Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Крестьянская «война против десятины» и ее результаты




Личфильдхаузское соглашение было подписано в самый разгар широких крестьянских выступлений против англиканской церкви, владевшей в Ирландии 600 тыс. акров превосходной земли Одним из источников ее дохода являлся налог на урожай, получаемый арендаторами (десятина), который приносил около 1/2 млн.ф.ст. в год. Фактически же сборщики налогов отбирали у крестьян более 1/10 урожая, пополняя тем самым и свои доходы. Обращаться в суд по поводу злоупотреблений было равносильно, как говорили в то время, «обращению в ад с жалобой на дьявола».

Против непомерных притязаний церкви крестьяне могли бороться только методом «аграрного террора». В различных районах страны действовали десятки тайных крестьянских обществ, члены которых нападали на сборщиков налогов и их охрану, прятали урожай, отбирали конфискованное за неуплату налога имущество и возвращали его арендаторам. К середине 30-х годов крестьянские выступления приобрели почти повсеместный характер. Тех, кто отказывался поддерживать тайные общества и не присоединялся к борьбе против десятины, подвергали мерам воздействия, предвосхитившим бойкот 80-х годов. Сборщики десятины могли действовать только под охраной полиции и солдат. Крестьян поддерживала городская беднота, а также низшее католическое духовенство, что свидетельствовало о возможности перерастания развертывавшейся аграрной борьбы в национальную.

Правительство, вынужденное пойти на уступку, постаралось, как всегда, «уравновесить» положение путем проведения соответствующих актов. В мае 1838 г. ненавистная десятина была заменена налогом на аренду, при этом сумма поступлений англиканской церкви почти не изменилась. Вводились еще более строгие законы против крестьян — участников тайных обществ. Эту политику правительства поддерживали О'Коннел и его окружение. Именно это имел в виду Маркс, когда отмечал, что «ирландская бригада... ни разу не предотвратила, ни одной подлости по отношению к Ирландии, ни одной несправедливости по отношению к английскому народу».

В конце 30-х годов британское правительство распространило на Ирландию действие «закона о бедных», отменявшего пособие по бедности и вводившего, как и в Англии, работные дома с суровым режимом принудительного труда. Под действие этого закона подпала почти 1/3 населения. Ирландия была разделена на 130 округов, с работным домом в каждом из них.

Введение работных домов было еще одним стимулом для увеличения эмиграции ирландских крестьян. Британская промышленность получила дополнительный приток дешевой рабочей силы.

Начало организованного рабочего движения. Социалист-утопист Уильям Томпсон

Первые, организованные выступления ирландских пролетариев относятся к 20-м годам XIX в. и отражают процесс формирования рабочего класса Ирландии. Более интенсивно этот процесс происходил на севере страны, в Ольстере, где в отличие от остальных районов уже начался промышленный переворот. Льняная промышленность и судостроение, рост которых был обусловлен капиталовложениями английских и шотландских предпринимателей, привлекали тысячи рабочих со всех концов Ирландии. Росло также рабочее население Дублина, Корка и других портовых городов.

Первые объединения рабочих по профессиям — ирландские тред-юнионы появлялись, как в Англии и Шотландии, нелегально и были весьма непрочными. Они распадались, возникали вновь и снова терпели поражение. Но уже в 20-х годах молодой ирландский пролетариат заявил о себе первыми стачками в ряде городов страны. В конце 20-х — начале 30-х годов на севере страны появились тред-юнионы рабочих — прядильщиков хлопка, входившие в Ассоциацию прядильщиков всего Соединенного королевства, во главе которой стоял ирландец Джон Догертп. Будучи в то же время редактором печатного органа Ассоциации газеты «Войс оф пипл («Голос народа»), он много внимания уделял в ней национальному движению, что содействовало популярности газеты среди населения. В 30—40-х годах рабочие Дублина и других городов страны поддерживали чартистское движение в Англии и Шотландии, открыто выражая свое одобрение программе чартистов.

К 20-м годам относится и выступление выдающегося ирландского социалиста-утописта Уильяма Томпсона. Он родился в 1785 году в Корке, в богатой англо-ирландской семье. Свой путь к социализму Томпсон начал под непосредственным воздействием учения Сен-Симона, с которым познакомился в 1814 г. во время путешествия по Франции. После посещения Ирландии Робертом Оуэном в 1822 г. Уильям Томпсон становится его преданным сторонником и учеником, хотя в ряде вопросов пошел значительно дальше своего учителя. Из теории трудовой стоимости Давида Рикардо Томпсон сделал далеко идущие социалистические выводы. В произведениях «Исследование о принципах распределения богатства, более способствующих человеческому счастью» (1824 г.), «Вознагражденный труд, примирение труда и капитала, или как обеспечить труду весь продукт его усилий» (1827 г.) и других Томпсон резко критиковал систему наемного труда и пытался указать путь, ведущий к избавлению трудящихся от угнетения и нищеты. В «Исследовании» Томпсон излагал свою точку зрения на причины угнетенного положения рабочих, «действительно создающих при помощи науки все богатства», указывал на чудовищную узурпацию капиталистами и лендлордами накопленного человеческим трудом богатства. Томпсон писал: «Пока существует класс капиталистов, общество не может быть здоровым. Любая добыча, вырванная из рук политической власти, будет отниматься другим путем (под названием прибыль) капиталистами, которые, пока они остаются капиталистами, всегда будут законодателями».

Один из способов, ведущих к справедливому распределению богатства, к освобождению трудящихся, полагал Томпсон, состоит в ликвидации их политического бесправия путем введения всеобщего избирательного права для мужчин и женщин. Он возлагал большие надежды на то, что угнетенные слои населения, взявшие власть в свои руки, сами найдут, как «обуздать капиталистов».

Практический путь к решению поставленных вопросов Томпсон вслед за Оуэном видел в развитии кооперативного движения и принял в нем самое активное участие. Он был одним из организаторов общества «Кооператоры-миссионеры», которое в 30-х годах развернуло широкую деятельность в Англии.

В собственном поместье Томпсон организовал опытную ферму для своих арендаторов, создав им самые благоприятные, с его точки зрения, условия труда. В качестве «дополнения к сельскому хозяйству» были созданы промышленные предприятия для производства шелка и льна. Для детей арендаторов была открыта бесплатная школа. Со смертью Томпсона ферма прекратила существование.

Идеи Уильяма Томпсона при всей их утопичности содержали талантливые догадки о будущем социалистическом обществе, характерные для той плеяды социалистов-утопистов 20—30-х годов, выступления которых непосредственно предшествовали появлению марксизма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...