Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Движение за «эмансипацию католиков». Билль 1829 г. Личфильдхаузское соглашение




Социальный и политический гнет, всей тяжестью давивший на ирландских крестьян и городскую бедноту, сказывался, хотя и в значительно меньшей степени, на положении молодой буржуазии и помещиков католического вероисповедания, католического духовенства. Католики, составлявшие 90% всего населения Ирландии, все еще были лишены политических прав. Вне зависимости от их классовой принадлежности они не могли избираться в палату общин, становиться судьями, занимать какой-либо гражданский или военный пост. Привилегированное положение протестантов способствовало разжиганию религиозной розни, что всегда являлось важным рычагом в руках британских колонизаторов.

Специфической особенностью ирландского национального движения являлось переплетение в нем социального, национального и религиозного вопросов. Поэтому на всех этапах борьбы ирландского народа за свою независимость всегда выдвигались национальные, социальные и религиозные требования, хотя в зависимости от условий менялась их «очередность». Так, в 20-х годах XIX в. в национальном движении Ирландии на первый план выдвинулся религиозный вопрос — предоставление католическому населению политических прав («эмансипация католиков»). Широкая поддержка, оказанная крестьянскими массами и городскими низами, видевшими в его решении также и путь к ослаблению гнета лендлордов, свидетельствовала о том, что движение носит не только религиозный характер. Возглавляла его Католическая ассоциация, созданная в 1823 г. по инициативе представителя помещичьих кругов адвоката Даниэла О'Коннела. Его поддерживали помещики и буржуазия, надеявшиеся получить, таким образом, возможность проникнуть в государственный аппарат. Лидеры движения понимали, что они не смогут добиться «эмансипации католиков» без привлечения широких слоев народа. Для укрепления своей позиции среди крестьянства Ассоциация создала специальный фонд помощи особо бедствующим арендаторам, которым распоряжались католические священники. На митингах ораторы Ассоциации доказывали, что уравнение католиков в правах с протестантами незамедлительно скажется и на положении всего народа.

  Английский кабинет министров несколько раз распускал Ассоциацию, объявляя ее незаконной, но она продолжала действовать, пользуясь поддержкой всего населения страны. Движение приобрело столь острый и массовый характер, и так отчетливо проявлялась в нем ненависть к британскому колонизаторскому режиму, что правительство Великобритании было вынуждено уступить В 1829 г. парламент принял билль об «эмансипации католиков». При условии принесения присяги верности королевской династии ирландцы-католики получали политические права, в том числе право избрания в парламент, хотя по-прежнему не могли занимать высшие государственные должности. Одновременно в Ирландии увеличивается избирательный ценз при выборах в палату общин с 40 шилл. до 10 ф.ст. Таким образом, часть избирателей-арендаторов отстранялась от участия в выборах.

В начале 30-х годов, после проведения билля об «эмансипации католиков» и парламентской реформы 1832 г., частично уничтожившей систему «гнилых местечек», в палате общин среди 100 ирландских депутатов насчитывалось значительное число представителей католической оппозиции во главе с О'Коннелом. «Ирландская бригада», как называла эту фракцию пресса, превратилась во влиятельную политическую силу. Используя противоречия между правящими партиями (тори и вигами), ирландцы могли воздействовать не только на исход голосования по обсуждавшимся текущим вопросам, но и на решение вопроса о пребывании у власти того или иного кабинета министров. Эту роть ирландских депутатов использовала в своих интересах партия вигов. В 1835 г. возглавляемое Мелбриом правительство вигов предложило лидеру «ирландской бригады» Даниэлу О'Коннелу соглашение, по которому ему и его коллегам предоставлялось право самим назначать должностных лиц в Ирландии; взамен этою ирландские депутаты обязались гарантировать правительству поддержку вигов в палате общин. Подписанное в доме лорда Личфильда соглашение (отсюда его название) содержало также обязательство ирландских парламентариев отказаться от агитации за отмену унии на период действия данного договора.

«Я обещаю вам от имени ирландского народа не поднимать разговора об унии... — заявил О'Коннел. — Народ Ирландии готов стать частью империи при условии соблюдения его интересов и справедливости...». Понятия «справедливость», «интересы» относились исключительно к высшим слоям ирландского общества, добивавшимся равных прав с англичанами в управлении страной. Об облегчении участи крестьян и рабочих не было сказано ни слова.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...