокор­ных городов предпринимались принудительные меры, до священной вой­ны включительно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...