Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие права в Древних Афинах




В архаический период основным источником права в Древних Афинах являлся правовой обычай.Ареопаг руководствовался в своей деятельности старинными обычаями, приспосабливая многие из них к новым условиям посредством своих толкований.

Архонт Драконтвпервые издал письменный свод законов в VII веке до н.э. Первые писаные законы относились, в основном, к уголовному законодательству и были направлены, главным образом, на охрану имущественных интересов господствующего меньшинства, к которому принадлежал и сам Драконт. Так, кража полевых плодов наказывалась смертью, так же, как и святотатство или предумышленное убийство. Вообще смертная казньзанимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Драконта. По свидетельству Плутарха, современники говорили, что законы Драконта «писаны кровью».Эти законы были отменены Солоном.В дальнейшем основным источником права становится закон, принимаемый на народных собраниях.

ГРАЖДАНСКОЕ право.В Древних Афинах получило широкое распространение гражданское право. Этому всемерно способствовало активное развитие ремесла, внутренней и внешней торговли, широкое распространение различного рода объединений и товариществ, создаваемых на договорной основе. Несмотря на обилие норм обычного права и отсутствие строгой систематизации и кодификации правовых норм, греческое право отличалось меньшим формализмом, большей свободой в проявлении предприимчивости и инициативы. Это во многом было обусловлено особенностью географического положения Афин. Аттика, область Греции, где находились Афины, была гориста. Здесь было мало плодородных земель, так необходимых для развития сельского хозяйства, и, прежде всего, - земледелия. В тоже время близость моря и наличие удобной гавани открывали возможность для успешного развития ремесленного производства и торговли. Все" это и способствовало быстрому развитию товарно-денежных отношений, что, в свою очередь, требовало их соответствующей правовой регламентации. Поэтому афинское гражданское право было самым развитым среди остальных правовых систем, существующих в тот период времени.

ВЕЩНОЕ право.Основной институт гражданского права -право собственности- в Древней Греции окончательно не сложился, как комплекс широких прав частного собственника, который в римском праве получил наименование «dominium» . В греческом праве даже не было термина, который означал бы совокупность этих прав. Понятие «ousia» означало имущество, совокупность вещей, благ, которыми владеет собственник, но не право собственности. Но недостаточная определенность юридического различия между собственностью и владением, передачи и формы титула приобретения вовсе не означала отсутствия публичных гарантий и прав, исковой защищенности собственности. Истец в судебном порядке мог доказывать своё право на имущество, признания за ним права собственности. Именно афиняне ввели в оборот правило «Собственность - священна и неприсконовенна»,которое у них в дальнейшем позаимствовали римляне, а у последних в период рецепции римского права - европейцы, введя его навечно в правовое сознание, как одни из непререкаемых постулатов, лежащих в основе правового регулирования товарно-денежных отношений.

Широко были распространены и ДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.Аристотель в «Никомаховой этике» различает два вида обязательств: вольныеи невольные,имея в виду два различных их источника: договорыи деликты.

Всякое соглашение любого содержания могло послужить основанием обязательства, хотя формы для обеспечения действительности договора не существовало. В качестве средства обеспечения долговых обязательств действовали задаток, залог и поручительство.

Наиболее распространенным видом договорных обязательств был договор купли - продажи.Он заключался простым неформальным соглашением сторон. Предметом купли - продажи были также рабы. Но после реформы Солона продажа свободных людей в рабство, как уже было отмечено выше, была запрещена. Торговля рабами осуществлялась под контролем государства: афинская казна имела от нее доход, взимая налог.

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ право.Характеристика

Древнегреческого права была бы не полной без анализа его семейного и наследственного права. Вступление в брак считалось в Афинах обязательным, хотя безбрачие и не влекло за собой никаких правовых последствий. Безбрачие рассматривалось лишь как несчастье, поскольку оно неизбежно приводило к прекращению рода и, следовательно, культа предков. Брак в Афинах с древних времен представлял собой разновидность договора купли - продажи. Женщина в таком договоре играла роль пассивную, будучи скорее объектом, нежели субъектом договора. Жених заключал договор не с невестой, а с главой семьи - отцом либо иным родственником, под опекой которого она состояла. Развод для мужчины осуществлялся просто: муж мог в любое время отослать жену из своего дома. Однако в этом случае он обязан был вернуть ей приданое, если только развод не был вызван изменой жены. Никаких формальностей при этом не требовалось. Иначе обстояло дело с разводом по желанию жены. Она должна была обратиться к Архонту с письменным заявлением, в котором излагались основания для развода.

Женщина вела в Афинах затворнический образ жизни.Она жила в доме на особой половине, куда могли войти только члены её семьи. На улице она могла появляться только с закрытым лицом и в сопровождении старшей по возрасту женщины или мужчины. В политической и общественной жизни женщины не могли принимать участия, они не участвовали в работе органов государственной власти, не могли присутствовать на религиозных праздниках.

УГОЛОВНОЕ право.Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. При наиболее серьезных преступлениях, таких как убийство, государственная измена, безбожие, назначалась смертная казнь, причем осужденному предлагалось самому привести приговор в исполнение путем принятия яда. Иногда же ему на выбор предлагались меч или веревка. Во многих случаях заключенных продавали в рабство: так поступали с профессиональными разбойниками и грабителями. При кражах наказание зависело от того, был ли вор застигнут на месте кражи или нет. Вора, застигнутого на месте преступления, можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора - даже убить. В этом случае, как мы видим., государство ещё допускает самосуд. Это обусловлено тем, что государственный аппарата сам ещё не может выполнять самостоятельно многие правоохранительные функции и признаёт элементы самозащиты в отдельных случаях как проявление древних обычаев.

Наказания для рабов и свободных людей были неодинаковы. Наиболее распространенными наказаниями для свободных были штрафы и конфискации. К ним применялась также и атимият.е. лишение гражданских прав, в том числе права обращения с жалобой в суд.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...